А нужен ли вообще «путеводитель»?
Стр 1 из 15Следующая ⇒
В течение последних 50 лет мир стал свидетелем небывалых в истории политических перемен. Все политические системы, альтернативные демократии, либо исчезли вовсе, превратившись в диковинных ископаемых, либо удалились с политической арены, надеясь отсидеться в своих последних твердынях. Еще до того, как это произошло, исконные враги демократии — централизованная монархия, наследственная аристократия, олигархия, системами разнообразных цензов отстранявшие от участия в выборах значительную часть населения, потеряли свою легитимность в глазах большей части людей во всем мире. Основные виды антидемократических режимов, существовавших в нашем столетии, — коммунизм, фашизм, нацизм — сгинули в огне разрушительных войн или (как это было с Советским Союзом) развалились, подточенные изнутри. Военные диктатуры сами безнадежно дискредитировали себя своими бесконечными провалами, особенно в Латинской Америке, а те, которые уцелели, часто принимали псевдодемократическое обличье. Но имеем ли мы право сказать, что демократия наконец победила в борьбе за поддержку людей во всем мире? Вряд ли. Продолжают существовать антидемократическая идеология, антидемократические движения различного толка, зачастую смыкающиеся с самым оголтелым и воинствующим национализмом или с религиозным фундаментализмом. Демократические правительства (причем степень их «демократичности» далеко не одинакова) находятся у власти менее чем в половине стран мира, и граждане этих стран составляют не более половины численности всех жителей Земли. Одна пятая населения планеты живет в Китае, которому за четыре тысячелетия его славной истории ни разу не пришлось испытать на себе достоинства демократического правления. В России, совершившей переход к этой системе правления лишь в последнем десятилетии нашего века, демократия хрупка и не пользуется всеобщей безоговорочной поддержкой. Даже в странах с давними и глубоко укорененными демократическими традициями
7 О ДЕМОКРАТИИ , демократия, по мнению многих наблюдателей, переживает кризис или, по крайней мере, понесла значительный ущерб от того, что избиратели все меньше склонны доверять избранным ими лидерам, политическим партиям, государственным чиновникам, считая, что те не могут достойно или хотя бы успешно справиться с такими проблемами, как постоянная безработица, бедность, преступность, социальное обеспечение неимущих, иммиграция, налогообложение, коррупция. Давайте условно разделим почти две сотни стран мира на три группы. В^гервую войдут страны с недемократическими режимами, во вторую^ страны, где демократия установилась относительно недавно, и в третью — те, где демократические устои существуют давно и являются относительно прочными. Разумеется, в каждой из групп окажутся совершенно разные страны, поразительно непохожие друг на друга во всех прочих отношениях. Тем не менее наша упрощенная классификация позволяет увидеть, что, с точки зрения демократической перспективы, перед странами каждой группы стоят принципиально разные задачи. Для стран, имеющих недемократические режимы правления, главная проблема заключается в том, могут ли они осуществить переход к демократии и если могут, то каким путем. Для стран, недавно ставших на путь демократических преобразований, первостепенное значение имеет вопрос, способны ли они (и какие средства требуются для этого) укрепить или, как выражаются политологи, консолидировать новообре-тенные практику и институты демократии, с тем чтобы они выдержали испытание временем, устояли в политических конфликтах и кризисах. И наконец, «старым» демократическим странам надлежит совершенствовать и углублять свою демократию.
