От оценочных суждений к суждениям эмпирическим
Перед тем как завершить свои пояснения к табл. 3, я прошу вас обратить внимание на следующее. Отвечая на вопрос: «Что такое демократия?», мы выносим суждения, основанные почти исключительно на наших ценностях, т.е. на том, что мы считаем достойной, правильной или желанной целью. При переходе слева направо к вопросу: «Зачем нужна демократия?», наши суждения, которые все еще в значительной степени зиждятся на моральных категориях, начинают зависеть также и от наших представлений о причинно-следственных связях, ограничениях и возможностях, существующих в реальном мире, т.е. они обретают эмпирический характер. Здесь мы уже полагаемся в большей степени на интерпретации очевидных сведений, фактов и косвенных свидетельств. Пытаясь определить, какие политические институты требуются реальной демократии, мы еще больше доверяем свидетельствам и эмпирическим суждениям. Но и здесь то, что имеет для нас значение, частично зависит от наших первоначальных суждений о смысле и ценности демократии. В самом деле, ведь мы беспокоимся о характере политических институтов в реальной действительности в силу того, что для нас важны ценности демократии и ее критерии. Достигнув правой части таблицы и начиная определять, какие условия оказывают благотворное воздействие на развитие и ста- 35О ДЕМОКРАТИИ бильность демократических институтов, мы выносим совершенно эмпирические суждения; теперь они целиком зависят от того, как мы истолковываем доступные нам данные. К примеру, в какой мере демократические убеждения воздействуют на сохранение демократических институтов? И снова оказывается, что эмпирические суждения важны для нас потому, что нас беспокоит судьба демократии и ее ценностей.
Таким образом, мы движемся от изучения идеалов, целей и ценностей, которые будут рассмотрены в части II, к гораздо более эмпирическому описанию демократических политических институтов, содержащемуся в части III. Вслед за этим в части IV мы поговорим об условиях, благоприятствующих или неблагоприят-ствующих демократическим политическим институтам, и здесь наши суждения будут почти исключительно эмпирического свойства. И наконец, в последней части я расскажу о том, какие опасности подстерегают демократии в будущем. ЧАСТЬ II Идеальная демократия Глава 4 ЧТО ТАКОЕ ДЕМОКРАТИЯ? У каждого из нас есть цели, которых мы не можем достичь в одиночку. Но мы способны объединиться с теми, кто преследует те же или сходные цели, и совместно достичь желаемого. Давайте предположим, что для достижения определенных общих целей вы и несколько сотен других людей решили создать некую ассоциацию. Оставим сейчас в стороне какие-то конкретные планы этого сообщества и сосредоточимся на вопросе, вынесенном в заглавие этой главы. Что такое демократия? И вот на первом же собрании несколько членов вашей ассоциации заявляют, что нужен некий устав — конституция. Их предложение принимается. Вам, как человеку, по общему мнению, сведущему в делах такого рода, поручается вчерне набросать проект конституции, который затем, на следующем собрании, вы представите на рассмотрение всех членов своей ассоциации. Предложение встречается шумным одобрением. Принимая это поручение, вы произносите нечто вроде нижеследующего: — Мне кажется, я понимаю цели, разделяемые всеми нами, но не совсем точно представляю себе, каким образом мы будем выполнять принимаемые нами решения. Например, следует ли записать в нашу конституцию пункт, по которому самым способным и наиболее информированным из нас давалось бы право проводить в жизнь наши важнейшие решения? Это положение не только гарантировало бы, что приниматься будут только разумные решения, но и обеспечило бы остальным экономию времени и сил.
