Список использованной литературы
Список использованной литературы 1. Шур В. Л. Особенности формирования портфеля ценных бумаг в условиях современного российского рынка // Наука и образование транспорту. - 2019. - №1. - С. 256-258. 2. Алексеев М. Ю. Рынок ценных бумаг. 3. М.: Финансы и статистика, 1992. 352 с. 4. Леонова, И. В. Инструменты личного инвестирования [Текст] / И. В. Леонова // Молодой ученый. - 2018. - № 50 (236). - С. 159-162. 5. Обзор российского финансового сектора и финансовых инструментов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //cbr. ru/Collection/Collection/File/35370/review_secur_21Q1. pdf(дата обращения: 12. 10. 2021) 6. Астахов, А. А. Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг как инструмента инвестирования в России / А. А. Астахов, B. В. Гребеник // Вестник Евразийской науки. -2018. - Том 10. - № 3. - С. 5. 7. Абрамов С. И. Инвестирование. — М.: Центр экономики и маркетинга, 2000. — 435 с. Vlasova Olga Vitalievna Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education " Saratov State Law Academy” Russia, Saratov DEVELOPMENT OF FINANCIAL INVESTMENT IN SECURITIES IN RUSSIA Abstract: The article considers the issue of preserving and multiplying the population's funds, as well as the essence of investing in securities. It is emphasized that with the development of the stock market, the possibility of investing in securities increases, which is due to investors' awareness of the investment attractiveness of securities. Keywords: finance, digital economy, investment, deposit, securitie УДК 347. 73 Волкова Надежда Степановна Саратовская государственная юридическая академия Россия, Саратов e-mail: volkowa. nadia2017@mail. ru Лунёва Анна Дмитриевна Саратовская государственная юридическая академия Россия, Саратов e-mail: luna. 26@mail. ru АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ Аннотация: Авторы рассматривают эффективность и правовые проблемы финансового контроля как обязательной составляющей финансовой деятельности государства. Обозначены проблемы организационно-правового характера в процессе проведения контрольных мероприятий в отношении объектов финансового контроля. Предложены основные пути решения существующих проблем в системе государственного финансового контроля.
Ключевые слова: система государственного финансового контроля, эффективность финансового контроля, финансовое законодательство, федеральное казначейство Российской Федерации, счетная палата Российской Федерации. В настоящее время Российская Федерация находится в сложных экономических условиях, которые обусловлены, во-первых, санкциями со стороны ряда европейских стран и США, во-вторых, нестабильными ценами на сырьевые ресурсы, в-третьих, ограничительными мерами, связанными с пандемией коронавируса. Следовательно, вопросы обеспечения государственного финансового контроля обретают уникальную актуальность и важность для немедленного выхода из кризисной ситуации и дальнейшей стабилизации экономики в стране. Что же понимается под «финансовым контролем»? Финансовый контроль в широком смысле - это составляющая системы управления финансами, совокупность операций и действий, которые направлены на проверку финансовой деятельности всех экономических субъектов и соблюдение ими финансово-хозяйственного законодательства. Следует уточнить, что термин «государственный финансовый контроль» не получил обоснования в действующем финансовом законодательстве, но это не исключает того, что большая часть ученых в данной области изучают разнообразные аспекты системы государственного финансового контроля, пытаются доктринально сформулировать свои собственные определения данного явления. Однако данные дефиниции отображают исключительно субъективные взгляды определенных ученых, и в них внимание уделяется лишь какой-либо группе признаков финансово-контрольной деятельности.
Так, Баранова Ю. К. считает, что финансовый контроль выступает в качестве инструмента финансовой политики, регулирующего административно-правовые основы бюджетных правоотношений (Ю. К. Баранова, 2018), а также направленного на контроль за соблюдением законодательства в сфере противодействия преступлениям коррупционной направленности. По мнению Шепелевой Д. В., государственный финансовый контроль демонстрирует собой соразмерную систему мер организационной деятельности (О. В. Белянская, 2019: 7-14), которая адресована на обеспечение соблюдения действующего финансового законодательства, предупреждение и пресечение преступлений, связанных с нецелевым расходованием бюджетных средств или хищением. Так, хотя и существуют различные толкования термина «финансового контроля», большинство ученых все же выделяют основную функцию деятельности по обеспечению контроля бюджетных средств, заключающуюся в надзоре за их эффективным распределением и освоением путем проведения как внешнего, так и внутреннего аудита. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что эффективное функционирование системы финансового контроля является важнейшим условием финансово-экономической устойчивости (Н. Н. Бойко, 2018: 19-22) и социальной стабильности страны, а также обеспечения экономической безопасности государства. Финансовый контроль должен быть направлен на пресечение бесхозяйственности и хищений, проверку своевременности выполнения обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, взаимных платежей между хозяйствующими субъектами. С его помощью возможно решение проблем рационального использования всех ресурсов (Л. Л. Арзуманова, 2013: 11), сохранности денежных средств и материальных ценностей субъектами всех форм собственности, использования государственных финансовых ресурсов по целевому назначению. В этой связи целесообразно рассмотреть наиболее значимые проблемы функционирования системы государственного финансового контроля, которые негативным образом сказываются на качестве и эффективности финансового контроля. Сначала нужно отметить, что нормативная база финансового контроля в настоящий момент далека от современных социальных и экономических реалий, не отвечает тем целям и задачам, которые ставит перед собой государство.