Впрочем, здесь вы можете спросить меня: а что мы вообще понимаем под словом «демократия»? Чем отличается демократическое правление от недемократического? Если недемократическая страна совершает переход к демократии, в чем именно будет заключаться такой переход? Когда именно можно будет заключить, что он совершился? Вопрос напрашивается и в отношении консолидации: а что конкретно консолидируется? И что значит «совершенствовать и углублять» демократию в стране, где она имеет глубокие корни и давние традиции? И если страна является демократической, то как она может стать еще более демократической? Вопросов, как видим, возникает множество. А нужен ли вообще нам «путеводитель»? Природу демократии на все лады обсуждают вот уже на протяжении двух с половиной тысяч лет — казалось бы, срок достаточный для выработки некоего набора идей, устраивающих всех или почти всех. К добру это или к худу, но ничего подобного не случилось. За 25 столетий, в течение которых демократия истолковывалась, оспаривалась, одобрялась, порицалась, замалчивалась, устанавливалась, существовала, уничтожалась, а потом порой воцарялась вновь, так и не удалось, как мне кажется, прийти к согласию по наиболее фундаментальным вопросам, касающимся самой сути этого явления. По иронии судьбы уже то обстоятельство, что у демократии — столь длинная история, в немалой степени способствовало разброду, путанице, противоречивым мнениям, ибо понятие «демократия» в разные времена, в разных местах и для разных людей означало нечто совершенно разное. Да, бывали в истории человечества довольно длительные периоды, когда демократия исчезала, переставала функционировать на практике и продолжала кое-как существовать лишь в виде идей или воспоминаний «немногих избранных». Всего 200 лет назад (а это значит, что сменилось не более десяти поколений) с трудом можно было бы найти примеры реально существующей демократии. В гораздо большей степени она была предметом теоретических размышлений философов, чем реальной политической системой, которую люди должны были взять на вооружение и воплотить в жизнь. И даже в тех редких случаях, когда «демократия» или «республика» существовали на самом деле, большая часть взрослого населения была отстранена от участия в политической жизни.
Хота в самом общем смысле «демократия» — понятие достаточно древнее, те ее формы, которые я главным образом буду рассматривать в этой книге, порождены XX в. Именно в наши дни мы пришли к убеждению, что демократия должна на деле гарантировать каждому гражданину, достигшему определенного возраста, право избирать и быть избранным. Но каких-то 80 лет назад — это всего лишь четыре поколения! — в 1918 г., т.е. ко времени окончания Первой мировой войны, в каждой из существовавших тогда независимых демократических или республиканских стран добрая половина взрослого населения никогда не обладала гражданскими правами в полной мере. Разумеется, я имею в виду женщин. И здесь мы сталкиваемся с весьма примечательным обстоятельством: если считать всеобщее избирательное право непременным условием демократии, то практически в каждой демократи- 9О ДЕМОКРАТИИ ческой стране найдутся люди, которые старше существующей там демократической системы правления. Демократия в том смысле, какой мы вкладываем в это понятие сегодня, — это явление, которое, быть может, и «не первой молодости», но и отнюдь не древнее. Мне тотчас могут возразить: «Но разве Соединенные Штаты Америки с момента начала американской революции не были демократией — «республиканской демократией», как называл ее Авраам Линкольн? Разве прославленный французский писатель Алексис де Токвиль, посетивший США в ЗО-е гг. XIX в., не назвал свою знаменитую книгу «Демократия в Америке»? И разве афиняне еще в V в. до н.э. не считали свою систему правления демократией? И чем, как не демократией определенного рода, был республиканский Рим? Но если в разные эпохи слово «демократия» означало разные понятия, то как можно прийти к согласию в отношении его современного значения?»
