Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Завершающее замечание и предуведомление




Итак, мы с вами освоили примерно половину «территории», которая схематично изображена на табл. 3 (с. 32), и вступаем теперь на другую ее половину. Теперь мы рассмотрим базовые институты, необходимые для достижения демократии, а также социальные, экономические и прочие условия, благоприятствующие развитию и упрочению этих демократических политических институтов. Об этом и пойдет речь в следующих главах.

Мы переходим от высших целей к реальности.

ЧАСТЬ III

Реальная демократия

Глав а 8

КАКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ ТРЕБУЕТ

ДЕМОКРАТИЯ КРУПНОГО СОЦИУМА?

Что означает выражение

«государство управляется демократически»?

В этой главе мы сосредоточим основное внимание на вопросе о том, какие политические институты необходимы для крупномас­штабной демократии, т.е. для демократического государства, оста­вив в стороне требования демократии в отношении небольшого сообщества наподобие какого-нибудь комитета. Нам нужно посто­янно иметь в виду, что каждая реально действующая демократи­ческая система не в полной мере отвечает критериям демократии, изложенным в части II и схематично представленным на табл. 4 (с. 42). И наконец, следует помнить, что в этой главе, как, впро­чем, и везде, слово демократия употребляется применительно и к некоей высшей цели, или идеалу, и к реально существующей по­литической системе, более или менее далеко отстоящей от этого идеала. И я надеюсь, что читатель сумеет провести нужные разли­чия в употреблении таких понятий, как демократия, демократи­чески, демократическое правление, демократическая страна и т.п.

В двух словах о словах

Политические соглашения предполагают временный характер: они, как правило, возникают в стране, где уже перестает действовать сис­тема недемократического правления. Говоря о процедурах, или прак­тике, мы обычно имеем в виду нечто более привычное, укоренившееся, а значит, и более долговременно-прочное. И наконец, термин институ­ты предполагает организации, рассчитанные на длительный период, передаваемые из поколения в поколение, как бы по наследству. По мере того как страна переходит от недемократического правления к демократическому, первоначально возникающие соглашения постепен­но становятся укоренившимся порядком (практикой), а тот в свой че­ред превращается в институты. Несмотря на то что различать эти три понятия полезно, для исполнения наших намерений будет удобней об их различиях забыть и употреблять только одно из них — институты...

О ДЕМОКРАТИИ

Итак, если страна управляется демократически, какие требо­вания предъявляются к ней? Как минимум, в ней должны дей­ствовать определенные политические соглашения, процедуры, институты, которые сумеют помочь ей если не в полной мере от­вечать демократическим критериям, то, по крайней мере, далеко продвинут ее по пути к идеалу.

Как узнать?

Как можно определить, какие политические институты необ­ходимы для демократии в масштабах государства? Можно обра­титься к истории тех стран, которые изменили свои политические институты, чтобы достичь соответствия (пусть частичного) требова­ниям более полного и эффективного участия народа в процессе уп­равления и в политической жизни. Несмотря на то что в предшеству­ющие эпохи люди, добивавшиеся этого, далеко не всегда вдохнов­лялись демократическими идеями, однако начиная с XVIII в. и до наших дней прослеживается тенденция оправдывать эти требования ссылками на демократические и республиканские идеалы. Итак, какие же политические институты они стремились установить и какие из них реально «привились» в этих странах?

Можно пойти и по другому пути — рассмотреть те страны, политическая система которых считается демократической боль­шинством их граждан, многими жителями других; стран, а также учеными, журналистами и пр. Иными словами, и\в политологи­ческих дискуссиях, и в обыденных разговорах эта страна называет­ся демократической.

И наконец, есть третий вариант — на примере некоей гипоте­тической страны или группы стран попытаться вообразить, не от­рываясь при этом от реальности, какие политические институты потребуются для того, чтобы хотя бы в более или менее значи­тельной степени достичь демократических целей. То есть проделать некий мысленный эксперимент, с помощью которого мы могли бы тщательно проанализировать человеческие возможности, по­требности, неизбежные ограничения, а также набросать эскиз политических институтов, необходимых для того, чтобы демокра­тия в масштабах целой страны могла бы существовать, оставаясь при этом реально достижимой, осуществимой и не выходящей за пределы человеческих возможностей.

К счастью, общим для всех трех предложенных мной методов является один и тот же набор демократических политических ин-

Реальная демократия

статутов. Это минимальные требования, предъявляемые к демок­ратической стране (табл. 6).

Таблица 6. Какие политические институты требуются для демократии в масштабах целой страны?

Для демократии в масштабах целой страны требуются:

1. Выборы должностных лиц

2. Свободные, честные, часто проводимые выборы

3. Свобода выражения

4. Альтернативные источники информации

5. Автономия ассоциаций

6. Всеобщие гражданские права

Политические институты современной представительной демократии

Краткий перечень политических институтов современной пред­ставительной демократии таков:

1. Выборность должностных лиц. Конституционный контроль за решениями, принимаемыми правительством, осуществляется благодаря тому, что должностные лица избираются гражда­нами. Таким образом, современное демократическое прави­тельство страны имеет представительный характер.

2. Свободные, честные, часто проводимые выборы. Должностные лица избираются в ходе частых и честно организованных вы­боров, на которых принуждение практикуется сравнительно редко.

3. Свобода выражения. Граждане, не опасаясь сурового наказа­ния, имеют право выражать свои взгляды по самому широ­кому кругу вопросов, а также критиковать должностных лиц, правительство, режим, социально-экономический уклад и господствующую в данном обществе идеологию.

4. Доступ к альтернативным источникам информации. Граждане имеют право пользоваться альтернативными и независимы­ми источниками информации, которыми могут служить дру­гие граждане, эксперты, газетц, журналы, книги, телеком­муникации и пр. Более того, уже существующие источники информации, не контролируемые правительством или ка­кой-либо одной политической группой, старающейся повли-

О ДЕМОКРАТИИ

Реальная демократия

ять на общественно-политические взгляды и отношения, на­ходятся под эффективной защитой закона.

5. Автономия ассоциаций. Граждане для защиты своих разнооб­разных прав, включая и те, которые предназначены для эф­фективного функционирования политических институтов, имеют также право образовывать относительно независимые сообщества или организации, в том числе независимые по­литические партии и «группы интересов».

6. Всеобщие гражданские права. Никто из совершеннолетних лиц, постоянно проживающих в данной стране, на которых рас­пространяется ее юрисдикция, не может быть лишен прав, предоставляемых другим лицам и необходимых для пяти вы­шеперечисленных политических институтов. Сюда входят: право участия в свободных и справедливых выборах должностных лиц государства; право организации штаба избирательной кампа­нии; право свободного выражения; право на создание и функ­ционирование независимых политических организаций; пра­во на доступ к альтернативным источникам информации; право на другие свободы и возможности, которые необходимы для эффективного функционирования политических институтов демократии в условиях целой страны.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...