Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Chip topographies in Russian and international law of intellectual property




CHIP TOPOGRAPHIES IN RUSSIAN AND INTERNATIONAL LAW OF INTELLECTUAL PROPERTY

Abstract: this article examines the legal nature of chip topographies and its difference from the objects of patent law. In addition, the international acts and US legislation regulating relations related to the right and protection of the topology of integrated circuits were studied. The research methods are comparative analysis, deductive method and synthesis.

Keywords: chip topographies, civil law, patent law, intellectual property, reverse engineering.  

УДК 346. 62

Громова Юлия Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная юридическая академия» Балаковский филиал

Россия, Балаково

e-mail: gromovajulia2015@yandex. ru

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КРИПТОВАЛЮТЫ В РФ

Аннотация: цифровые права – новый институт Гражданского кодекса РФ, привнесший в него некую определенность. Законодатель, вводя указанную статью в ГК РФ, подразумевал последующее принятие отдельных федеральных законов, регулирующих то или иное цифровое право, каким стал ФЗ от 31. 07. 2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», положения которого требуют всестороннего изучения и анализа.

Ключевые слова: цифровое право, криптовалюта, цифровая валюта, правовое регулирование, цифровые технологии.

На современном этапе становления общества цифровизациястановится основным направлением мирового общественного развития. Глобальное развитие цифровых технологий в XXI столетии привело, в частности, к появлению цифровых прав, которые стали объектом российского гражданского права в соответствии с введенными изменениями в ГК РФ Федеральным законом от 18. 03. 2019 № 34-ФЗ. Дополнение ГК РФ комментируемой статьей само по себе ничего нового не дает: даже после своего вступления в силу ст. 141. 1 применяться не сможет до тех пор, пока не будут приняты Федеральные законы, которые определят признаки: 1) по крайней мере одной информационной системы, в которой могут быть зафиксированы цифровые права; 2) по крайней мере одного типа таких прав, которые могут быть зафиксированы как цифровые (В. А. Белов, 2021: 39).

Такое цифровое право как «цифровая валюта» в России продолжительное время не имело правового регулирования, в связи с чем новеллой гражданского законодательства стал Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 259-ФЗ), вступивший в силу 1 января 2021 года.

Предметом регулирования указанного закона выступают отношения, возникающие при выпуске, учете и обращении цифровых финансовых активов, а также отношения, возникающие при обороте цифровой валюты в Российской Федерации[248]. Цифровая валюта по указанному федеральному закону имеет следующие признаки:

  • представляет собой совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), которые содержатся в информационной системе;
  • не является денежной единицей РФ, иностранного государства или международной валютой;
  • может использоваться в качестве средства платежа и (или) в качестве инвестиций;
  • по операциям с ней отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы.

Наряду с термином «цифровая валюта» во многих иностранных и отечественных научных публикациях используется термин «криптовалюта». Обратимся к его сущности. Криптовалюта содержит в себе 2 составляющие: «крипто-» и «-валюта».

В соответствии с валютным законодательством РФ валюта[249] в РФ - денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории РФ, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки.

«Крипто-» означает, что оборот виртуальной валюты не администрируется каким-либо лицом, а реализуется посредством криптографических алгоритмов (М. А. Егорова, Л. Г. Ефимова, 2019: 132). Создание, учет и передача цифрового кода осуществляется в децентрализованной распределенной базе данных на основе кодирования информации, в так называемой информационной технологии «блокчейн» (А. А. Лапинскас, 2021: 106). Блокчейн не предполагает вмешательства третьих лиц в проведение платежных операций между обладателем криптовалюты и его получателем, то есть транзакции производятся без посредников. Однако, в Законе № 259-ФЗ указано, что легитимированный обладатель вправе обращаться к администратору информационной системы или другим ее равноправным участникам за техническим содействием в осуществлении своих прав.

Таким образом, криптовалюта по Закону № 259-ФЗ не может рассматриваться в качестве альтернативы денежным знакам в виде банкнот и монет Банка России, так как сама цифровая валюта не может быть выражена в наличной форме, поскольку существует в виде цифрового кода в информационной системе и может быть использована только при наличии электронного кошелька.

Необходимо отметить, что криптовалюта входит в число объектов гражданских прав, при этом не имея нормативного закрепления в ст. 128 ГК РФ. Так, в пример можно привести Постановление Пленума ВС РФ от 07. 07. 2015 № 32, в котором делается указание на «денежные средства, преобразованные из виртуальных активов (криптовалюты)[250]». Ряд некоторых отраслевых федеральных законов[251] также относит криптовалюту к объектам гражданских прав. Необходимо отметить, что ряд исследователей, например, Егорова М. А., Кожевина О. В. относят виртуальную валюту к иному имуществу в системе объектов гражданских прав (Егорова, Кожевина, 2020: 87).

Возможность использования криптовалюты в России по Закону № 259-ФЗ имеет несколько ограничений, что создает препятствия для ее легального оборота на территории РФ. Так, юридические лица и иные обособленные подразделения международных организаций, созданные на территории России, и физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, не имеют права принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за передаваемые ими товары, оказанные услуги или в качестве оплаты иным образом. Также указанным законом установлен запрет на распространение информации о предложении и приеме цифровой валюты как встречного предоставления за оказанные услуги или переданные товары.