Осведомившись об этом, вы можете пойти еще дальше: «Так почему же демократия все-таки желательна? И насколько демократична «демократия» в тех странах, которые мы сегодня называем демократическими, — в США, Великобритании, Франции, Норвегии, Австралии и многих других? Более того, возможно ли объяснить, почему эти страны считаются «демократическими», а целый ряд других — нет?» Возникают все новые и новые вопросы. И тогда ответ на вопрос, вынесенный в заглавие этого раздела, покажется предельно ясным. Если вас заинтересуют ответы на целый ряд фундаментальных вопросов, касающихся демократии, то эта книга, представляющая собой нечто вроде путеводителя, может оказаться для вас полезной. Разумеется, в ходе этого краткого путешествия вы не найдете ответы на все те вопросы, которые вам, вероятно, захочется задать. С тем чтобы наше странствие и вправду не стало чересчур продолжительным, нам придется оставить без внимания многочисленные ответвления от нашего магистрального маршрута, как бы вам ни хотелось знать, куда они ведут. Тем не менее ваше любопытство должно быть удовлетворено, и я надеюсь, что, дочитав эту книгу, вы сами отправитесь исследовать эти дороги. А чтобы вам было легче это сделать, в конце я привожу краткий список важнейших работ для дальнейшего самостоятельного изучения проблемы. Наше путешествие начинается с самого начала — с происхождения демократии. ЧАСТЬ I Начало Глава 2 ГДЕ И КАК РАЗВИВАЛАСЬ ДЕМОКРАТИЯ? Краткий исторический очерк Как вы помните, я начал с того, что понятие «демократия» обсуждалось на все лады на протяжении последних 25 веков. Интересно, неужели ей и впрямь столько лет? Многие американцы — впрочем, и не только они одни — искренне уверены, что демократия родилась 200 лет назад в Соединенных Штатах Америки. Люди, более сведущие в истории, припомнят Древнюю Грецию и Древний Рим. Так где же она возникла и как шло ее развитие? Хорошо было бы, конечно, представить этот процесс как более или менее непрерывное и поступательное движение от ее, так сказать, «изобретения» в Древней Греции два с половиной тысячелетия назад и до наших дней, когда демократия распространилась на все континенты и охватила значительную часть человечества. Эта картина радует глаз, но она создает обманчивое впечатление, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, как знает каждый, кто знаком с европейской историей, после нескольких столетий подъема народовластие в Греции и Риме стало клониться к упадку, а затем и вовсе исчезло. Даже в том случае, если бы мы позволили себе широко толковать критерии, по которым та или иная система правления может считаться «народной», «демократической» или «республиканской», их возвышение и упадок все равно нельзя было бы представить как равномерное поступательное движение вверх, к некоему отдаленному пику, лишь время от времени замедляемое краткими периодами спуска. История демократии гораздо больше напоминает путь через плоскую и бескрайнюю пустыню, имеющую редкие возвышенности, — лишь с определенного момента начинается долгий подъем к тем высотам, на которых она сегодня находится (табл. 1).
Во-вторых, было бы неправильно считать, что демократию изобрели раз и навсегда и это изобретение стало служить всем и каждому наподобие паровой машины. Когда антропологи и историки обнаруживают, что схожие между собой орудия труда или виды трудовой деятельности появлялись в разные времена и в разных местах, они обычно стремятся выяснить природу этих совпадений — понять, были ли эти орудия и способы производства 13 изобретены кем-то одним, а потом получили распространение, или же они возникли в разных местах одновременно и независимо друг от друга? Найти ответ на этот вопрос трудно или даже вообще невозможно. Так же обстоит дело и с развитием демократии в мире. В какой степени ее развитие можно объяснить просто распространением из первобытных очагов, а в какой (если вообще в какой-либо) — самостоятельным возникновением в разные времена и в разных местах? Хотя по отношению к демократии нельзя дать, вполне определенный ответ, однако изучение исторических материалов приводит к следующему выводу: в какой-то и, возможно, весьма значительной степени своим распространением демократия обязана диффузии демократических идей и принципов, однако диффузия не может дать полного объяснения. Судя по всему, демократию, так же как и огонь, живопись, письмо, изобретали не однажды и не в одном месте. В конце концов, если в определенном месте и в определенное время (скажем, в Афинах, около 500 г. до н.