Зрелое плюралистическое общество в демократических странах
При малой вероятности того, что демократия сумеет подняться на международный уровень, нам необходимо иметь в виду, что каждая демократическая страна нуждается в мелких политических образованиях. В наше время они отличаются огромным разнообразием. Даже в самых мелких демократических странах должны существовать системы муниципального самоуправления; в более крупных странах возникают системы управления округами, графствами, штатами, провинциями, областями и пр. Как бы мала ни была страна в мировом масштабе, она требует разнообразного «ассортимента» независимых ассоциаций и организаций, т.е. плюралистического гражданского общества. Невозможно однозначно ответить, каковы наилучшие способы управления мелкими ассоциациями, существующими в стране и в обществе, — профессиональными союзами, экономическими ассог циациями, специализированными «группами интересов», образовательными организациями. Не все должны непременно управляться демократически: явные различия в положении ставят вполне законные ограничения тем демократическим критериям, требованию которых должно отвечать то или иное объединение. И даже там, где существование демократии оправдано, нельзя однозначно определить, какой именно из ее видов наиболее уместен. И все же ни один из недемократических аспектов в деятельности любого органа управления, будь то правительство страны, его подразделения «на местах» или независимая ассоциация, не должен в плюралистическом гражданском обществе оставаться без внимания. Демократические принципы требуют ответа на ряд вопросов по поводу управления любым сообществом. • Всегда ли руководство ассоциации при принятии решений в равной степени учитывает блага и интересы каждого, кого эти решения затрагивают?
• Настолько ли лучше подготовлены одни члены ассоциации к управлению, нежели другие, что им можно вверить окончательную и полную власть над этой ассоциацией? И если нет, то разве не должны мы рассматривать всех ее членов как политически равных? • Если все ее члены политически равны, не должна ли система управления этой ассоциацией отвечать критериям демок-
ратии? Если должна, то в какой степени данная ассоциация предоставляет своим членам возможности принимать активное участие в управлении, иметь равные избирательные права, обладать информированным знанием и осуществлять окончательный контроль за деятельностью руководства? Почти во всех или даже, вероятно, во всех без исключения организациях где-нибудь да найдется место демократии. И нет такой демократической страны, где демократии было бы слишком много. Глава 10 ВАРИАНТЫ (II) Виды конституций Подобно тому как в зависимости от величины ассоциации варьируются виды демократии, демократические конституции также могут иметь самые различные варианты. Вы вправе спросить: имеют ли значение различия между конституциями в демократических странах? Ответов может быть три: «да», «нет» и «вероятно». Чтобы объяснить, почему это происходит, я начну с конституционного опыта «старых демократий», т.е. с опыта тех стран, где базовые демократические институты существуют примерно с 50-х гг. нашего века. Можно насчитать 22 таких страны — Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Италия, Канада, Коста-Рика, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Соединенные Штаты Америки, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония1. Существующих между ними различий достаточно, чтобы получить адекватное представление о широком спектре возможностей. Конституционное устройство стран, пришедших к демократии позднее, важно, впрочем, не меньше, а быть может, и больше, поскольку имеет особое значение для процесса демократизации.
Описывая конституции и конституционные устройства, я буду употреблять эти термины в более широком их значении, с тем чтобы они охватывали и те процедуры, которые могут быть не 117О ДЕМОКРАТИИ Реальная демократия и!-- прописаны в конституциях, например систему выборов или партийную систему. О том, почему я это делаю, вы узнаете из следующей главы. Итак, в чем же состоят основные различия демократических конституций и велико ли значение этих различий? Варианты конституций Писаная или неписаная? Неписаная конституция может показаться терминологическим противоречием, однако есть страны, где некоторые вполне укоренившиеся институты и процедуры и образуют конституционную систему, хотя они и не сведены в единый документ, принятый как основной закон этой страны. Среди «старых демократий» (и, разумеется, среди «новых») незафиксированная на бумаге конституция — это результат каких-то в высшей степени необычных исторических обстоятельств, сложившихся некогда в Великобритании, Израиле2 и Новой Зеландии. Обычной практикой стало принятие текста конституции. Билль о правах? Включает ли в себя конституция эксплицитно билль о правах? Следует вновь сказать, что, хотя эксплицитный конституционный билль о правах и не является универсальным законом в странах «старых демократий», сегодня его включение в конституцию стало нормой. По причинам исторического порядка и из-за отсутствия писаной конституции исключением была Англия (однако там эта идея пользуется значительной поддержкой). Социальные и экономические права?Хотя американская Конституция и те конституции, которые существуют в странах «старых демократий» начиная с XIX в., обычно говорят о социальных и экономических правах мало и невнятно3, конституции, принятые после Второй мировой войны, как правило, содержат статьи о них. Впрочем, даже если социальные и экономические права граждан прописаны (и порою весьма пространно) в конституциях, это имеет едва ли не символическое значение.
