Контраргумент: политическая опека
Для того чтобы понять, почему это происходит, представим в!бе, что член небольшой группы сограждан скажет: «Как и вы, мм гоже верим во врожденное равенство. Однако мы не только | |убоко привержены общему благу, но и лучше других знаем пути ' I о достижения. И потому мы гораздо лучше подходим для управ- Иния государством, чем подавляющее большинство остальных |Юдей. И в том случае, если вы предоставите нам исключительную власть в правительстве, мы отдадим свои труды и дарования ■ службу общему благу, причем с одинаковым вниманием будем ■■ читывать интересы всех». Идея передачи власти специалистам (Платон называл их «стра-Ими»*), искренне приверженным принципу всеобщего блага и Цучше всех остальных знающим, какими путями можно его доспи муть, всегда была сильной соперницей идее демократии. За-Н11П пики этой идеи нападают на демократию там, где ее позиции • лжутся наиболее уязвимыми, — они просто не признают за обычными людьми способности править собой. При этом они отнюдь |и ксегда отрицают идею врожденного равенства в том смысле, |-.|кой был рассмотрен в предыдущей главе. Как и в идеальной республике, описанной Платоном, «стражи» могут быть привер- Кены идее служения всеобщему благу и могут, пусть и не впрямую, признавать, что их подданные или подопечные обладают имманентно равными правами защищать свои интересы и пре- • ш-довать свою выгоду. Они просто превосходят всех прочих лю-|ц'и своими познаниями в том, что является всеобщим благом и | новы наилучшие пути, ведущие к его достижению. Преимущества такой системы — назовем ее «политической опе-I ом» — весьма убедительно доказываются с помощью аналогий, чсоПенно таких, где речь идет о компетентности и опытности: мк, например, врач превосходит всех других познаниями о здоровье и болезни, пилот — тем, как безопасно доставить нас по н.| шачению. Отчего бы в таком случае не предположить, что су-
* У Платона «стражи» защищают государство, но не имеют верховной власти. I Примеч. пер.) О ДЕМОКРАТИИ Идеальная демократия ществуют люди, неизмеримо лучше нас с вами разбирающиеся в том, какие решения следует принять, чтобы государство было здорово, какие пути избрать, чтобы правительство не сбилось с курса и достигло своей цели — всеобщего блага? Разумеется, нельзя утверждать, что все люди одинаково хорошо способны судить о том, что отвечает их интересам. Совершенно очевидно, из этого списка следует исключить детей — взрослые (как правило, родители) берут их под свою опеку до тех пор, пока те смогут заботиться о себе сами. А то что и взрослые порой могут заблуждаться относительно своих интересов и неверно оценивать наилучшие пути достижения своих целей, лучше всего доказывается нашим общим опытом: кому из нас не приходилось сожалеть об опрометчивых шагах, совершенных в прошлом? Да, признаемся мы, тут была допущена ошибка. Более того, многие из нас полагаются на опыт специалистов в принятии решений, которые должны будут привести нас к материальному достатку, благополучию, счастью, сохранению здоровья, обеспеченному будущему, а то и просто помогут нам выжить, причем мы обращаемся не только к помощи врачей или лоцманов, но и к мириадам других специалистов, которых в нашем постоянно усложняющемся обществе становится все больше. Так вот, если мы прибегаем к их помощи в таких важных делах, то почему бы нам не доверить специалистам и дело управления государством?! Однако, как ни убедительно звучат порой эти доводы, аргументация в пользу «политической опеки» перед демократией грешит целым рядом недостатков, делающих такую аналогию некорректной.