э.) сложились условия, благоприятные для возникновения демократии, то почему подобные же благоприятные условия не могли сложиться где-нибудь еще? Я предполагаю, что демократию могли всякий раз изобретать заново там и тогда, где и когда для этого имелись благоприятные условия. По моему убеждению, эти условия возникали в разных местах и в разное время. Точно так же как наличие плодородных почв и достаточный уровень осадков стимулируют развитие сельского хозяйства, сочетание определенных благоприятных факторов всегда укрепляло тенденцию к развитию демократического способа правления. К примеру, именно из-за благоприятных условий какие-то формы демократии возникали еще при первобытно-общинном строе задолго до того, как в истории появились первые упоминания о демократии. Рассмотрим такую возможность: какие-то люди образуют компактную и устойчивую группу, члены которой четко разграничивают понятия «мы» и «они», «свои» и «чужие», «мой народ» и «их народ», «мое племя» и «другие племена». Кроме того, предположим, что эта группа — назовем ее «племя» — совершенно независима от чьей-либо власти, а ее члены имеют возможность, если позволительно будет так выразиться, вести собственные дела без всякого вмешательства извне. И наконец, предположим, что значительная часть членов этого племени — ну, например, его старейшины — считают друг друга примерно в равной степени способными управлять всем этим сообществом. С высокой долей ве- 15О ДЕМОКРАТИИ роятности в таких условиях могут возникнуть демократические тенденции. Импульс к демократическому способу правления исходит из того, что мы можем назвать логикой равенства. На протяжении того долгого периода, когда люди жили вместе небольшими группами и поддерживали свое существование охотой, собиранием съедобных кореньев, плодов, ягод и других «даров природы», они время от времени или, возможно, постоянно развивали такую систему, при которой значительное число членов сообщества (самых старых или наиболее опытных), руководствуясь логикой равенства, стремились вырабатывать те или иные решения совместно. Изучение истории бесписьменных племенных обществ подтверждает, что дело обстояло именно так. И стало быть, в течение тысячелетий демократия в какой-то своей примитивной форме являлась наиболее «естественной» политической системой. Впрочем, мы знаем, что этот длительный период завершился. Когда люди, организовав жестко зафиксированные сообщества, начали вести оседлый образ жизни (прежде всего для занятий сельским хозяйством и торговлей), упомянутые мной обстоятельства, которые благоприятствовали участию народа в управлении, — групповая самоидентификация, отсутствие вмешательства извне, принятие принципа равенства — стали появляться все реже. Более «естественными» сделались иерархическая система и господство одних людей над другими. В результате этого система народовластия у оседлых народов исчезла на многие века. На ее место пришли монархии, деспотии, аристократии, олигархии, основанные на той или иной форме социальной иерархии. Затем, около 500 г. до н.э., где-то опять, видимо, стали складываться условия, благоприятные для того, чтобы несколько немногочисленных групп людей начали развивать системы правления, которые предоставляли самые широкие возможности для принятия коллективных решений. Можно сказать, что примитивная демократия была изобретена вновь, но уже на более высоком уровне. Наиболее важные стадии ее развития отмечены в Европе: три из них — на средиземноморском побережье, а остальные — на севере материка. Средиземноморье Итак, системы правления, предусматривавшие участие в этом процессе значительного числа граждан, впервые возникли в Древней Греции и Древнем Риме около 500 г. до н.э., причем их основа Начало оказалась столь прочной, что они, хотя и не без изменений, просуществовали несколько веков. Греция. Наше нынешнее понятие «страна», подразумевающее некую местность, на территории которой в едином государстве, управляемом единым правительством, проживает все ее население, неприменимо к античной Греции. Наоборот, она представляла собой конгломерат нескольких сотен независимых городов, окруженных сельскохозяйственными угодьями. В отличие от так называемых национальных государств — Соединенных Штатов Америки, Франции, Японии и других стран, которые по большей части и образуют структуру современного мира, располагавшиеся на территории Греции суверенные государства были городами-государствами. Самым знаменитым из них и в классическую, и в более позднюю эпоху были Афины. В 507 г. до н.