Члены вашей ассоциации единодушно отвергают предложенный вами вариант, и один из них — назовем его Главным Оратором — говорит: — Решая важнейшие вопросы, стоящие перед нашей ассоциацией, мы должны условиться: ни один из нас не наделен такой мудростью, чтобы его (или ее) мнение автоматически превалировало бы над всеми прочими. Даже если кто-то из нас в данный момент осведомлен по обсуждаемому вопросу лучше, чем осталь- 39О ДЕМОКРАТИИ ные, то все мы способны узнать все, что нам необходимо знать. Разумеется, нам нужно будет обсуждать все вопросы перед принятием решения. Мы создали нашу ассоциацию в том числе и для того, чтобы обсуждать различные вопросы, дискутировать по ним, а затем определять направления нашей политики. Однако все мы одинаково компетентны, чтобы принимать участие в обсуждении, а затем решать, какую политику будет проводить наша ассоциация. Следовательно, наша конституция должна базироваться именно на этом положении и гарантировать каждому из нас право участвовать в выработке решений. Проще говоря, поскольку все мы одинаково компетентны, то и руководить нашей ассоциацией должны на демократических началах. Дальнейшее обсуждение показывает, что мнение Главного Оратора совпадает с мнением большинства. И вы соглашаетесь создать проект конституции согласно этим принципам. Но, принявшись за работу, вы вскоре обнаруживаете, что разнообразные ассоциации и организации, именующие себя «демократическими», приняли множество отличающихся одна от другой конституций. Оказывается, что даже в «демократических» странах конституции расходятся по целому ряду важных положений. Например, Конституция Соединенных Штатов Америки предоставляет президенту огромные права в качестве главы исполнительной власти и не меньшими законодательными правами наделяется конгресс, причем обе ветви почти независимы друг от друга, тогда как в большинстве европейских стран принята парламентская система, при которой глава исполнительной власти — премьер-министр — избирается парламентом. Таких важных различий любой из нас приведет множество. Вот и выходит, что нет какой-то единой «демократической» конституции (в главе 10 я вернусь к этому вопросу).
И тогда вы спрашиваете себя: есть ли у всех этих демократических конституций что-то общее — то, что доказывало бы и подтверждало бы их «демократичность»? Неужели и впрямь одни являются более демократичными, нежели другие? И что вообще значит демократия! Увы, очень скоро вы обнаруживаете, что этот термин употребляется в самых разных смыслах. Вы благоразумно решаете не обращать внимания на это безнадежное многообразие дефиниций, ибо перед вами стоит своя собственная задача: вам надлежит разработать некий набор правил и принципов (конституцию), которые будут определять порядок принятия решений в вашей ассоциации, И ваша конституция должна находиться в согласии с одним элементарным принци-40 Идеальная демократия пом — ко всем членам ассоциации следует относиться так, словно все они одинаково компетентны, чтобы принимать участие в процессе принятия решений по поводу той политики, которую намерена проводить ваша ассоциация. Что бы там ни было в отношении других вопросов, но в управлении этой ассоциацией все ее члены считаются политически равноправными. Критерии демократического процесса Возможно ли извлечь из огромной, порой непроницаемой толщи идей, касающихся демократии, какие-либо критерии, которым отвечал бы процесс руководства нашей ассоциацией, с тем чтобы удовлетворялось следующее требование: все ее члены обладают равными правами участия в выработке решений относительно ее политики? По моему убеждению, насчитывается по крайней мере пять таких критериев (табл. 4). Эффективное участие. Прежде чем политика ассоциации будет принята ее членами, все они должны иметь равные и действенные возможности для изложения своих взглядов на существо этой политики другим членам ассоциации. Равное голосование. К тому моменту, когда принимается решение относительно политики ассоциации, всем ее членам должны быть предоставлены равные и реальные возможности для голосования, причем все голоса имеют одинаковую силу.