Делегировать право принимать определенные второстепенные решения специалистам — не то же самое, что уступать им право окончательного контроля за наиболее важными решениями. Старинная поговорка гласит: «Всяк сверчок знай свой шесток». Вероятно, специалисты превосходят вас своими познаниями во многих важных сферах деятельности. Врач лучше, чем вы, распознает вашу болезнь, поставит диагноз, определит, насколько тяжело она будет протекать, выработает наиболее эффективный курс лечения, скажет, поддается ли она лечению вообще. За вами сохраняется право разумного выбора — следовать ли этим медицинским рекомендациям или нет. Но ведь это вовсе не означает, что вы предоставляете вашему врачу полную волю решать, должны ли вы пройти предписанный им курс лечения. Нечто подобное происходит и в государственном управлении: одно дело, когда правительствен- ные чиновники обращаются за советом к экспертам, и совсем другое — когда политическая элита присваивает себе власть решать, каким законам, какой проводимой ими политике вам придется подчиняться. Решения, принимаемые лично тем или иным индивидуумом, неравнозначны решениям, принимаемым правительством государства и обязательным для исполнения всеми гражданами. Основной спор о сравнительных преимуществах системы «политической опеки» и демократии ведется вовсе не в аспекте выяснения того, должны ли мы как граждане в тех или иных случаях доверять экспертам. Главное расхождение состоит в том, за какой группой остается последнее слово в решениях, принимаемых правительством государства. У вас может возникнуть вполне разумное желание доверить принятие каких-то личных решений человеку, который, по вашему мнению, разбирается в них лучше, чем вы, — вашему врачу, консультанту, адвокату, летчику или кому-либо еще. Но из этого автоматически не следует, что так же разумно будет выглядеть передача власти политической элите, которая будет контролировать важнейшие решения правительства государства, решения, которые в случае необходимости придется проводить в жизнь, быть может, с помощью насилия, а тех, кто их не выполняет, она будет карать тюремным заключением или даже смертной казнью.
Управление государством требует гораздо большего, нежели узкоспециальные научные познания. Управление нельзя счесть наукой в том смысле, какой мы вкладываем в понятия «физика», «химия» или в определенных аспектах даже в понятие «медицина». Это утверждение справедливо по нескольким причинам. Во-первых, фактически все важные решения, касающиеся политического курса, будь то решения личные или же коллегиальные, требуют морально-этической оценки. Принять решение относительно тех целей, на достижение которых направлена проводимая правительством политика (справедливость, равенство, правосудие, счастье, здоровье, выживание, безопасность, благосостояние и многое другое), — значит вынести этическое суждение. В общепринятом смысле таковое не может считаться «научным»1. Во-вторых, добрые намерения часто вступают в противоречие друг с другом, а ресурсы небезграничны. Следовательно, решения, касающиеся политики, приняты ли они одним человеком или всем правительством, почти всегда требуют суждений относительно возможности достижения компромисса и сбалансированности конечных целей. К примеру, экономическое равенство О ДЕМОКРАТИИ пагубно скажется на экономических стимулах, расходы на пенсионное обеспечение престарелых ударят по молодежи, затраты, призванные обеспечить потребности нынешнего поколения, могут ухудшить положение будущих поколений, сохранение природных заповедников повлечет за собой сокращение рабочих мест для шахтеров и работников деревообрабатывающей промышленности. Суждения о необходимости равновесия между разными целями также не относятся к числу «научных». Эмпирические же категории важны и необходимы, но совершенно недостаточны. Решая, сколь многим нужно пожертвовать в одном месте, чтобы получить выигрыш в другом, мы по необходимости оперируем категориями, лежащими далеко за пределами чисто научного знания. Есть и еще одна причина того, почему решения, касающиеся политических вопросов, требуют суждений, которые не являются строго «научными». Если свести «концы с концами» в политических решениях в принципе возможно, то почти неизбежно возникают неопределенность и противоречия по вопросу средств и методов реализации этих решений, а также приемлемости, желательности, осуществимости и возможных последствий того или иного метода. Каковы наилучшие пути и средства борьбы с бедностью, безработицей, бездомностью? Как эффективнее всего защитить и выдвинуть на передний план интересы детей? Каков должен быть бюджет, необходимый для обеспечения обороноспособности страны? Я уверен, что не существует такой группы экспертов (и ее невозможно создать), которая обладала бы «научной» информацией, позволяющей вполне определенно ответить на вопросы, подобные тем, что были перечислены выше. Кому мы охотнее поручим ремонт своей машины — специалисту в области теоретической физики или хорошему автомеханику?
