Список использованной литературы
Список использованной литературы 1. Арзуманова Л. Л. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации: проблемы и перспективы: Монография / Л. Л. Арзуманова, отв. ред. Е. Ю. Грачева. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М. 2013. С. 11. 2. Баранова Ю. К. Правовые аспекты осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита [Электронный ресурс]. / Ю. К. Баранова // Социально-экономические явления и процессы. 2018. №3. -Режим доступа: https: //cyberleninka. ru/artide/n/pravovye-aspekty-osuschestvleniya-vnutrennego-finansovogo-kontrolya-i-vnutrennego-finansovogo-audita (дата обращения: 12. 10. 2021). 3. Белянская О. В., Шепелева Д. В. Особенности выражения и реализации принципов бюджетного контроля / О. В. Белянская, Д. В. Шепелева // Legal Bulletin. 2019. Т. 4, № 2. С. 7-14. 4. Бойко Н. Н. Проблемы организации финансового контроля в Российской Федерации //Финансовое право. 2018. № 3. С. 19-22. 5. Колесов Р. В. Система государственного финансового контроля РФ: проблемы и перспективы: Монография / Р. В. Колесов, А. В. Юрченко. - Ярославль: ЯФ МФЮА, 2013. 99 с. Volkova Nadezhda Stepanovna Saratov State Law Academy Russia, Saratov Lunyova Anna Dmitrievna Saratov State Law Academy Russia, Saratov CURRENT PROBLEMS OF THE STATE FINANCIAL CONTROL SYSTEM Abstract: The authors consider the effectiveness and legal problems of financial control as a mandatory component of the financial activity of the state. The problems of organizational and legal nature in the process of carrying out control measures in relation to the objects of financial control are identified. The main ways of solving the existing problems in the system of state financial control are proposed. Key words: state financial control system, efficiency of financial control, financial legislation, federal treasury of the Russian Federation, accounting chamber of the Russian Federation. УДК 346. 62 Дощатов Антон Александрович Уральский государственный юридический университет Россия, Екатеринбург e-mail: a. doshchatov@molprav66. ru ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация: данная научная статья посвящена анализу действующего законодательства, регулирующего вопросы функционирования цифровых финансовых активов в рамках реализации национального проекта «Цифровая экономика». Также в статье анализируются некоторые положения Федерального закона от 31. 07. 2020 №259 - ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Ключевые слова: цифровые финансовые активы, цифровая валюта, цифровая экономика. Президент Российской Федерации В. В. Путин во время заседания Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам в июле 2020 года заявил о том, что «власти Российской Федерации должны активнее принимать меры по созданию цифровой экономики и развитию IT-отраслей, чтобы расширить горизонты развития и создать новую структуру нашей экономики. В целях создания условий развития рынка цифровых финансовых активов (ЦФА), обеспечения международной конкурентоспособности государства в сфере блокчейна и оборота цифровых валют Президент призвал Правительство Российской Федерации к решительным и активным действиям [1]. 21 мая 2020 года в Министерство экономического развития РФ был направлен ряд законопроектов, касающихся оборота и выпуска криптовалют и предусматривающих административную и уголовную ответственность за нарушения в их использовании. Сначала документы раскритиковали в сообществе, затем негативную позицию по ним высказали сразу в нескольких министерствах: Министерстве юстиции РФ, Министерстве финансов РФ и Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ[519]. В результате в июле 2020 года в третьем чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации был принят Федеральный закон от 31. 07. 2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о ЦФА)[520], в котором отражено новое для российской финансовой и экономической системы понятие «цифровые финансовые активы». Понятие ЦФА закреплено в пункте 2 статьи 1 данного Закона и представляется очень спорным как с точки зрения юридической техники, так и по смысловому содержанию. Законодатель увлекается техницизмами, не уделяя должного внимания существу отношений, облекает в правовую форму неюридические по сути категории, искусственно «включает» их в сферу нормативной регламентации, превращая закон в некий технологический регламент, отражающий «дань моде» и свидетельствующий о распространенном заблуждении: «все проблемы решаются законом».
Легальное определение ЦФА формулируется путем перечисления относящихся к ним объектов. Здесь наблюдается ряд неточностей – нарушение нескольких правил формальной логики: описание неизвестного через неизвестное; описание неизвестного через самое себя. Какие «неизвестные» заложены в анализируемой норме? Их множество. Понятие цифровых прав также является новеллой отечественного законодательства. Оно не так давно (см. Федеральный закон РФ от 18. 03. 2019 г. № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации») появилось в Гражданском кодексе РФ (пункт 1 статьи 141. 1) [Ситдикова, 2018 стр. 76]: «Цифровыми правами признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам. Осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу»[521]. Попытка раскрыть понятие ЦФА, например, включив в него дефиницию цифровых прав, превращается в одну из двух крайностей. Упрощение (расшифровка) смысла: цифровые права (и вместе с ними ЦФА) – это традиционные обязательственные права, существующие (зафиксированные соответствующими техническими средствами) в электронной (цифровой) среде. Усложнение – объединение под одним термином нескольких новых категорий, которые сами по себе требуют разъяснения и понятны исключительно узким специалистам в данной сфере. Законодатель пошел по сложному пути.