Понимание, основанное на информированности. В пределах разумного каждый член ассоциации должен получить равные и реальные возможности для ознакомления с политическими альтернативами и их вероятными последствиями. Контроль за повесткой дня. Члены ассоциации должны иметь эксклюзивные возможности для принятия решения относительно того, какие вопросы и в каком порядке подлежат обсуждению. Таким образом, демократические процедуры, предусмотренные тремя предшествующими критериями, ими не исчерпываются. Политика ассоциации всегда открыта для перемен, если таковых требуют ее члены. Участие совершеннолетних. Все резиденты или по крайней мере большая их часть, достигшие совершеннолетия, должны в полной мере обладать гражданскими правами, предусмотренными первыми четырьмя критериями. Чтобы оправдать этот тезис, нам придется разобраться в том, почему мы должны относиться к дру- 41О ДЕМОКРАТИИ гим, как к людям, имеющим равные с нами права в политическом отношении. После того как мы исследуем этот вопрос в главах 6 и 7, я вернусь к этому критерию. Таблица 4. Что такое демократия? Возможности, которые предоставляет демократия: • эффективное участие • равное голосование • понимание, основанное на информативности • осуществление контроля за повесткой дня • включенность в жизнь общества (шс1шюп) Первые четыре критерия могут навести вас на мысль о том, что они выбраны произвольно из многих возможностей. А есть ли у нас достаточные основания применять именно эти стандарты для определения демократичности процесса? Зачем нужны эти критерии? Если говорить совсем кратко, то ответ прозвучит так: все критерии необходимы, если члены ассоциации (сколь угодно малочисленной) намерены соблюдать принцип равноправия при определении проводимой ими политики. Иными словами, если нарушить любое из этих требований, члены ассоциации не будут политически равноправны. Например, если одним членам ассоциации предоставить большие по сравнению с другими возможности для выражения своих взглядов, то отстаиваемый ими курс скорее всего и будет принят для реализации. В самом крайнем случае ничтожное меньшинство членов ассоциации, лишая остальных права и возможности обсуждать программу, способно эффективно проводить свою собственную политику. Соблюдение критерия эффективного участия дает гарантию, что подобного не произойдет.
Возьмем другую ситуацию: голоса разных членов ассоциации имеют разный «вес» в зависимости, скажем, от размера обладае-мой ими собственности, который может колебаться в очень широком диапазоне. Если мы уверены, что все члены ассоциации одинаково и достаточно хорошо разбираются в существе вопроса, для того чтобы принимать участие в решениях ассоциации, то почему должен нарушаться принцип «один человек — один голос»? Идеальная демократия Несмотря на то что два первых критерия представляются почти самоочевидными, возникает вопрос: является ли критерий понимания, основанного на информированности, столь же необходимым или уместным? Если все члены ассоциации одинаково компетентны, то зачем нужен этот критерий? Если же это не так, то стоит ли создавать проект конституции, исходя из допущения, что они компетентны в достаточной степени? Однако, как сказал Главный Оратор, благодаря принципу политического равенства, предполагающему, что все члены ассоциации одинаково хорошо разбираются в существе вопроса, им предоставляются адекватные возможности для ознакомления с этим вопросом путем изучения, исследования и обсуждения. Третий критерий гарантирует существование этих возможностей. Суть его была сформулирована в 421 г. до н.э. афинским вождем Периклом в его знаменитой речи, посвященной памяти павших во время обороны города: «Наши рядовые граждане, хотя и заняты своими ремеслами и торговлей, способны здраво и мудро судить об общественных предметах... и мы рассматриваем обсуждение не как препону на пути деяния, а как условие, необходимо предшествующее всякому мудрому деянию»1. Совокупность первых трех критериев может показаться достаточной. Но давайте предположим, что несколько членов ассоциации втайне возражают против того, чтобы все имели равные политические права в управлении ею. Интересы крупнейших собственников, считают они, на самом деле превалируют над интересами прочих. Хотя, по их мнению, было бы лучше, если бы их голоса получили такой дополнительный вес, который позволял бы им всегда одерживать верх, это, как представляется, полностью исключено. Следовательно, необходимо такое законоположение, при котором они всегда были бы в состоянии доминировать вне зависимости от того, каким при свободном и честном голосовании могло бы быть большинство. И тогда они находят хитроумное решение, т.