Компетентность граждан в управлении государством
Хотя апологеть! системы «политической опеки» способны предложить убедительное решение тех проблем, которые я только что перечислил, благоразумие и здравый смысл требуют, как мне кажется, чтобы мы отвергли предлагаемую ими систему. Отклонив этот вариант политического устройства, мы заключаем: никто из граждан, достигших совершеннолетия, не может в такой степени превосходить других своей компетентностью в вопросах государственного управления, чтобы ему можно было вверить полную и окончательную власть над правительством страны. Но если нами будут править не «опекуны», то кто же? Да мы сами. В большинстве случаев мы твердо убеждены (несмотря на приводимые иногда вполне убедительные доводы, доказывающие обратное), что каждый совершеннолетний гражданин должен обладать возможностью самому решать, что пойдет ему на пользу и чтб в наибольшей степени будет отвечать его интересам. Это обеспечивающее автономию личности условие должно распространяться только на взрослых, но не на детей, поскольку на основании опыта заключаем, что интересы детей защищаются опекунами, в роли которых чаще всего выступают родители. Если же их нет, Идеальная демократия их заменяет кто-то другой, а в определенных случаях требуется вмешательство государства. Этот принцип не распространяется также на людей, достигших совершеннолетия, но признанных недееспособными, т.е. не отвечающими за свои поступки. Как и дети, они нуждаются в опекунах, однако в отличие от детей, в отношении которых эта презумпция легко преодолевается законом и традиционно сложившимися в обществе правилами, здесь процедура становится намного более сложной, поскольку слишком очевидна возможность злоупотреблений. Следовательно, в каждом отдельном случае требуется та или иная юридическая процедура.
Однако если мы согласны с тем, что совершеннолетние граждане (за некоторыми исключениями) должны быть наделены правом самим решать, что наилучшим образом послужит их интересам, то почему надо отказываться от аналогичного принципа и в управлении государством? И главный вопрос здесь уже не в том, обладают ли совершеннолетние граждане достаточной компетентностью для решения тех проблем, с которыми они сталкиваются ежедневно. Вопрос заключается в том, достаточно ли компетентно большинство совершеннолетних граждан, чтобы принимать участие в управлении государством. Чтобы прийти к ответу на этот вопрос, надо вспомнить некоторые выводы, сделанные в предыдущих главах. Демократия открывает перед своими гражданами многочисленные и разнообразные возможности. Граждане надежно защищены от деспотических правителей, они обладают фундаментальными политическими правами и, кроме того, им предоставлен широкий спектр свобод, они получают способы защищать и отстаивать свои личные интересы, вводя их в число приоритетных, они могут принимать участие в выработке законов, в соответствии с которыми будут жить, диапазон их моральной автономии достаточно широк, они имеют необыкновенные возможности для развития личности. Но мы, придя к выводу о том, что демократия предоставляет возможности, немыслимые для стран с недемократической системой правления, немедленно сталкиваемся с несколькими фундаментальными вопросами: почему подобных возможностей лишены те граждане, а не эти? почему нельзя распространить их на всех лиц, достигших совершеннолетия? Если правительство обязано в равной степени учитывать интересы всех граждан, то разве справедливость не требует, чтобы
О ДЕМОКРАТИИ
все совершеннолетние лица имели право участвовать в выработке решений по поводу того, какие законы, какой политический курс наилучшим образом будут способствовать достижению целей, которые они преследуют, причем не имеет значения, ограничены ли эти цели лишь достижением личного блага или включают в себя благо всеобщее? Если никто из граждан не обладает такой степенью компетентности в вопросах государственного управления, что ему можно вверить полную и окончательную власть над правительством страны, то кто же лучше, чем все совершеннолетние граждане, на которых распространяется действие законов, может быть подготовлен к участию в управлении государством? Суммируя выводы, вытекающие из этих вопросов, я делаю еще одно заключение. Оно формулируется так: за исключением редких случаев неопровержимо убедительных доказательств противного, все обстоятельства которых особо оговорены в законе, все совершеннолетние граждане, на которых распространяется действие законов данного государства, должны быть признаны достаточно компетентными для участия в демократическом процессе управления этим государством. Пятая норма демократии: полноценное участие Вывод, который напрашивается из аргументации этой главы, формулируется так: если вы лишены равного со всеми права голоса в управлении государством, то чрезвычайно высока вероятность того, что вашим интересам будет уделено меньше внимания, нежели интересам людей, обладающих правом голоса. Если у вас нет голоса, кто станет говорить за вас? Кто возьмется отстаивать ваши интересы, если вы сами этого сделать не можете? Причем речь идет не только о ваших личных интересах — в том случае, если вы являетесь членом целой группы, отстраненной от участия в управлении, как будут представлены и защищены основополагающие интересы этой группы? Ответ ясен. Основополагающие интересы совершеннолетних лиц, лишенных возможности участия в управлении, не будут адекватно представлены и защищены теми, кто управляет страной. Примеров этому в истории мы находим множество. Как было показано в нашем беглом обзоре, посвященном эволюции демократии, в Англии дворянство и горожане, недовольные тем, как про-