Федеративное или унитарное? В федеративном государстве правительствам штатов, провинций, областей и других небольших территориальных образований гарантированы значительные полномочия и неизменность их статуса. В унитарном государстве их существование и властные полномочия зависят от решений, принимаемых общенациональным правительством. Среди 22 «старых демократий» лишь шесть являются федеративными в строгом
смысле (это Австралия, Австрия, Германия, Канада, Швейцария и Соединенные Штаты Америки). Во всех шести странах федеративная система сложилась под воздействием особых исторических обстоятельств4. Однопалатный или двухпалатный парламент? Хотя в демократических странах превалирует законодательное собрание, состоящее из двух палат, кнессет Израиля с самого начала был однопалатным, а начиная с 1950 г. четыре Скандинавские страны, Финляндия и Новая Зеландия ликвидировали у себя верхнюю палату. Пересмотр законодательных актов в судебном порядке? Имеет ли право верховный суд страны признать тот или иной закон, принятый национальным парламентом, незаконным? Подобная процедура стала нормой в демократических странах с федеративной системой, и там предусматривается необходимость того, чтобы законы, принятые штатами, провинциями, кантонами, не входили в противоречие с национальной конституцией. Однако еще более важным является вопрос: может ли суд признать неконституционным закон, принятый национальным парламентом? В Швейцарии, например, право судебного пересмотра ограничено лишь кантональным законодательством. Как мы видели, ббльшая часть демократических государств не является федеративными, а из числа унитарных государств лишь около половины ввели у себя в том или ином виде практику пересмотра законодательных актов в судебном порядке. Более того, даже там, где она существует, диапазон ее применения очень широк: на одном полюсе — Соединенные Штаты Америки, где Верховный Суд иногда получает исключительную власть, а на другом — страны, в которых судебная власть очень почтительно относится к решениям правительства. Интересен пример Канады: в этом федеративном государстве Верховный Суд облечен полномочиями объявлять неконституционными законы, принятые и на местном, и на федеральном уровнях. Провинциальные легислатуры и федеральный парламент могут, однако, преодолеть судебное решение, если вторично проголосуют за введение данного закона в действие.
Назначение судей пожизненно или на определенный срок? В Соединенных Штатах Америки члены федеральных (т.е. находящихся в общенациональной юрисдикции) судов в соответствии с Конституцией занимают свои должности пожизненно. Преимущество этого варианта заключается в том, что судьи обретают ббльшую независимость от политического давления. Однако если им дано еще и право судебного пересмотра закона, то в их решениях может 119О ДЕМОКРАТИИ Реальная демократия отражаться та идеология, которая уже перестала пользоваться под* держкой большинства народа и законодателей. Следовательно, воз* никает опасность, что они используют это право, чтобы прешгм ствовать проведению реформ: так уже порой бывало в Соединен*1] ных Штатах Америки; особенно памятный пример подобного] противостояния относится к периоду 1933-1937 гг., когда под руководством президента Франклина Д. Рузвельта осуществлялись крупные реформы. Памятуя об этом, некоторые демократические | страны (Германия, Италия, Япония), в чьих конституциях, принятых после Второй мировой войны, имелось положение о праве суда опротестовывать законы, отказались от практики назначения судей пожизненно и установили ограниченный, хотя и продолжи-1 тельный срок их пребывания в должности. Референдум? Является ли проведение общенационального референдума возможным, а в тех случаях, когда требуется ввести поправку в конституцию, даже обязательным? Здесь на одном полюсе находится Швейцария, где проведение референдумов по вопросам, затрагивающим интересы страны, разрешено, а для внесения поправок в конституцию — обязательно, и проводятся они часто. На другом полюсе находятся США: в американской Конституции проведение референдумов не предусмотрено (до сих пор не было еще ни одного референдума), хотя во многих штатах их проведение — общепринятая практика. В отличие от США более чем в половине стран «старой демократии» референдумы проводились по