Consolidation of the concept of multiple fixed-term labor relations as a guarantee of labor rights and interests of employees
CONSOLIDATION OF THE CONCEPT OF MULTIPLE FIXED-TERM LABOR RELATIONS AS A GUARANTEE OF LABOR RIGHTS AND INTERESTS OF EMPLOYEES Abstract: the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation, in its Resolution No. 2 of March 17, 2004, provided for the possibility for courts to recognize multiple fixed-term employment contracts as contracts for an indefinite period. The wording of this explanation is ambiguous and has generated a lot of controversy. The courts do not use the fact of multiple fixed-term employment relationships as a basis for protecting the rights of employees. It is proposed to consolidate the concept of multiple fixed-term labor relations and its consequences. Key words: fixed-term employment contract; multiple; short term; Supreme Court of the Russian Federation; courts. УДК 34. 04 Трусов Георгий Романович Тульский государственный университет Россия, Тула ЦИФРОВИЗАЦИЯ В ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ РОССИИ Аннотация: в статье рассматриваются проблемы, возникающие при внедрении цифровизации в трудовые правоотношения России, также рассматриваются действия органов государственной власти, направленные на решение данных проблем. Особое внимание уделено изменениям в трудовые отношения, которые были предложены на основании проведённого исследования. Ключевые слова: цифровизация; трудовые правоотношения; дистанционная работа; трудовое законодательство; цифровые технологии. В настоящее время в мире все сферы жизни общества так или иначе связаны с применением компьютерных технологий, внедрением информатизации и цифровизации, использованием искусственного интеллекта. Недаром XXI век называют веком информационного общества. Информационные технологии с каждым годом все больше и больше проникают в современную жизнь, а значит, воздействуют на общественные отношения и их правовое регулирование. Динамика развития правового регулирования цифровизации трудовых отношений откладывает отпечаток на развитие трудового законодательства (Филипова И., 2020: 175).
Основы и принципы законодательства России в сфере труда были образованы в то время, когда наше государство ещё было в состоянии индустриального общества и поэтому оно не может вовремя реагировать на постоянные изменения и развитие цифровых технологий. Исходя из этого, можно сказать, что данное явление, а именно перестройка рынка труда требует внесения большого объёма качественных поправок и изменения отдельных положений норм в трудовом законодательстве (Аббасова Е., Васильев В., 2019: 17). Президент РФ не раз делала акцент на данной проблеме. В мае 2020 года, во время пандемии, вызванной COVID – 19 Президент провел совещание с Правительством РФ на котором были затронуты вопросы состояния экономики и рынка труда в России. По итогам совещания Владимир Путин поручил Правительству РФ подготовить комплекс предложений по внесению поправок в действующее трудовое законодательство об использовании цифровых технологий при трудоустройстве. В список вошли платформенные решения для развития системы занятости, внедрение цифрового оборота документов о трудовой деятельности, а также поправки в законы, призванные «упростить регулирование режимов удаленной занятости»[510]. При этом Президентом РФ были отмечены важные моменты, касающиеся оформления трудовых отношений с использованием цифровых технологий, а именно то, что нужно исходить из главного - права работников должны быть безусловно защищены и в полной мере обеспечены, это является ключевым требованием и безусловным приоритетом. Ускоренная цифровизация трудового законодательства, по словам В. В. Путина, станет одним из факторов общенационального плана действий по восстановлению экономики и борьбы с безработицей. Цифровизация трудовой деятельности также является частью национальной программы «Цифровая экономика»[511], которая предусматривает переход на электронные трудовые книжки, эксперимент с электронным документооборотом и другие проекты.
Несмотря на внимание главы государства к проблеме цифровизации трудовой сферы, предложенных государством мер недостаточно, а многие из них имеют и негативные факторы, которые необходимо будет в ближайшее время решать с помощью правового регулирования (Лютов Н., 2019: 99). Например, к отрицательным последствиям дистанционной работы можно отнести исчезновение ряда профессий, которые окажутся невостребованными в связи с введением новых технологий и автоматизации, что приведет к негативным социальным процессам; изменение условий труда, вызванных введением удаленной работой, работой через интернет-платформы, приведет к уменьшению уровня социальной защиты и социальных гарантий работников; не все работники обеспечены компьютерной техникой и интернетом, в ряде регионов страны имеются проблемы с работой интернета; нехватка кадров; необходимость введения в учебных заведениях новых специальностей, переподготовку кадров; отсутствие у работников во время удалённой работы необходимого оборудования и техники (Томашевский К., 2020: 405). Делая выводы из вышесказанного, можно сказать, что цифровизация ставит определенные вызовы перед законодательством, государством и работодателями, которые в свою очередь должны их учесть. На основании проведённого нами исследования было предложено несколько изменений в трудовые правоотношения: 1) Закрепление в законодательстве обязанности работодателя за счёт предприятия, учреждения обеспечивать всех работников при выполнении ими своих трудовых обязанностей на «удалёнке» необходимым компьютерным и техническим оборудованием (при отсутствии таковых), возможность обучения его правил пользования и работой с данной техникой, в том числе с использованием искусственного интеллекта и роботизированной техники 2) Включить в закон, в том числе в локальные правовые акты предприятий, право отдельных категорий работников работать полностью удалённо и использовать компьютерное оборудование с искусственным интеллектом для управления на предприятии роботизированной техникой без физического присутствия на рабочем месте.
Вопрос цифровизации сферы труда граждан регулируется не полно. Однако несмотря на все сложности и недостатки данного вида нововведения, внедрять цифровизацию в трудовые правоотношения необходимо, так как это естественный исторический и технологический процесс, который постоянно двигается вперёд всё дальше и дальше. На данный период государство активно создает все необходимые условия для использования современных информационных технологий. Общество и государство заинтересованы в том, чтобы в определённых сферах полностью или частично изменить функции работника, автоматизировать многие производства, изготовить инструкции и правила работы с техникой, имеющей искусственный интеллект и т. д. (Шатверян Н., Сбитнева Е., 2021: 3). Поэтому перед трудовым правом стоит задача поступательно с наименьшими рисками для граждан внедрить цифровые технологии. Список использованной литературы: 1. Филипова И. А. Трудовое право: вызовы информационного общества // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2020. № 2. С. 162–182; 2. Аббасова Е. В., Васильев В. А. «Трудовое право в цифровой реальности: проблемы интеграции». Журнал: Российская юстиция. 2019. №4. С. 16-18; 3. Н. Л. Лютов «Адаптация трудового права к развитию цифровых технологий: вызовы и перспективы». Журнал: Актуальные проблемы российского права № 6(103). 2019а. С. 98–105; 4. К. Л. Томашевский «Цифровизация и её влияние на рынок труда и трудовые отношения (теоретический и сравнительно-правовой аспекты)» // Вестник СПбГУ. Право. 2020. Т. 11. Вып. 2. С. 398-413; 5. Н. Г. Шатверян и Е. А. Сбитнева «Цифровизация в трудовом праве». Журнал: Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2021. № 7 (134). Trusov Georgy Romanovich Tula State University Russia, Tula e-mail: 30j2001@mail. ru
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|