Также открыто стоит вопрос с майнингом криптовалюты, поскольку согласно п. 4 ст. 14 Закона № 259-ФЗ организация выпуска и (или) выпуск, организация обращения цифровой валюты в России регулируются в соответствии с федеральными законами. Какими именно федеральными законами руководствоваться при майнинге законодатель в указанную статью не закладывает, следовательно этот вопрос он оставляет открытым. Как представляется, в связи с этим в сентябре 2021 года Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков выступил с предложением внести добычу криптовалют в реестр видов предпринимательской деятельности.

Полагаю, что в случае внесения майнинга в ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности), майнеры не смогут полноценно распоряжаться результатами своей работы, поскольку, как оговаривалось выше, российские резиденты не имеют права принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за передаваемые товары или оказанные услуги.

Закон № 259-ФЗ предоставляет лицам, закрепленным в указанном законе, право на судебную защиту при условии информирования ими о фактах обладания цифровой валютой и совершения гражданско-правовых сделок и/или операций с цифровой валютой в порядке, установленным законодательством РФ о налогах и сборах. Следовательно, право на защиту будут иметь только те лица, которые самостоятельно исчислили и уплатили налог с продажи или покупки криптовалюты.

 Продажа цифровой валюты рассматривается как продажа имущества, в связи с чем полученный доход подлежит обложению НДФЛ (13%) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации от 05. 08. 2000 № 117-ФЗ (далее — НК РФ). Если же доходы превысят 5 миллионов рублей, этот процент будет составлять 15 %. При этом налоговая база есть разница между доходами от продажи и расходами на покупку цифровых валют, если они документально подтверждены (Повар, 2021: 13). Таким образом, с одной стороны криптовалюта входит в правовое поле и становится понятнее и прозрачнее, а с другой – появляются дополнительные сложности, поскольку НК РФ пока не предусматривает специальных правил налогообложения операций с криптовалютой.

Немаловажным моментом при введении Закона № 259-ФЗ стал вопрос о правовой ответственности правообладателя цифровой валюты. Поддерживая развитие оборота криптовалюты, Минфин России разработал поправки в Уголовный Кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ об усилении ответственности за незадекларированную цифровую валюту, а также в НК РФ — в части регулирования ее регулирования.

Поправки в НК РФ в Государственной Думе Федерального Собрания РФ на данный момент рассматриваются во втором чтении. В соответствии с законопроектом № 1065710-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» предлагается внести следующее: обладателям цифровой валюты необходимо предоставлять информацию о проведении операций (гражданско-правых сделок) с цифровой валютой, если сумма операций превышает 600 тысяч рублей; ввести меры налоговой ответственности, например, за неправомерное непредставление обладателем криптоактивов отчетов об операциях (гражданско-правовых сделках) и об остатках цифровой валюты, что повлечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от наибольшей из двух сумм в рублевом эквиваленте. Также предусматривается введение административной и уголовной ответственности.

Резюмируя вышесказанное, приходим к выводу:

в РФ криптовалюта относится к числу объектов гражданских прав как иное имущество;

в России использование криптовалюты как средства платежа запрещается для оплаты товаров, работ и услуг. Введен запрет на распространение информации о возможности расчетов цифровой валютой;

для получения судебной защиты необходимо добровольно информировать Федеральную налоговую службу РФ о владении цифровой валютой;

правовая ответственность обладателей криптовалюты может наступать по НК РФ, КоАП РФ, УК РФ.

В заключение можно сделать вывод, что государственные органы в целом позитивно отзываются о цифровых технологиях, в связи с чем в России планируется введение цифрового рубля, который может стать альтернативой наличным деньгам в РФ. В то время как в отношении виртуальной валюты мнение более сдержанное. Подобное отношение проявляется прежде всего в том, что государство не сможет контролировать эмиссию денежных средств, поскольку эмитировать криптовалюту в современных условиях может каждое физическое лицо, имея при этом необходимое оборудование. Следует отметить, криптовалютная сфера может стать легким инструментом для легализации доходов, полученных преступным путем, оттока капитала за пределы территории РФ и финансирования терроризма, поэтому государство должно принимать меры по регулированию криптовалютной сферы.

Список использованной литературы:

1. Белов В. А. Что изменилось в Гражданском кодексе?: практическое пособие / В. А. Белов. — 4-е изд., доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 359 с. — (Профессиональные комментарии). — ISBN 978-5-534-12019-6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https: //urait. ru/bcode/469514/p. 45 (дата обращения: 15. 10. 2021);

2. Егорова М. А., Ефимова Л. Г. Понятие криптовалют в контексте совершенствования российского законодательства // Совершенствование законодательства Novus lex. – 2019. - №7 (152). – 130-140 с.

3. Егорова М. А., Кожевина О. В. Место криптовалюты в системе объектов гражданских прав // Актуальные проблемы российского права. – 2020. – том 15 (№1). 81-91 с.;

4. Лапинскас А. А. О сущности, особенностях и легитимности криптовалют // Экономический вектор. – 2021. - № 2 (25). – 105-110 с.;

5. Повар В. В. К вопросу о правовой природе криптовалюты. // Теория и практика социогуманитарных наук. – 2021. - № 2 (14). – 113-115 с.

Gromova Yulia Andreevna

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Saratov State Law Academy» Balakovo Branch

Russia, Balakovo

e-mail: gromovajulia2015@yandex. ru

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...