э. его граждане приняли систему «народных правительств», просуществовавшую почти два столетия, до той поры, пока Афины не были покорены более могущественной Македонией, граничившей с ними на севере. (После 321 г. до н.э. афинское правительство на несколько поколений освободилось из-под ее власти, а затем город был покорен вновь — на этот раз римлянами.) Именно греки (вероятнее всего, афиняне) ввели в обиход термин «демократия» («йетокгаиа»: от греч. слов а'етоз — народ и кгаШ — править). Интересно отметить, что хотя в Афинах слово йето$ обычно относилось к городскому населению в целом, однако иногда оно использовалось для обозначения простолюдинов или даже только бедняков. Судя по всему, термин демократия, носивший оттенок недоброжелательности, употреблялся аристократами как эмоционально окрашенный эпитет и выражал презрение к простолюдинам, которые сумели оттеснить аристократов от управления государством. Так или иначе, афиняне и другие греческие племена применяли понятие йетокгаНа по отношению к системе власти в Афинах и во многих других городах-государствах1. Среди всех греческих демократий афинская демократия была самой значительной, и тогда, и теперь наиболее известной, она оказала большое влияние на политическую философию и впоследствии часто рассматривалась как совершенный образец участия граждан в управлении государством, т.е., иными словами, являлась примером представительной демократии. Система власти в Афинах представляла собой сложную с трук- туру — слишком сложную, чтобы здесь ватное описание. Центральное место в не 2-4 л йо :1О ДЕМОКРАТИИ емому собранию, в работе которого должны были принимать участие все граждане. Собрание избирало нескольких главных должностных лиц, например, военачальников, как ни странно это выглядит с нашей теперешней точки зрения. Но основным способом выбора граждан для исполнения прочих общественных обязанностей был жребий, и все обладавшие избирательными правами граждане имели равные шансы быть избранными на тот или иной пост. По некоторым оценкам, рядовой гражданин по крайней мере один раз в жизни имел возможность получить по жребию высшую должность в государстве. Хотя порою греческие города объединялись, образуя некий прототип представительного правительства, руководившего деятельностью разнообразных конфедераций, лиг, союзов, которые создавались прежде всего для организации коллективной обороны, об этих представительных системах известно мало. Они в буквальном смысле не оставили никакого следа в истории демократических идей и процедур и не повлияли на образование более поздних форм представительной демократии, точно так же как афинская система назначения граждан на те или иные посты по жребию не использовалась в дальнейшем в качестве альтернативы выборам. Таким образом, политические институты греческой демократии, являвшиеся для своего времени новацией, остались незамеченными или были даже решительно отвергнуты в ходе развития современной представительной системы. Рим. Примерно в то же время, когда в Греции возникла система «народных правительств», такая же система правления появляется и на Апеннинском полуострове, в Риме. Впрочем, граждане Рима предпочли назвать ее республикой (по-латыни ге$ означает «дело», «вещь», а риЪИсш — «общее»), т.е. в широком смысле — нечто, принадлежащее народу. (К значению терминов «демократия» и «республика» я еще вернусь.) Поначалу право участия в управлении республикой принадлежало лишь патрициям или аристократам. Однако в ходе развития общества и после ожесточенной борьбы и простолюдины (в Риме их называли плебсом) добились для себя такого же права. Как и в Афинах, право участия предоставлялось только мужчинам, и это ограничение сохранялось во всех последующих видах демократий и республик вплоть до XX в. Зародившись поначалу в городе довольно скромных размеров, Римская республика путем аннексий и завоеваний распространилась далеко за его пределы и в результате стала править всей Ита- Начало лией и другими странами. Более того, республика часто предоставляла высоко ценившееся римское гражданство