крайней мере однажды. Президентская или парламентская? Президентская система правления предусматривает независимое от парламента избрание главы исполнительной власти, наделяемого по конституции очень обширными полномочиями. Парламентская система отличается тем, что глава исполнительной власти избирается и может быть смещен парламентом. Классический пример президентского правления — Соединенные Штаты Америки, а парламентского — Великобритания. Президентская система правления была изобретена в 1787 г. делегатами американского Конституционного Конвента. Большая их часть восхищалась британской (неписаной) Конституцией, поскольку та провозглашала «разделение властей»: и законодательная, и исполнительная ветви были юридически независимы. Законодательный орган (парламент) не зависел от исполнительной власти (монархия), которая была независима от парламента. Хотя американцам и хотелось сохранить все достоинства и преимущества британской Конституции, вопрос об установлении в Амери-120
ке монархии даже не рассматривался, а потому проблема исполнительной власти поставила их в тупик. Лишенные сколько-нибудь значимых исторических моделей, делегаты ожесточенно дискутировали на протяжении двух месяцев, пока наконец не выработали решение. Бесспорно, в работе Конституционного Конвента принимали участие люди исключительно одаренные, но с течением времени их стали наделять невероятной прозорливостью, никак не подтверждаемой историческими документами и вообще противоречащей ограниченным возможностям человеческого разума. Подобно многим другим изобретателям, основатели американской президентской (вернее, президентско-парламентской) системы правления вряд ли могли предвидеть, как разовьется их детище спустя два века и что вскоре возникнет альтернативная ему парламентская система, которой будет суждено распространиться гораздо шире. Это решение тогда не могло прийти им в голову. И хотя сейчас парламентское правление представляется американцам немыслимым, но если бы их Конституционный Конвент состоялся лет на тридцать позднее, вовсе не исключено, что делегаты предпочли бы именно эту систему. В ту пору они (как и британские наблюдатели) еще не осознавали, что британская конституционная система сама претерпевает стремительные изменения. Вскоре она развилась в парламентскую систему, при которой исполнительная власть принадлежит не монарху, а премьер-министру, который назначается номинально монархом, а на самом деле — парламентским большинством (палатой общин), и занимает свою должность лишь до тех пор, пока парламентское большинство его поддерживает. Премьер-министр в свою очередь подбирает членов своего кабинета. Эта система окончательно утвердилась в 10-е гг. XIX в. Как стало теперь ясно, большая часть стран со старыми, стабильными демократиями, где демократические институты возникли в конце XIX — начале XX в., приняла различные варианты парламентской, а не президентской системы правления. Избирательная система? Насколько точно соответствует предпочтениям избирателей распределение мандатов в национальном законодательном органе? К примеру, получит ли партия, чьи кандидаты набрали, скажем, 30% голосов на выборах, около 30% мандатов? Или всего 15%? Хотя избирательная система, как я уже говорил, не прописана в конституции, ее следует считать частью конституционной системы, поскольку она находится в тесном вза- 121О ДЕМОКРАТИИ Реальная демократия НИ! •ни \\ж имодействии с другими ее частями. Об этом более подробно говорится в следующей главе. Хотя список этих вариантов может быть продолжен, и приведенных примеров достаточно, чтобы понять, сколь широк диапазон типов конституционного устройства в странах «старой демократии». Более того, я привел только самые общие примеры; если мы перейдем на более конкретный уровень разбора, то обнаружим еще множество различий. Следовательно, вы вправе заключить, что конституции демократических стран отличаются друг от друга многими важными чертами. Но делают ли эти отличия ту или иную конституцию лучше или демократичнее! И можно ли вообще считать какой-то один тип демократической конституции наилучшим? Эти вопросы порождают еще один: как оценить относительную желательность различных конституций? Очевидно, нам потребуются какие-то критерии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|