е. вариант конституции, вполне отвечающий первым трем критериям и в их границах представляющийся вполне демократическим. Однако, сводя их на нет, они предлагают следующее условие: на общем собрании ассоциации ее члены имеют право обсуждать и голосовать те вопросы, которые уже внесены в повестку дня исполнительным комитетом, а доступ в исполнительный комитет будет открыт только владельцам самой крупной собственности. Взяв под свой контроль порядок обсуждения политических вопросов, эта узкая группа может быть совершенно уве- 43О ДЕМОКРАТИИ Идеальная демократия \ рена, что ассоциация никогда не ущемит ее интересы, ибо никакому предложению, направленному на это, не будет дан ход. Поразмыслив, вы отвергаете этот вариант, потому что он попирает принцип политического равноправия, соблюдать который вам поручено. Вместо этого вы пускаетесь на поиски конституционных соглашений, которые будут удовлетворять четвертому критерию и таким образом обеспечат такое положение, чтобы в конечном итоге вся полнота контроля за повесткой дня оставалась в руках большинства членов ассоциации. Для того чтобы все ее члены были политически равноправны в управлении ассоциацией, ваша конституция должна отвечать всем четырем критериям. Похоже, мы сформулировали те требования, которым должна соответствовать ассоциация, если она управляется на демократических началах. Некоторые основные вопросы Можно ли считать, что мы ответили на вопрос: «Что такое демократия»? О, если бы все было так просто! Этот вопрос — прекрасная отправная точка, но он порождает и множество других. Прежде всего, даже если вышеперечисленные критерии применимы к тому, чтобы руководить очень маленькой, основанной на принципах добровольного участия ассоциацией, то пригодны ли они для управления государством! В двух словах о словах Поскольку термин государство употребляется в самых разнообразных значениях, позвольте мне вкратце объяснить, какой смысл я вкладываю в это понятие. Под государством я понимаю совершенно особый вид ассоциации, отличающийся от всех прочих прежде всего степенью обеспечения согласия с установленными в нем нормами и правилами со стороны тех людей, на которых методами принуждения распространяется его юрисдикция. Когда мы говорим о «правительстве», то имеем, как правило, в виду систему власти государства, под чьей юрисдикцией находимся. В соответствии со сложившейся в истории практикой и за редкими исключениями под юрисдикцией государства находятся люди, проживающие на определенной (в некоторых случаях на неопределенной или спорной) территории. Таким образом, мы можем определить государство и как территориальное образование. Хотя в иные времена и в иных местах территория государства не превышала размеров города, в последние несколько веков государ-\а ства обычно распространяли свою юрисдикцию на целые страны. Разумеется, в этой краткой попытке определить значение слова «государство» кто-то может усмотреть софистические умозаключения. Политологами и законоведами написано столько трудов о государстве, что на бумагу, потребовавшуюся для всех этих писаний, пришлось бы вырубить небольшой лесок. Тем не менее я надеюсь, что сказанное мной послужит тем целям, которые мы перед собой ставим. Однако вернемся к нашему вопросу: применимы ли эти критерии к управлению государством? Да, разумеется! Ибо первоначально в фокусе демократических идей долгое время находилось именно государство. Хотя иные виды ассоциаций, особенно некоторые религиозные организации, сыграли определенную роль в новой истории демократических идей и в практике их распространения, однако со времен зарождения демократии в античном мире те политические институты, которые мы считаем для нее характерными, развивались прежде всего как средства демократизации государственного правления. Вероятно, не лишним будет повторить, что наравне со всеми прочими ассоциациями ни в одном государстве никогда не было формы правления, которая в полной мере отвечала бы критериям, определяющим демократический процесс. Не было и нет. И все же, как я надеюсь показать, эти критерии предоставляют весьма полезные стандарты, с помощью которых можно определить достижения и возможности демократических правительств. Второй вопрос: насколько реалистично представление о том, что ассоциация сможет когда-либо в полной мере отвечать этим критериям? Иными