народам покоренных ею стран, и те, таким образом, становились не просто подданными, а римскими гражданами, в полной мере наделенными соответствующими правами и привилегиями. Каким бы мудрым и великодушным ни был этот дар, мы, оценивая его с наших сегодняшних позиций, видим в нем очень серьезный недостаток: Рим никогда не мог в полной мере привести свои институты народовластия в соответствие с постоянно возрастающей численностью своих граждан и с фактором их географической удаленности от центра республики. С современной точки зрения более чем нелепо выглядит тот факт, что собрания, на которых римским гражданам было предписано участвовать, происходили, как и прежде, в самом Риме — на том самом, ныне разрушенном Форуме, куда в наши дни водят туристов. Однако большинство римских граждан, живших на широко раскинувшейся территории республики, не имели возможности присутствовать на этих народных собраниях, ибо Рим был слишком далеко и путешествие туда становилось возможным в лучшем случае ценой непомерных усилий и расходов. Как следствие, все более увеличивающееся, а под конец подавляющее число граждан были практически лишены возможности участвовать в народных собраниях, местом проведения которых оставался центр римского государства. Представьте себе, что было бы, если бы по мере расширения пределов страны американское гражданство предоставлялось людям, проживающим в разных штатах, но при этом участвовать в общенациональных выборах они могли бы лишь в одном месте — Вашингтоне, округ Колумбия. Хотя римляне зарекомендовали себя людьми творческими и практическими, выборный характер замещения важных государственных должностей не привел к решению, которое, как нам сейчас представляется, выглядело вполне очевидным и заключалось в создании эффективной системы представительного правления, основанной на деятельности демократически избранных представителей народа. Но прежде чем делать поспешные выводы, что римляне значительно уступали нам по части изобретательности и сообразительности, давайте вспомним о том, что с детства мы настолько привыкли ко многим новшествам, что они кажутся нам естественными и очевидными, и мы невольно недоумеваем, почему до них не додумались наши предки, почему они раньше не смогли ввести их в обиход. Многие из нас принимают как должное то, что в свое 19О ДЕМОКРАТИИ I время было изобретено и открыто. Точно также последующие поколения будут удивляться, как это мы проглядели иные новации, без которых они не представляют себе жизни. Не случится ли так, что по прошествии скольких-то веков и мы, не сумевшие преобразовать свои политические институты, покажемся нашим потомкам такими же лишенными творческой жилки людьми, какими сегодня нам представляются римляне? Хотя Римская республика просуществовала значительно дольше, чем афинская демократия и чем любая современная демократия, однако начиная приблизительно со 130 г. до н.э. ее подтачивали гражданские распри, войны, милитаризация, коррупция и упадок того непреклонного гражданского духа, которым прежде гордились римляне. Установление диктатуры Юлия Цезаря положило конец истинным демократическим процедурам — от них почти ничего не осталось. А после убийства Цезаря в 44 г. до н.э. республика, которой некогда управляли ее граждане, превратилась в империю, покорную воле своего владыки. С падением республики в Риме «народные правительства» полностью исчезли в Южной Европе. О демократии, если не считать того, что она оставалась политической системой немногочисленных, разбросанных по территории Италии племен, забыли почти на тысячу лет. Италия. Подобно тому как после глубоких климатических изменений вновь возникают исчезнувшие было виды флоры и фауны, так около 1100 г. народовластие начало появляться во многих городах Северной Италии. И снова это происходило в относительно мелких городах-государствах, а не в крупных регионах или странах. Повторяя «римскую модель», позднее воспроизводимую всеми современными представительными демократиями на ранних этапах их становления, к участию в работе органов власти городов-государств допускались поначалу только члены семейств, принадлежащих к высшим слоям общества — знать, крупные землевладельцы и т.