По мнению Р. В. Колесова и А. В. Юрченко опасным препятствием для успешной реализации экономических реформ является достаточно огромная структура органов государственного финансового контроля. Следует уточнить, что задачи данных органов достаточно неконкретны и границы их ответственности четко не определены, а деятельность регулируется недостаточно хорошо. Органы должны непосредственно взаимодействовать между собой и при этом сохранять ответственность каждого за свою часть контроля. Данную задачу, по их мнению, возможно, решить путем дальнейшего укрепления правового статуса уже существующей Счетной палаты РФ (Р. В. Колесов, 2013: 99), статус которой, как контрольного органа закреплен Конституцией РФ. Одной из проблем финансового контроля является наличие коллизионных норм действующего законодательства в сфере административных правонарушений. Например, ст. 19. 7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за непредставление или несвоевременное предоставление документов в государственный орган (должностному лицу), осуществляющему государственный финансовый контроль. Наказания за данный вид правонарушений - предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей. Вследствие этого объекты финансового контроля часто уклоняются от предоставления нужных документов, потому что санкции за данный вид правонарушений гораздо меньше, нежели установленная сумма нарушений, подлежащая возврату в федеральный бюджет. Таким образом, необходимо ужесточить уголовную и административную ответственность за данные правонарушения в бюджетной сфере. Можно привести еще один пример. Действующее законодательство не предусматривает возможности отклонения обращений недобросовестных граждан. В данном случае создаются условия для злоупотребления полномочиями органа государственной власти со стороны субъектов бюджетного процесса с целью устранения конкурентов и занятия лидирующего положения на рынке. В основном по результатам таких проверок не выявляется факт правонарушения со стороны объекта финансового контроля. Таким образом, оказывается, что орган государственного финансового контроля безрезультатно затрачивает средства и время. Для предотвращения данной ситуации следует законодательно закрепить порядок отказа в рассмотрении обращений, поступающих неоднократно от одного и того же гражданина или юридического лица и не находящих подтверждения по результатам контрольных мероприятий.
Следующая проблема – взаимодействие органов прокуратуры с Федеральным казначейством. Прокуратура Российской Федерации запрашивает органы государственной и муниципальной власти о проведении контрольных мероприятий в отношении конкретных объектов. При этом зачастую отсутствуют признаки нарушений финансового законодательства. Данный факт негативно воздействует на эффективность контрольных мероприятий. В результате потрачено время проверяющего органа, а внеплановое контрольное мероприятие проведено безуспешно. Для решения данной проблемы необходимо внести изменения в ст. 6 Федерального закона от 17. 01. 1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», заключающиеся в описании конкретных случаев, при которых орган прокуратуры может требовать проведения контрольных мероприятий в отношении внеплановых объектов. В системе внешнего финансового контроля также актуальна проблема взаимодействия с другими органами государственной власти. К примеру, согласно п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 03. 03. 1998 № 224 Счетная палата Российской Федерации должна информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации о нарушениях, выявленных в ходе контрольных мероприятий6. Это в свою очередь в значительной степени негативно влияет на сроки передачи сведений в суд для вынесения решения о достоверности данных и мере пресечения для нарушителя. На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что система государственного финансового контроля вызвана наличием значительных проблем, которые, безусловно, создают некие препятствия для эффективной реализации на практике деятельности органов государственной власти, осуществляющих финансовый контроль. В области финансового контроля законодательство Российской Федерации является во многом недоработанным в связи с отсутствием единой законодательной базы, определяющей место и статус каждого органа государственного финансового контроля, что порождает множество проблем в процессе осуществления контрольно-ревизионных мероприятий, отражения статистических данных и т. д. Предлагается, что решение указанных выше проблем может быть раскрыто путем усовершенствования деятельности органов государственного финансового контроля в совокупности с принятием нормативно-правовой базы в сфере финансового законодательства, а также путем внедрения новых систем, механизмов и методик в работу системы контрольных органов РФ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|