О ДЕМОКРАТИИ я сказал, что к обсуждению пятого критерия мы вернемся позже (см. табл. 4, с. 42). Эта глава, так же как и последняя, предоставит нам, я надеюсь, веские основания заключить, что система правления, претендующая именоваться демократической, должна отвечать этому стандарту. Я бы сформулировал это так: Всеобщее участие. В корпус граждан страны, управляемой в соответствии с демократическими нормами, должны входить все лица, на которых распространяется юрисдикция данной страны, за исключением тех, кто находится в ней временно, и тех, чья недееспособность доказана. Нерешенные проблемы И все же, для того чтобы окончательно отвергнуть аргументацию сторонников «политической опеки» и воспринять политическое равенство как идеал, нам следует решить еще несколько трудных проблем. Нуждаются ли граждане и правительственные чиновники в помощи специалистов? Разумеется, да! Для нормального функционирования демократического государства деятельность экспертов, обладающих специальными познаниями, не просто важна, но абсолютно необходима. Политическая жизнь общества зачастую так сложна (и, вероятно, с течением времени будет усложняться еще больше), что ни одно правительство не в силах принять удовлетворительные решения без помощи высококвалифицированных специалистов. Подобно тому как в обыденной жизни любой из нас иногда вынужден опираться на мнения экспертов и поручать им лринятие важных для себя решений, так и правительства, в особенности демократические, не могут обойтись без консультаций. Верное соотношение между тем, как наилучшим образом отвечать демократическим критериям, поддерживать удовлетворительный уровень политического равенства и при этом, принимая ответственные решения, полагаться на мнения и знания экспертов, — вот серьезнейшая проблема, игнорировать которую было бы непростительной глупостью со стороны апологетов демократического правления. Однако здесь не место разбирать ее. Если граждане хотят быть компетентными, нуждаются ли они в политических и социальных институтах, которые помогли бы им стать таковыми? Двух мнений об этом быть не может. Возможность глубокого постижения сути общественных процессов — это не просто одна из дефиниций демократии. Это предъявляемое ею требование.
Идеальная демократия Из сказанного мной вовсе не следует, будто большинство граждан застрахованы от неверных шагов. Они могут и будут ошибаться. Именно поэтому приверженцы демократии всегда придают такое значение образованию. А гражданское просвещение требует не только формального обучения, но и публичных дискуссий, обсуждений, столкновения противоположных мнений, свободного доступа к достоверной информации и других атрибутов открытого общества. Но предположим, что институты, способствующие развитию гражданской компетентности, недостаточно развиты и граждане не знают, как им защищать свои основополагающие права и интересы. Что предпринять в этом случае? Для ответа на этот вопрос полезно вспомнить выводы, сделанные нами ранее, Мы исповедуем принцип врожденного равенства, т.е. мы должны рассматривать благо одного человека как имманентно равное благу другого. Мы применяем к управлению государством принцип, согласно которому правительство, принимая то или иное решение, должно в равной степени учитывать блага и интересы всех людей, которых данное решение затрагивает. Мы отвергли систему «политической опеки» ради воплощения в жизнь иного принципа: никто из граждан, достигших совершеннолетия, не может превосходить других своей компетентностью в вопросах государственного управления в такой степени, чтобы ему можно было вверить полную и окончательную власть над управлением страной. Вместо этого мы согласились с принципом всеобщего участия — в корпус граждан страны, управляемой в соответствии с демократическими нормами, должны входить все лица, на которых распространяется юрисдикция данной страны, за исключением тех, кто находится в ней временно, и тех, чья недееспособность доказана. Из всего этого можно сделать следующий вывод: если институты гражданского просвещения недостаточно развиты, нас может удовлетворить лишь одно решение — они должны быть укреплены. Мы, т.е. те, кто верит в достижение демократических целей, обязаны искать способы дать людям необходимую им компетентность. Вероятно, институты гражданского просвещения, появившиеся в демократических странах в XIX—XX вв., перестали отвечать предъявляемым к ним требованиям. В таком случае де- О ДЕМОКРАТИИ мократическим странам надлежит в дополнение к прежним институтам создать новые.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|