словами, способна ли какая-либо реально существующая ассоциация вообще быть демократической? Реально ли в нашем мире, чтобы каждый член данного сообщества действительно имел возможность принимать участие в его деятельности, получать сведения, необходимые для осмысления злободневных проблем, относящихся к этой деятельности, оказывать воздействие на формирование ее программы? Скорее всего, нет. Но если это так, то какая польза от этих критериев? Может быть, это просто воздушные замки, погоня за невозможным, утопия? Ответ прост: эти критерии так же нужны, как и всякие идеальные стандарты, а уместны и полезны в большей степени, чем многие другие. Ибо они предоставляют некие эталоны, с которыми можно сопоставить деятельность существующих ассоциаций, провозглашающих себя демократическими. Они служат ориентирами, с помощью которых можно формировать и 45О ДЕМОКРАТИИ
Идеальная демократия переформировывать конкретные соглашения, конституции, процедуры и политические институты. У всех, кто мечтает о демократии, они порождают весьма насущные вопросы и позволяют искать на них ответы. Поскольку, не попробовав пудинг, нельзя судить о его вкусе, в следующих главахл надеюсь показать, каким образом критерии помогают нам выбрать решения для некоторых важнейших проблем теории и практики демократии. Третий вопрос: допустим, критерии могут служить полезными ориентирами, но достаточно ли иметь критерии для того, чтобы, руководствуясь ими, создать демократические политические институты? Если вам поручили написать проект демократической конституции и вы предлагаете включить в свой проект ныне действующие институты демократического правления, можете ли вы непосредственно перенести эти критерии в свой проект? По всей вероятности, нет. Архитектор, вооруженный лишь критериями, сообщенными ему заказчиком, — местоположением дома, его размерами, общим стилем, количеством и типом комнат, стоимостью постройки, сроками, сможет представить проект лишь после того, как учтет множество других специфических факторов. То же самое происходит и с политическими институтами. Дать наилучшую трактовку и толкование нашим демократическим стандартам, применить их к конкретной ассоциации, обладающей собственными, специфическими чертами, создать демократические институты и процедуры — все это, конечно, далеко не простое дело. Для этого нам предстоит броситься, так сказать, «очертя голову», в дебри политических реалий, где, для того чтобы остановить на чем-либо свой выбор, мы должны будем сформулировать бесчисленное множество теоретических суждений, имеющих практическое применение. Среди других трудностей, связанных с попыткой учитывать определенные критерии (в нашем случае их не менее четырех), нас ожидает следующее: нам предстоит убедиться, что все критерии иногда вступают в противоречие друг с другом, и тогда нам придется искать компромиссы между конфликтующими ценностями, о чем более подробно мы поговорим в главе 10, посвященной демократическим конституциям. И наконец, едва ли не самый основополагающий вопрос: взгляды Главного Оратора не вызвали возражений и были приняты. А почему, собственно говоря? Почему мы должны верить в желательность демократии, особенно когда речь идет об управлении такой важной ассоциацией, как государство? И если желательность демократии предполагает желательность политического равенства, почему мы должны верить в то, что на первый взгляд выглядит чем-то несообразным? Но если мы не верим в политическое равенство, как можем мы поддерживать демократию? Если же мы все-таки верим в политическое равенство всех граждан данного государства, то разве это не требует от нас принять нечто вроде пятого критерия — полноты прав, даваемых гражданством? А теперь мы обратимся к рассмотрению этих острых вопросов. Глава 5 ЗАЧЕМ НУЖНА ДЕМОКРАТИЯ? Почему мы должны отстаивать демократию? Или, точнее, почему мы должны отстаивать демократические начала в управлении. государством? Напомню, что государство — это единственная ассоциация (сообщество), чьи руководители обладают колоссальными возможностями для того, чтобы заставить выполнять установленные в нем законы, используя (среди прочих) и методы принуждения, т.