The specifics of "digital property" as an object of civil legal relations
THE SPECIFICS OF " DIGITAL PROPERTY" AS AN OBJECT OF CIVIL LEGAL RELATIONS Abstract. Тhe article characterizes various approaches to understanding virtual property, reveals the essence of this concept. The international legal approach to understanding the concept of " property" is shown. Various types of virtual property are presented. The specifics of virtual property as an object of civil legal relations are formulated. Key words: rights, property, digital property, Internet, object of civil law. УДК 347. 44 Сизинцева Виктория Олеговна Самарский государственный экономический университет Россия, Самара e-mail: sizintseva96@mail. ru ВНЕДРЕНИЕ СМАРТ-КОНТРАКТОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Аннотация: в статье рассматриваются актуальные проблемы внедрения смарт-контрактов в деятельность бюджетных организаций. Рассматриваются различные технологические особенности смарт-контракта, как программного кода, и в связи с этим в целях оценки перспективы использования смарт-контрактов бюджетными организациями анализируются особенности правового регулирования экономической деятельности таких организаций. Ключевые слова: смарт-контракты, государственные закупки, бюджетные организации, цифровизация. В настоящее время российское общество проходит через ряд трансформаций. Так, на передний план выходят цифровые технологии и, как следствие, происходит цифровизация различных сфер общества. Применение новых технологий, несомненно, имеет большое значение для дальнейшего развития общества, государства, права и экономики. В свою очередь государственно-правовое регулирование также начинает учитывать потребности времени: в 2017 году Правительство утвердило программу цифровой экономики Российской Федерации, в которой обозначило направления основных мер государственной политики по созданию необходимых условий для развития цифровой экономики Российской Федерации.
Одной из приоритетных технологий, включенной в список сквозных цифровых технологий, которые входят в рамки программы цифровой экономики Российской Федерации, является технология систем распределённого реестра. С помощью данной технологии стало возможным использование смарт-контрактов. Смарт-контракт является алгоритмом, предназначенным для автоматизации процесса исполнения контрактов (А. С. Осмоловская, 2018: ). Смарт-контракт выполняет заранее предписанные условия (алгоритмы), которые после его создания и запуска никто не может изменить (А. А. Максимовская, 2018: ), то есть, программа отслеживает выполнение условий договора и после того, как стороны признают условия договора выполненными, программа автоматически производит транзакцию. Для формирования единого технологического, экономического и правового поля имеется необходимость внедрения цифровых технологий во все институты общества. В том числе, цифровизации должны подвергаться органы и учреждения государственной власти. Таким образом, смарт-контракты должны использоваться органами и учреждениями государственной власти наравне с иными хозяйствующими субъектами. В этой связи необходимо рассмотреть цифровизацию хозяйственной деятельности бюджетных организаций поскольку только таким образом они смогут отвечать современным требованиям экономики и бизнеса. Так, например, ряд бюджетных организаций занимаются деятельностью, которая приносит доход. В современных условиях, важно быть конкурентоспособным, для этого бюджетным учреждениям в своей повседневной деятельности необходимо использовать цифровые технологии, чтобы вести деятельность на уровне с субъектами бизнеса. Бюджетные учреждения в процессе своей деятельности повсеместно заключают договоры. Таким образом, в рамках рассматриваемой темы, целесообразно оценить перспективу использования смарт-контрактов, как одной из самых обсуждаемых технологий, бюджетными учреждениями.
Внедрение той или иной технологии должно осуществляться в соответствии с особенностями деятельности организации, в которую внедряется технология. При внедрении технологии смарт-контрактов в деятельность бюджетных организаций прежде всего следует учитывать, что бюджетные организации заключают договоры в том числе по результатам процедуры государственных закупок. При оценке перспективы использования смарт-контрактов органами и учреждениями УИС можно отметить следующее. Внедрение технологии систем распределенного реестра в процедуру государственных закупок в принципе предоставит ряд возможностей. Авторы отмечают, что блокчейн — это универсальный инструмент для построения инновационной системы закупок (Бижоев Б. М., 2018: 116), а внедрение технологии систем распределенного реестра позволит экономить временной ресурс, путем введения определенных шаблонов, которые будут содержаться в программном коде. Кроме того, переход на электронный документооборот в этом случае исключит из процедуры ряд действий, которые необходимо было бы произвести с бумажными носителями (Н. Г. Косян, И. В. Милькина, 2019). Исследователи также отмечают, что внедрение смарт-контрактов в деятельность бюджетных учреждений позволит сделать процедуру закупок более прозрачной, что значительно снизит коррупционный фактор. «Умные контракты» будут значительно способствовать окончательному формированию интеллектуальной контрактной системы в сфере закупок, т. е. «совокупности участников контрактной системы и осуществляемых ими действий, проводимых с использованием информационно-вычислительных систем с интеллектуальной поддержкой и направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд» (М. В. Шмелева, 2019: ). Однако, в виду того, что расчеты по сделкам государственных учреждений осуществляются в особом порядке, установленным бюджетным законодательством и подвергаются контролю со стороны государства, существует ряд проблем во внедрении смарт-контрактов в деятельность государственных учреждений.
Во-первых, для произведения расчетов по договорам, заключенным с использованием технологии смарт-контрактов необходимо использование криптовалюты в качестве платежного средства. Бюджетные организации в силу специфики их экономической деятельности не могут использовать крипто валюту, а, соответственно им не доступны смарт-контракты. В настоящее время ведется широкое обсуждение проекта «Цифрового рубля», который позволит сделать цифровую валюту одной из форм национальной валюты. В апреле 2021 года Центральный банк России предложил концепцию Цифрового рубля, в которой в том числе описал механизм использования новой цифровой валюты в смарт-контрактах. Так, предполагается, что клиенты получат возможность самостоятельного использования смарт-контрактов, предварительно созданных финансовыми организациями и верифицированных Банком России. Смарт-контракт будет содержать информацию о сторонах сделки, сумме и условиях ее исполнения. Регистрация смарт-контракта на платформе цифрового рубля будет осуществляться после его подписания всеми сторонами сделки[178]. Еще одним на наш взгляд содержательным предложением, также содержащимся в концепции, является введение маркированных цифровых рублей, позволяющим отследить их целевое расходование. В частности, из необходимости контроля над расходованием бюджетных средств вытекает вторая проблема правового регулирования применения смарт-контрактов бюджетными организациями. В частности, необходимо учитывать роль Федерального казначейства в контроле над расчетами, производимыми государственными организациями. Таким образом, смарт-контракты, расчеты по которым должны быть проконтролированы, необходимо подключить к кошельку Федерального казначейства. С другой стороны, отмечается, что смысл применения смарт-контракта имеется, если сделка для организации является повторяющейся. При этом, рассматривая вопрос использования смарт-контрактов государственными учреждениями следует учитывать, что согласно положениям, Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05. 04. 2013 № 44-ФЗ (далее – федеральный закон) пролонгация контракта возможна только в исключительных случаях. Исходя из того, что смарт-контракт является программой, при этом достаточно дорогостоящей, стоит обратить внимание на несколько факторов: 1) Срок, на который заключается контракт; 2) Допускается ли пролонгация контракта; 3) Является ли сделка повторяющейся для организации. Целесообразность использования смарт-контрактов государственными учреждениями в зависимости от срока заключения контракта мы отразили на рисунке 1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|