Завершающее замечание и предуведомление
Итак, мы с вами освоили примерно половину «территории», которая схематично изображена на табл. 3 (с. 32), и вступаем теперь на другую ее половину. Теперь мы рассмотрим базовые институты, необходимые для достижения демократии, а также социальные, экономические и прочие условия, благоприятствующие развитию и упрочению этих демократических политических институтов. Об этом и пойдет речь в следующих главах. Мы переходим от высших целей к реальности. ЧАСТЬ III Реальная демократия Глав а 8 КАКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ ТРЕБУЕТ ДЕМОКРАТИЯ КРУПНОГО СОЦИУМА? Что означает выражение «государство управляется демократически»? В этой главе мы сосредоточим основное внимание на вопросе о том, какие политические институты необходимы для крупномасштабной демократии, т.е. для демократического государства, оставив в стороне требования демократии в отношении небольшого сообщества наподобие какого-нибудь комитета. Нам нужно постоянно иметь в виду, что каждая реально действующая демократическая система не в полной мере отвечает критериям демократии, изложенным в части II и схематично представленным на табл. 4 (с. 42). И наконец, следует помнить, что в этой главе, как, впрочем, и везде, слово демократия употребляется применительно и к некоей высшей цели, или идеалу, и к реально существующей политической системе, более или менее далеко отстоящей от этого идеала. И я надеюсь, что читатель сумеет провести нужные различия в употреблении таких понятий, как демократия, демократически, демократическое правление, демократическая страна и т.п. В двух словах о словах Политические соглашения предполагают временный характер: они, как правило, возникают в стране, где уже перестает действовать система недемократического правления. Говоря о процедурах, или практике, мы обычно имеем в виду нечто более привычное, укоренившееся, а значит, и более долговременно-прочное. И наконец, термин институты предполагает организации, рассчитанные на длительный период, передаваемые из поколения в поколение, как бы по наследству. По мере того как страна переходит от недемократического правления к демократическому, первоначально возникающие соглашения постепенно становятся укоренившимся порядком (практикой), а тот в свой черед превращается в институты. Несмотря на то что различать эти три понятия полезно, для исполнения наших намерений будет удобней об их различиях забыть и употреблять только одно из них — институты...
О ДЕМОКРАТИИ Итак, если страна управляется демократически, какие требования предъявляются к ней? Как минимум, в ней должны действовать определенные политические соглашения, процедуры, институты, которые сумеют помочь ей если не в полной мере отвечать демократическим критериям, то, по крайней мере, далеко продвинут ее по пути к идеалу. Как узнать? Как можно определить, какие политические институты необходимы для демократии в масштабах государства? Можно обратиться к истории тех стран, которые изменили свои политические институты, чтобы достичь соответствия (пусть частичного) требованиям более полного и эффективного участия народа в процессе управления и в политической жизни. Несмотря на то что в предшествующие эпохи люди, добивавшиеся этого, далеко не всегда вдохновлялись демократическими идеями, однако начиная с XVIII в. и до наших дней прослеживается тенденция оправдывать эти требования ссылками на демократические и республиканские идеалы. Итак, какие же политические институты они стремились установить и какие из них реально «привились» в этих странах?
Можно пойти и по другому пути — рассмотреть те страны, политическая система которых считается демократической большинством их граждан, многими жителями других; стран, а также учеными, журналистами и пр. Иными словами, и\в политологических дискуссиях, и в обыденных разговорах эта страна называется демократической. И наконец, есть третий вариант — на примере некоей гипотетической страны или группы стран попытаться вообразить, не отрываясь при этом от реальности, какие политические институты потребуются для того, чтобы хотя бы в более или менее значительной степени достичь демократических целей. То есть проделать некий мысленный эксперимент, с помощью которого мы могли бы тщательно проанализировать человеческие возможности, потребности, неизбежные ограничения, а также набросать эскиз политических институтов, необходимых для того, чтобы демократия в масштабах целой страны могла бы существовать, оставаясь при этом реально достижимой, осуществимой и не выходящей за пределы человеческих возможностей. К счастью, общим для всех трех предложенных мной методов является один и тот же набор демократических политических ин- Реальная демократия статутов. Это минимальные требования, предъявляемые к демократической стране (табл. 6). Таблица 6. Какие политические институты требуются для демократии в масштабах целой страны? Для демократии в масштабах целой страны требуются: 1. Выборы должностных лиц 2. Свободные, честные, часто проводимые выборы 3. Свобода выражения 4. Альтернативные источники информации 5. Автономия ассоциаций 6. Всеобщие гражданские права Политические институты современной представительной демократии Краткий перечень политических институтов современной представительной демократии таков: 1. Выборность должностных лиц. Конституционный контроль за решениями, принимаемыми правительством, осуществляется благодаря тому, что должностные лица избираются гражданами. Таким образом, современное демократическое правительство страны имеет представительный характер. 2. Свободные, честные, часто проводимые выборы. Должностные лица избираются в ходе частых и честно организованных выборов, на которых принуждение практикуется сравнительно редко.
3. Свобода выражения. Граждане, не опасаясь сурового наказания, имеют право выражать свои взгляды по самому широкому кругу вопросов, а также критиковать должностных лиц, правительство, режим, социально-экономический уклад и господствующую в данном обществе идеологию. 4. Доступ к альтернативным источникам информации. Граждане имеют право пользоваться альтернативными и независимыми источниками информации, которыми могут служить другие граждане, эксперты, газетц, журналы, книги, телекоммуникации и пр. Более того, уже существующие источники информации, не контролируемые правительством или какой-либо одной политической группой, старающейся повли- О ДЕМОКРАТИИ Реальная демократия ять на общественно-политические взгляды и отношения, находятся под эффективной защитой закона. 5. Автономия ассоциаций. Граждане для защиты своих разнообразных прав, включая и те, которые предназначены для эффективного функционирования политических институтов, имеют также право образовывать относительно независимые сообщества или организации, в том числе независимые политические партии и «группы интересов». 6. Всеобщие гражданские права. Никто из совершеннолетних лиц, постоянно проживающих в данной стране, на которых распространяется ее юрисдикция, не может быть лишен прав, предоставляемых другим лицам и необходимых для пяти вышеперечисленных политических институтов. Сюда входят: право участия в свободных и справедливых выборах должностных лиц государства; право организации штаба избирательной кампании; право свободного выражения; право на создание и функционирование независимых политических организаций; право на доступ к альтернативным источникам информации; право на другие свободы и возможности, которые необходимы для эффективного функционирования политических институтов демократии в условиях целой страны.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|