Кроме этого, Закон о ЦФА вводит абсолютно новое понятие «цифровой валюты» (пункт 3 статьи 1). Под цифровой валютой понимается совокупность электронных данных, содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и международной денежной или расчетной единицей, и в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением определенных в названном законе случаев. Перечень цифровых прав, которые можно считать цифровыми финансовыми активами, был закреплен в Федеральном законе от 31. 07. 2020 № 259‑ ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В сущности, данные права отнесены к инвестиционным цифровым правам, при этом они не признаются платежными (Аюшеева, 2021, стр. 34). Можно отметить универсальный характер данного понятия и возможность его применения не только к криптовалютам, выпущенным в российских информационных системах. С одной стороны, подобный подход демонстрирует готовность законодателя к дальнейшему реформированию и развитию данной сферы. Признается наличие у субъектов имущественных прав на криптовалюту. С другой стороны, имеется ряд ограничений, нивелирующих прогрессивный эффект от введенных новелл. Вышеобозначенное признание возможно только при условии, что данная валюта была выпущена с помощью российской технической инфраструктуры. Судебная защита на цифровую валюту возможна в том случае, если она специальным образом декларировалась и с нее выплачивались налоги (пункт 6 статьи 14 Федерального закона). Хранение цифровой валюты (без извлечения дохода) никогда не требовалось отдельно декларировать – скорее всего, Федеральная налоговая служба РФ и Министерство финансов РФ предложат создание какого – либо нормативного акта, регулирующего вопросы, связанных с декларированием цифровой валюты.
Председатель комитета по финансовому рынку Государственной Думы Федерального Собрания РФ VII созыва А. Г. Аксаков пояснил, что: «криптовалюту определили как цифровой код, который используется как средство платежа и средство сбережений, как инвестиция, но в России его запрещается использовать для оплаты товаров и услуг» [4]. Тогда какова функция криптовалюты? Закон может стать одним из инструментов, которые в итоге обеспечат возможность полноценной работы криптоиндустрии в Российской Федерации, но для этого должны быть изъяты нормы, препятствующие легальному обороту любых цифровых активов на территории Российской Федерации. Кроме того, из смысла Закона о ЦФА вытекает, что цифровая валюта признается имуществом. Думается, сделано это для целей налогообложения. Данный вопрос увязан в законе с возможностью реализации права на судебную защиту держателями цифровой валюты, но это право будет признано за субъектом только в случае информирования уполномоченного органа – Федеральную налоговую службу РФ о количестве, которым обладает ее держатель. Как видно ни о какой децентрализации речи не идет, что само по себе вызывает обеспокоенность у профессиональных игроков этого рынка. Б. М. Гонгало справедливо отмечает: «Государству до всего есть дело» [Гонгало, 2016, с. 90]. Отмечу лишь, что любые ограничения обороноспособности криптовалюты снижают экономическую целесообразность ее владения. Очевидно, что появление криптовалюты беспокоит государственных регуляторов, а массовое использование способно подорвать государственную монополию на эмиссию платежных средств. Именно по этой причине особая роль в законе отводится Центральному банку Российской Федерации. Некая монополия на осуществление полного и тотального надзора за появлением и оборотом цифровой валюты (дистанционный надзор, проведение инспекторских проверок площадок, где происходит выпуск криптовалют). 13 сентября 2021 года Министерством финансов РФ и Центральным банком РФ была представлена Стратегия развития финансового рынка на период до 2030 год. Это первый документ стратегического планирования, целью которого является повышение конкурентноспособности, эффективности финансовой политики и финансового рынка в целом. С целью повышения финансовой доступности и качества предоставляемых финансовых сервисов Правительство Российской Федерации и Центральный банк России сосредоточет внимание на своевременном создании регуляторных условий для оперативного и безопасного внедрения инноваций на финансовом рынке, а также равноудаленной цифровой инфраструктуры и выработке единых стандартов и подходов к применению цифровых финансовых технологий - в условиях цифровизации экономики необходимо обеспечить корректировку антимонопольного регулирования для поддержания конкуренции на финансовом рынке, в том числе путем внедрения регулирования платформенных и экосистемных бизнес-моделей. Для выстраивания эффективного корпоративного управления в непубличных компаниях, привлекающих капитал на открытом рынке, необходимо поддерживать доступность для бизнеса актуальной линейки гибких или гибридных финансовых инструментов, позволяющих создавать правильный баланс интересов между учредителями, ключевым персоналом и различными категориями инвесторов. К таким инструментам относятся, например, цифровые финансовые активы [6].
Эксперты утверждают, что законодательство в этой сфере примет «законченный вид» с вступлением в силу закона «О цифровой валюте», в котором будут описаны правила обращения криптовалют. Юристу очевидно, что и анализируемый закон должен уже в настоящее время качественным образом регулировать отношения, обозначенные в пункте 1 статьи 1. К сожалению, в нем слишком много «белых пятен». Остается не решенным принципиальный вопрос о том, каким конкретно объектом гражданских прав является цифровая валюта. Для целей налогообложения цифровая валюта признается имуществом. Закон о ЦФА – недостаточно последовательная попытка государства установить контроль за появлением и оборотом криптовалют. Делая вывод из сказанного, можно заметить, что у данного Федерального закона есть свои плюсы и минусы. О практической пользе данного документа можно судить только после его реализации. Нужно заметить, что принятый законопроект должен быть внятно и структуировано разъяснен органами государственной власти. В качестве плюсов можно выделить, что данный федеральный закон позволит привлечь в Российскую Федерацию иностранные инвестиции в форме цифровых финансовых активов и развить IT- сферу, направленную на реализацию необходимых условий для создания цифровой экономики в нашей стране в рамках реализации национального проекта «Цифровая экономика», утвержденного Указом Президента РФ от 07. 05. 2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»[522] и Постановлением Правительства РФ от 02. 03. 2019 №234 «О системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»[523] и целью которого является разработка и внедрение национального механизма осуществления согласованной политики государств — членов Евразийского экономического союза при реализации планов в области развития цифровой экономики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|