е. насилие. Существуют ли лучшие способы управления государством? Может быть, недемократическая система является более эффективной? В двух словах о словах В этой главе я буду употреблять термин «демократия» в самом общем смысле, имея в виду не идеальные, а реально существующие правительства, которые в значительной степени, но отнюдь не полностью отвечают критериям, перечисленным в предыдущей главе. Иногда я говорю также «народное правительство», подразумевая широкое понятие, включающее в себя не только демократические системы, возникшие в XX в., но и такие, которые по целому ряду признаков можно назвать демократическими, но в которых значительная часть взрослого населения лишена избирательных прав или возможности в иной \1 форме принимать участие в политической жизни страны. 47 О ДЕМОКРАТИИ Идеальная демократия До начала нашего столетия едва ли не во всем мире безусловный приоритет и в теории, и на практике отдавался недемократическим системам. И вплоть до самого недавнего времени подавляющее большинство людей (а в иные эпохи все поголовно) находились под властью недемократических правителей. Таблица 5. Зачем нужна демократия? К благотворным последствиям демократии относятся: 1. Избавление от тирании 2. Соблюдение основных прав и свобод 3. Свобода личности 4. Самоопределение 5. Моральная автономия 6. Возможность развития личности 7. Защита основополагающих интересов личности 8. Политическое равенство А кроме вышеперечисленного, современные демократии предусматривают: 9. Стремление к миру 10. Процветание Главы недемократических режимов в оправдание своих методов правления обычно приводили старинный и живучий довод, утверждая, что большинство народа просто недостаточно компетентно, чтобы принимать участие в управлении государством. Народу — так звучала эта аргументация — лучше устраниться от власти и предоставить это трудное дело тем, кто мудрее, — немногочисленной группе или одному человеку. Однако на практике таких якобы рациональных объяснений всегда оказывалось недостаточно и там, где не срабатывала аргументация, в действие вступало принуждение. Большинство же людей в глубине души никогда до конца не могли смириться с тем, что ими правят самопровозглашенные властители, — их силой заставляли принять такое положение вещей. Подобные воззрения и подобная практика и в наши дни вовсе не стали архаизмом. В той или иной форме вопрос о том, должен ли править «один человек, узкий круг лиц или многие», возникает до сих пор. И почему же мы, имея за спиной столь богатую историю, должны верить, будто демократические методы правления лучше, чем любая недемократическая альтернатива? Попробую объяснить. По сравнению с любой возможной альтернативой у демократии имеется по крайней мере десять преимуществ. ---- I. Демократия способствует тому, чтобы не допустить правления жестоких и аморальных диктаторов. Вероятно, проблема того, как избежать авторитарного правления, остается в политике одной из самых фундаментальных. На протяжении всей истории человечества, включая и новейшую, зафиксировано немало случаев, когда лидеры, обуреваемые манией величия, болезненной подозрительностью, корыстолюбием, идеологическими, националистическими, религиозными предубеждениями, либо уверовавшие в свое прирожденное право повелевать, либо движимые исключительно прихотью, импульсивным порывом, «настроением», использовали колоссальную мощь государства, чтобы через принуждение и насилие достичь собственных целей. Число жертв деспотизма сопоставимо по масштабам с жертвами эпидемий, голода и войн. Вот несколько примеров из XX в. В тот период, когда у власти в Советском Союзе стоял Иосиф Сталин, многие миллионы людей попали в тюрьмы по политическим мотивам, причем зачастую из-за того, что лидеру государства везде мерещились загово-. ры и покушения. Примерно 20 млн. человек погибли в лагерях, были казнены по политическим обвинениям, умерли от голода,, вспыхнувшего в начале 30-х гг., когда Сталин загонял крестьян в колхозы. Еще 20 млн. человек удалось выжить, но они прошли через невыносимые муки1. Другой пример — диктатура Адольфа Гитлера в нацистской Германии (1933—1945). Не говоря о десятках миллионов тех, кто стал жертвой развязанной им Второй мировой войны, он несет прямую ответственность за уничтожение в концентрационных лагерях 6 млн. евреев, а также многочисленных противников своего режима, поляков, цыган, гомосексуалистов и представителей других социальных или этнических групп, которых он намеревался ликвидировать. В пору деспотического правления Пол Пота (1975—1979) в Камбодже «красные кхмеры» уничтожили четверть населения страны — это можно назвать геноцидом собственного народа. Пол Пот испытывал такой страх перед образованными слоями общества, что их представители были уничтожены почти полностью, очки на носу или отсутствие мозолей на руках могло быть