Могут ли международные организации быть демократическими ?
До сих пор мы рассматривали возможность установления демократии в единицах, меньших, чем страна или национальное государство. А как быть с образованиями, чей масштаб больше или по крайней мере очень сильно отличается от масштабов страны? Во второй половине XX в. демократические страны все сильнее стали ощущать экономические, культурные, социальные, политические, административно-бюрократические, военные последствия интернационализации. Какое будущее уготовано демократии? Если даже правительства суверенных держав передают значительную часть своих властных полномочий междуна- Реальная демократия родным органам власти того или иного типа, то не следует ли предположить, что демократический процесс просто будет подниматься на международный уровень? В этом случае, поскольку международные правительства уже, так сказать, родились демократическими, ущерб демократическим ценностям причинен не будет, скорее, наоборот: они укрепятся. В истории мы находим немало аналогий. Как мы видели в главе 2, первоначально идеи и практика демократии зародились в античном городе-государстве. Однако они не могли противостоять постоянно усиливающейся мощи национальных государств и либо переставали существовать в качестве реально идентифицируемых политико-административных образований, либо, подобно Афинам и Венеции, становились субъектами государства, подчиняющимися его верховному правителю. Не случится ли так, что в XXI в. национальные правительства превратятся всего лишь в местные органы власти, подчиненные международным демократическим правительствам? Ну и что с того, возразят нам, подчинение местного правительства правительству общенациональному не означает конец демократии. Напротив, демократизация национальных правительств не только многократно расширяет «владения» демократии, но и значительно облегчает демократический процесс в административно-территориальных субъектах •— городах, кантонах, штатах, провинциях, регионах и т.п. И в этом плане задача не в том, чтобы приостановить процесс интернационализации, тем более что это невозможно, а в том, чтобы демократизировать международные организации.
Но как ни отрадна такая картина для всякого, кто считает демократию одной из высших ценностей, я с сожалением должен констатировать, что она грешит чрезмерным оптимизмом. Даже в тех странах, где демократические институты и процедуры давно существуют и прочно укоренены, гражданам чрезвычайно трудно осуществлять эффективный контроль за многими важнейшими решениями своего правительства, касающимися внешнеполитической сферы. Контролировать международные оранизации во сто крат труднее. Об этом красноречиво свидетельствует Европейский Союз, где формально имеются такие номинально демократические структуры, как всенародные выборы и парламент. Однако все наблюдатели сходятся в том, что налицо огромный «дефицит демократии». Судьбоносные решения чаще всего принимают договорившиеся 113между собой политические и бюрократические элиты. И пределы здесь установлены не демократическими процедурами, а в абсолютном большинстве случаев тем соглашением, которого удалось достичь участникам переговоров, оценившим его вероятные последствия для национальных и международных рынков. Результаты определяются политическим торгом, иерархией и рынками. Роль демократических процедур сводится только лишь к ратификации уже достигнутых договоренностей. И если институты демократии оказываются по большей части неэффективными в управлении Европейским Союзом, то перспективы демократизации других международных систем представляются еще более отдаленными. (Для того чтобы достичь со стороны народа уровня контроля^ хотя бы сопоставимого с уровнем контроля, уже существующим внутри демократических государств, международным организациям придется заняться решением ряда проблем так же плотно, как занимаются ими сейчас в демократических странах. Подитическже_лидерь1 должны будут создать политические институты, которые предоставят гражданам возможность принимать участие в выработке решений, влиять на их принятие, осуществлять контроль за ними и которые будут хотя бы примерно столь же эффективными, как институты, уже существующие в демократических странах. А для того чтобы граждане могли воспользоваться предоставляемыми возможностями, их интерес к политическим решениям международных организаций и осведомленность об этих решениях должны быть такими же, какие проявляют они сейчас по отношению к политическому курсу их национального правительства. Для информирования граждан политической и «информационной» элите придется устраивать публичные дискуссии и обсуждения различных альтернативных вариантов, причем так, чтобы эти дискуссии живо интересовали аудиторию и находили у нее эмоциональный отклик. Для того чтобы эти публичные дискуссии могли состояться, придется создавать некий международный эквивалент национальному политическому соперничеству между партиями и кандидатами на выборные должности в органах власти. Избранные представители или чиновники с аналогичными функциями (каковы бы они ни были) должны будут осуществлять контроль за важнейшими международными бюрократическими структурами, так же как законодательная власть контролирует исполнительную власть внутри данной демократической страны.
Дополнительно возникает проблема того, каким образом этот гипотетический корпус граждан будет представлять жителей раз-114 Реальная демократия ных стран. Поскольку существуют огромные диспропорции в численности населения, ни одна система представительства не сумеет обеспечить одинаковый «вес» голосу каждого гражданина и препятствовать тому, чтобы мнение крупных стран постоянно превалировало над мнением малых стран. И следовательно, все решения, приемлемые для менее масштабных демократических систем, будут нарушать политическое равенство среди членов крупномасштабного сообщества. Так, например, решения, пригодные для Соединенных Штатов Америки и других стран с федеративным устройством, будут навязываться странам Европейского Союза. Но даже если компромисс и будет достигнут, он может легко превратиться в источник внутренней напряженности, особенно при отсутствии четкого осознания себя членами единой общности.
Наличие разногласия более чем вероятно и по другой причине: я уже говорил, что в масштабах национальной демократии большая часть принимаемых правительством решений непременно ущемляет чьи-то интересы. То же самое происходит и в международных структурах. Самое тяжкое бремя каких-то решений будут вынуждены нести определенные группы, регионы, страны. Чтобы справляться с возникающей напряженностью, необходима политическая культура, призванная поддерживать специфические институты международной организации. Но ее развитие требует времени, это дело многих поколений. Вдобавок, чтобы «пострадавшие» от того или иного политического решения все-таки в большинстве своем приняли его и взялись за его осуществление, должно развиться эквивалентное уже существующему в отдельной демократической стране сознание принадлежности к единой общности. Я весьма сомневаюсь, что международные организации будут отвечать этим важнейшим требованиям, предъявляемым демократизацией. Если же они не будут отвечать этим требованиям, то каков будет процесс принятия международных решений? Полагаю, что главным образом это будет осуществляться на основе договоренностей, достигнутых политической и бюрократической элитами, т.е. высшими должностными лицами исполнительной власти, министрами, дипломатами, членами правительственных и неправительственных бюрократических структур, крупнейшими предпринимателями и т.п. Хотя демократические процедуры и способны иногда установить некие внешние пределы, дальше которых договаривающиеся элиты пойти не могут, однако назвать политическую практику международных систем «демократической» означало бы лишить этот термин всякого смысла. О ДЕМОКРАТИИ Реальная демократия
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|