Для управления государством одних только знаний недостаточно. Для этого требуется еще неподкупность, умение и решимость твердо противостоять бесчисленным соблазнам и искушениям власти, постоянная и беззаветная преданность общественному благу, а не своекорыстным (личным или узкогрупповым) интересам. Специалисты могут быть достаточно подготовлены для выполнения ваших заданий и поручений, но это не означает, что их компетентности достаточно, чтобы править вами. Апологеты «политической опеки» выдвигают, таким образом, не один тезис, а два. По их мнению, может быть создана политическая элита, члены которой превосходят других одновременно ив знании Идеальная демократия целей, преследуемых хорошим государством, и в знании наилучших слособов достижения этих целей. Но кроме того, они так беззаветно преданы идеалам общественного блага, что им спокойно можно вверить верховную власть в государстве и право управления страной. Как мы только что убедились, первое положение более чем сомнительно. Но даже если бы и удалось доказать его справедливость, это никоим образом не подкрепит правомерность второго положения. Знания — это одно; власть — совсем другое. Весьма вероятные последствия того воздействия, какое оказывает власть на людей, добившихся ее, были афористически сформулированы в 1887 г. в знаменитом высказывании лорда Актона: «Всякая власть развращает; абсолютная власть развращает абсолютно». За столетие до него Уильям Питт, британский государственный деятель, имеющий огромный политический опыт, выступая с речью в парламенте, произнес схожее суждение: «Неограниченная власть способна растлить души тех, кто ею наделен».
Таково же было общее мнение членов американского Конституционного Конвента — людей, обладавших достаточным опытом в подобных вопросах. Старейший делегат Бенджамин Франклин заявил: «Две страсти оказывают мощное воздействие на дела человеческие. Это честолюбие и алчность — любовь к власти и любовь к деньгам». «Люди любят владть», — поддержал его один из самых молодых делегатов Александр Гамильтон. «В самой природе человека заложено, что, заполучив власть в руки, он непременно попытается раздвинуть ее границы», — вторил ему Джордж Медисон, входивший в число опытнейших и влиятельнейших делегатов2. Как бы ни были мудры и достойны в первые годы те члены правящей элиты, которым была вверена власть руководить государством, спустя несколько лет или через несколько поколений у них появляется склонность этой властью злоупотреблять. Если история человечества чему-нибудь и учит, то по крайней мере один урок можно из нее извлечь и усвоить: через коррупцию и непотизм, через потворство личным и групповым интересам, через злоупотребление тем монопольным правом на принуждение, благодаря которому государство способно подавить критику, обогатиться за счет своих граждан и насилием обеспечить себе их покорность, его «опекунам» всегда грозит опасность превратиться в деспотов. И наконец, придумать утопию — это одно, а воплотить ее в О ДЕМОКРАТИИ действительность— совсем другое. Апологет «политической опеки» непременно столкнется с целым рядом серьезнейших политических проблем. Каковы будут процедуры передачи власти? Кто напишет проект конституции и кто приведет ее в действие? Как будут избраны первые «опекуны»? Если предполагается, что система «политической опеки» должна будет в большей степени опираться не на прямое принуждение, а на согласие граждан, то какими способами можно достичь этого согласия? Если первые «опекуны» все же займут свои должности в результате выборов, будут ли они сами выбирать себе преемников, наподобие того как это делается в клубах? Если будет установлен именно такой порядок смены власти, то не грозит ли системе серьезная опасность выродиться из «аристократии духа» в наследственную олигархию? А если преемников будут выбирать себе не сами «опекуны», то кто же? Каким образом сместить с должности злоупотребляющих своей властью и использующих ее в своих личных интересах «опекунов»? Вопросов, как видим, множество..
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|