равносильно смертному приговору. Разумеется, и правление народа вовсе не свободно от серьезных недостатков. Подобно всем прочим правительствам, «народные правительства» действовали несправедливо и жестоко по отношению к тем, кто оказался за пределами своих государств, и к тем, кто имел особый статус внутри страны, — к иностранцам, 49О ДЕМОКРАТИИ выходцам из колоний и пр. В этом отношении «народные правительства» ничем не уступали недемократическим государствам, которые порой вели себя гуманней. В ряде случаев (как, например, в Индии) колониальные власти непреднамеренно или сознательно способствовали созданию и внедрению демократических убеждений* институтов. Тем не менее мы не имеем права закрывать глаза на несправедливости, чинимые в демократических странах по отношению к социальным изгоям, ибо тем самым демократические режимы вступают в противоречие с фундаментальным принципом морали, который, как мы увидим из следующей главы, способствует установлению политического равенства между всеми гражданами демократического государства. Единственный выход из этого противоречия — создание всеобъемлющего кодекса прав человека, который эффективно действовал бы во всем мире. Однако важность этой проблемы и ее решения остается за рамками нашей скромной работы. Прямым вызовом демократическим идеям и принципам является ущерб, наносимый «народными правительствами» тем людям, которые обязаны подчиняться законам страны, подлежат ее юрисдикции, однако лишены права принимать участие в государственном управлении. Правят ими — но не они. К счастью, решение этой проблемы хотя и не является простым, но лежит на поверхности: демократические права должны быть распространены и на членов социальных групп, исключенных из процесса управления. Эта проблема успешно решалась и в XIX в., и в начале XX в., когда были отменены прежние цензы и ограничения, а всеобщее избирательное право сделалось нормой демократического правления2. — Позвольте! — скажет читатель, — разве демократия не ущемляет интересов тех граждан, кто наделен избирательными правами, но при голосовании остается в меньшинстве? Разве их волю не подавляет волеизъявление большинства?! Разве не это называется «тирания большинства»? Хотелось бы дать простой ответ на этот вопрос, но, к сожалению, он намного сложнее, чем кажется. И сложности возникают оттого, что любая проводимая государством политика, в том числе и законотворческая, одобрена ли она демократическим большинством, или олигархическим меньшинством, или просвещенным диктатором, непременно наносит кому-то ущерб. Проще говоря, вопрос заключается не в том, способно ли правительство выработать свои законы таким образом, чтобы ни один из них не Идеальная демократия ущемлял интересов ни одного из граждан. Никакое, даже самое демократическое правительство, не способно взять на себя подобные обязательства. Вопрос ставится в иной плоскости: действительно ли ущерб, причиняемый демократией основным правам и интересам граждан, меньше, чем ущерб, причиняемый любым недемократическим режимом? И уже хотя бы потому, что демократический строй не допускает к власти автократов, склонных этой властью злоупотреблять, он в большей степени отвечает предъявляемым ему требованиям, чем любая недемократическая альтернатива. И все же граждане демократических государств не могут позволить себе благодушие лишь в силу того, что строй, при котором они живут, менее жесток, чем любой недемократический. Мы не вправе оправдывать преступление по той лишь причине, что рядом совершается более тяжкое преступление. Несправедливость или беззаконие остаются несправедливостью или беззаконием, даже если они творятся в демократической стране и при неукоснительном соблюдении всех демократических процедур. Могущество большинства вовсе не гарантирует правоту этого большинства3. Впрочем, есть и другие основания считать, что демократический строй является более справедливым и с большим уважением относится к фундаментальным интересам человека, чем недемократический. 