п. По прошествии времени горожане, стоявшие на низших ступенях социально-экономической иерархии, начали предъявлять свои права на участие в управлении обществом. Представители тех слоев, которые мы сегодня могли бы назвать «средним классом», — люди, разбогатевшие в первом поколении, купцы и банкиры, высококвалифицированные ремесленники, объединенные в гильдии или цеха, солдаты, находившиеся под командованием рыцарей, — были не только более многочисленны, чем доминировавшая в обществе элита, но и способны к луч- Начало щей самоорганизации. Более того, они могли угрожать кровавыми восстаниями, а в случае необходимости исполнить свои угрозы. В результате во многих городах эти люди — роро!о, как они сами себя называли, добились права участвовать в управлении. На протяжении двух столетий, а кое-где и дольше, в целом ряде итальянских городов одна за другой возникали подобные республики. Многие из них — к примеру, Флоренция и Венеция — стали центрами ремесел, искусства, науки, средоточием прекрасной поэзии и музыки, непревзойденной архитектуры и градостроительства, увлеченно открывали заново античный мир Греции и Рима. Завершалась эпоха, впоследствии названная Средневековьем, а ей на смену шло Возрождение — время невиданного до той поры всплеска творческой созидательной активности. Однако, к несчастью для развития демократии, во второй половине XIV в. республики в некоторых крупнейших городах начали постепенно отступать под натиском извечных, исконных врагов системы народовластия — экономического упадка, коррупции, олигархии, войны, территориальной экспансии, узурпации власти авторитарными правителями, будь то князья, короли или солдаты. Но этим не исчерпывался список противников — на длинном и извилистом пути исторического развития городу-государству как основе народовластия было суждено встретиться еще с одним из них, неизмеримо превосходящим его в своем могуществе. Речь идет о национальном государстве. Города были обречены на слияние с этими более крупными и сильными образованиями, становясь в большинстве случаев административными единицами государства. Славная эпоха городов-государств близилась к завершению. В двух словах о словах Вы, наверное, заметили, что, говоря о политическом строе Греции, Рима, Италии, я употреблял выражение «народные правительства». Афиняне для обозначения существовавшего у них народного правительства придумали термин демократия. Римляне с помощью латыни назвали свой строй республикой, а позднее это же слово использовали итальянцы применительно к своим городам-государствам. У вас может возникнуть законное недоумение — обозначают ли понятия демократия и республика два разных вида конституционной системы или же эти два слова отражают всего-навсего различия в тех языках, которым они обязаны своим происхождением? Верный ответ на этот вопрос был безнадежно запутан Джеймсом Мэдисоном2, который в 1787 г. написал нашумевшую статью в поддержку только что предложенного проекта американской конституции. 21О ДЕМОКРАТИИ Мэдисон, один из главных творцов конституции, государственный деятель, прекрасно разбиравшийся в политологии своего времени, различал «чистую демократию, под которой я понимаю общество, состоящее из небольшого числа граждан, собирающихся и назначающих себе правительство» и «республику, под которой я понимаю форму правления, где имеет место представительная система». Однако предложенное Мэдисоном различение не имело реальной исторической основы: ни в Древнем Риме, ни, к примеру, в Венеции не существовало «представительной системы». На самом деле ранние республики почти полностью соответствовали мэдисоновскому определению демократии. Более того, оба термина, взаимозаменяя друг друга, употреблялись в XVIII в. в Соединенных Штатах Америки. Однако предложенная Мэдисоном классификация не встречается в трудах известного французского политического философа Монтескье, которым Мэдисон восхищался и на которого часто ссылался. Он и сам, вероятно, сознавал, что отмеченное им различение не имеет исторической основы, а потому мы должны прийти к выводу, что оно было сделано лишь для того, чтобы дискредитировать критиков предложенной конституции, утверждавших, будто она недостаточно «демократична». Впрочем, как бы там ни было (вопрос прояснен не до конца), «голые факты» свидетельствуют о том, что демократия и республика (вопреки мнению Мэдисона) обозначают не различия в видах «народного правительства», а благодаря известной путанице отражают всего лишь несовпадения между греческим и латинским языками, в которых эти понятия возникли.