2. Демократия гарантирует гражданам те основополагающие права и свободы, которые недемократический строй не предоставляет и предоставить не может. Демократия — это не только способ управления государством. Это еще и система прав, поскольку права являются неотъемлемой частью демократических политических институтов. Права и соблюдение прав становятся важнейшим материалом, из которого созидается процесс демократического правления. Вспомните критерии демократии, перечисленные в предыдущей главе. Разве не самоочевидно, что для реализации этих норм политическая система должна по необходимости обеспечивать своим гражданам соблюдение определенных прав? Разве, к примеру, эффективное участие в управлении государством не предполагает наличие у граждан права на само это участие и права высказывать свои взгляды по политическим вопросам и возможности выслушивать мнение своих сограждан и обсуждать с ними эти вопросы? Или такой критерий, как равное избирательное право: граждане должны иметь право на свободное волеизъявление и на честный подсчет голосов. То же относится и к другим демократическим 51 О ДЕМОКРАТИИ Идеальна» демократия нормам: очевидно, что граждане должны иметь право рассматривать альтернативные варианты, право на участие, выражающееся в том, что они сами решают, какие вопросы и в каком порядке подлежат обсуждению, и т.д. Недемократическая система, по определению, не предоставляет своим гражданам (или подданным) столь широкий спектр политических прав. Любая политическая система, способная на это, становится, опять же по определению, демократической. Однако разница коренится глубже, чем в банальном наборе дефиниций. Чтобы удовлетворять требованиям демократии, присущие ей права должны быть реально доступны гражданам. Зафиксировать права на бумаге, возвести их в закон или даже записать в конституцию еще недостаточно — они должны быть практически внедрены в повседневную жизнь общества и доступны для граждан. В противном случае политическая система, что бы ни утверждали лидеры данной страны, не может считаться демократической, а демократические атрибуты становятся тогда лишь ширмой, прикрывающей недемократическую сущность данного режима. Привлекательность демократических идей столь велика, что в XX в. деспотические режимы часто маскируются с помощью «демократии» и «выборов». Представьте себе, что в одной из таких стран все права, неотъемлемо присущие демократии, все же стали доступны ее гражданам. Это значит, что в ней совершился переход к демократии — явление достаточно частое для второй половины нашего столетия. Мне могут возразить, что свобода слова, предположим, не возникнет сама собой лишь потому, что является составной частью понятия «демократия». Связь должна быть более глубинной, скажете вы и будете совершенно правы. Демократии необходимы институты, созданные во имя и для защиты основных демократических прав и возможностей, необходимы не только как логическое, но и как практическое условие, без которого демократия не сможет существовать. Но разве и в этом случае, вправе спросить вы, все это не абстракция, не интеллектуальная игра теоретиков-философов? Глупо было бы думать, продолжите вы, что их поддержки достаточно, чтобы создать и защитить демократию. И снова окажетесь правы. В части IV мы рассмотрим условия, при которых шансы демократии выжить и укрепиться возрастают. И среди них — достаточно широкое распространение демократических убеждений среди рядовых граждан и политических лидеров, включая убеждения в том, что без прав и возможностей не может быть демократии. 52 К счастью, необходимость этих прав и возможное!си мполне ясна и доступна пониманию простых граждан и их политических лидеров. В конце XVIII в. «среднему американцу» было совершенно очевидно, что демократическая республика невозможна без свободы выражения мнений. И в числе самых первых действий Томаса Джефферсона, избранного в 1800 г. президентом США, была отмена печально знаменитого Закона о подстрекательстве к мятежу, принятого при его предшественнике Джоне Адамсе и ограничивавшего свободу слова. Отменяя его, Джеффэерсон поступал не только в соответствии с собственными убеждениями, но, судя по всему, и с воззрениями, которые разделяли № то время большинство рядовых граждан Америки. В тех случаях, когда граждане не понимают, что демократия требует соблюдения ряда основополагающих прав, или не поддерживают те политические, административные, юридические структуры, призванные эти права защищать, демократия оказывается в опасности. К счастью, эта опасность до известной степени ослабляется третьим преимуществом демократической системы. 3. Демократия предоставляет гражданам более широкий диапазон личной свободы, чем любая иная политическая система. Помимо всех прочих прав, свобод и возможностей, которые необходимы в государстве, претендующем называться «демократическим», граждане должны пользоваться даже еще более широким диапазоном свобод. Вера в благотворность
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|