1 Северная Европа Все без исключения системы «народного правительства» в Греции, Риме и Италии — назовем ли мы их демократиями или же республиками — были лишены нескольких важнейших особенностей, характерных для современной системы представительной власти. Античная Греция, как и Италия эпохи Средневековья и Возрождения, при наличии местных «народных правительств» была лишена эффективного общенационального правительства. Древний Рим имел, так сказать, одно местное правительство, принципы которого базировались на участии в его работе народа, но там не было национального парламента, состоящего из избранных представителей. При рассмотрении всех этих систем нам бросается в глаза отсутствие по крайней мере трех основополагающих политических институтов — национального парламента, состоящего из выборных представителей и всенародно избранных местных правительств (т.е. органов местного самоуправления), полностью подчиненных Начало национальному правительству. Эту систему, сочетающую в себе демократию на местном уровне со всенародно избранным парламентом на высшем уровне, еще предстояло изобрести. Впервые подобное сочетание политических институтов возникло в Англии, Скандинавских странах, Нидерландах, Швейцарии и еще в нескольких регионах, располагавшихся к северу от Средиземного моря. При том что модели политического развития в каждой из этих стран сильно отличались друг от друга, в значительно упрощенном виде эта версия будет выглядеть примерно так: там и тут свободные фаждане и знать начинают принимать непосредственное участие в местных собраниях. К ним добавляются региональные и национальные собрания представителей, часть которых или все должны быть избраны. Местные собрания. Я начну с викингов, не только потому, что отношусь к ним с особым чувством, но и потому, что их опыт, имеющий огромное значение, сравнительно мало известен. Мне случалось бывать на одной норвежской ферме, расположенной в 80 милях к северо-востоку от Тронхейма, с которой когда-то эмигрировал мой дед по отцу (и которая, к моему большому удовольствию, поныне называется «ЭаЫ Уе&ге», или «Западный Даль»). В близлежащем городке Стейнкьер до сих пор можно видеть большие камни, выложенные в форме ладьи, — туда примерно с 600-го по 1000 г. регулярно приходили свободные граждане, обладающие всеми правами, чтобы провести там собрания, по-норвежски называвшиеся «тинг». (Примечательно, что английское Мщ происходит от древнеанглийского слова, означающего одновременно и «дело, вещь», и «собрание».) Подобные места (иные из них насчитывают еще больше лет) часто встречаются в окрестностях. В 900 г. собрания свободных викингов устраивались не только в Тронхейме, но и во многих других регионах Скандинавии. Как и в Стейнкьере, «тинг» обычно проводили где-нибудь на открытом месте, огороженном поставленными стоймя большими камнями. Во время подобных собраний свободные викинги обсуждали, принимали или отвергали законы (как было, например, когда вместо прежних языческих верований было введено христианство), а также избирали или утверждали короля, который был обязан поклясться в том, что будет следовать законам, принятым на «тинге». Викинги ничего или почти ничего не знали, да и не хотели знать о демократических и республиканских процедурах, существовавших тысячу лет назад в Греции и Риме. Действуя в соответствииО ДЕМОКРАТИИ с логикой равенства, которое считалось неотъемлемым правом свободного человека, они сами создали систему своих собраний. О том, что в X в. идея равенства была жива и широко распространена среди датских викингов, можно судить по тому, что во время плавания по одной из французских рек на вопрос окликнувшего их с берега герольда: «Кто ваш господин?» — викинги ответили: «У нас нет господина. Мы все равны»3. Однако не следует и преувеличивать. Равенство, которым так гордились викинги, было прерогативой только свободных людей, но и они были далеко не равны между собой в имущественном и социальном плане. Ниже свободных людей стояли рабы. Так же как древние греки и римляне, как европейцы и американцы несколькими столетиями позже, викинги владели рабами — ими становились военнопленные или те несчастные, кто был захвачен во время набегов на соседние племена, или те, кого попросту покупали на существовавших исстари и повсеместно невольничьих рынках. В отличие от «свободных по рождению» рабы, даже получая «вольную», сохраняли зависимость от своих прежних хозяев. Если на социальной лестнице ниже свободных находились рабы, то выше стояла родовая аристократия, обладавшая богатством (прежде всего землей) и наследственным статусом. И наконец, эту пирамиду венчал король, чья власть была ограничена тем, что он получал ее не по наследству, а в результате выборов, а также давая обязательства повиноваться законам и следуя необходимости завоевывать лояльность знати и поддержку свободных простолюдинов. Несмотря на то что равенство, как видим, было серьезно ограничено, класс свободных людей — крестьяне, мелкие арендаторы или землевладельцы-фермеры — был достаточно многочислен, чтобы оказывать длительное демократическое влияние на политические институты и традиции. В других краях Европы местные условия также порой благоприятствовали прямому участию народа во властных институтах. Так, например, высокогорные альпийские луга обеспечивали определенную степень защиты и независимости свободным людям, занимавшимся скотоводством. Вот описание Ре
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|