Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Список использованной литературы




Список использованной литературы

1. Бринчук М. М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. – М.: Юристъ, 2002. – 688 с.

2. Вернадский В. И. Избранные сочинения в 6-ти томах. М., 1960, т. 4, с. 652.

3. Клейменова М. О. Налоговое право: учебное пособие. М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013. 368 с.

4. Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации от 03. 06. 2006 № 74-ФЗ (постатейный) / под ред. Ю. В. Сорокиной // СПС КонсультантПлюс. 2017.

5. Петрова Т. В. Плата за пользование водными объектами в новом Водном кодексе РФ // Экологическое право, 2006, № 6.

6. Правовые основы природоресурсного налогообложения: Учеб. пособие для бакалавров и магистров / С. Г. Пепеляев, В. В. Воинов, А. С. Гуркин, М. Ф. Ивлиева, Н. С. Коваленко, Н. А. Травкина; под общ. ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Статут, 2017. – 158 с.

7. Сиваков Д. О. Плата за водопользование и задачи охраны вод // Право и экономика, 2005, № 9.

8. Сиваков Д. О. Тенденции правового регулирования водохозяйственной деятельности. М.: ИЗиСП; Юриспруденция, 2012. – 352 с.

9. Тютин Д. В. Налоговое право: Курс лекций // СПС КонсультантПлюс. 2020.

10. Экологическое право: учебник для бакалавров / отв. ред. Н. Г. Жаворонкова, И. О. Краснова. – М.: Проспект, 2015. – 376 с.

Zenin Andrew Vladimirovich,

Saratov State Law Academy

Russia, Saratov

e-mail: Saratov State Law Academy

Khudokon Alexey Alexandrovich

Saratov State Law Academy

Russia, Saratov

e-mail: mega29112014@gmail. com

WATER TAX AND PAYMENT FOR THE USE OF WATER BODIES AS INSTRUMENTS OF THE PRINCIPLE OF PAID NATURE MANAGEMENT

Abstract: the article analyzes the legal regulation of water tax, payment for the use of water resources in the Russian Federation. The importance and role of the water tax, payment for the use of water resources in the budget system of Russia is considered. A tendency has been revealed to reduce the number of taxpayers retaining water use rights received before the entry into force of the Water Code of the Russian Federation and the replacement of water tax with a payment for the use of water resources.

Keywords: water tax, payment for the use of water resources, natural resource taxation, water law, payment for nature use.


УДК 347. 73

Иванова Юлия Владимировна

ФГБОУ «Петрозаводский государственный университет»,

г. Петрозаводск, Россия
e-mail: juliaivanova. 2001@mail. ru
Кириллова Полина Денисовна

ФГБОУ «Петрозаводский государственный университет»,

г. Петрозаводск, Россия
       e-mail: polyaKirillova@yandex. ru

Пальцева Полина Игоревна

ФГБОУ «Петрозаводский государственный университет»,

г. Петрозаводск, Россия

e-mail: miss. polina321@gmail. ru

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КАНДИДАТОВ ПО ОДНОМАНДАТНЫМ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ ОКРУГАМ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Аннотация: В статье рассмотрены особенности финансового регулирования избирательной кампании кандидатов, баллотирующихся по одномандатным избирательным округам. Проведен анализ механизма финансового контроля за избирательной деятельностью и его действие на практике на примере Республики Карелия. Освещены вопросы процедуры финансирования избирательной кампании и назначения правовой ответственности за финансовые правонарушения.

Ключевые слова: финансовый контроль, финансирование, счета, избирательная кампания.

Выборы настолько прочно вошли в нашу жизнь, что сейчас являются неотъемлемой ее частью. Сущность и процедура проведения выборов определяется в высшем нормативном правовом акте России - Конституции РФ. В ней провозглашается, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Несмотря на окончание выборов в Республике Карелия, актуальным остается вопрос финансового регулирования избирательной кампании кандидатов, баллотирующихся по одномандатным избирательным округам (далее - одномандатники). Нужно подробно осветить особенности процедуры финансового обеспечения, так как выборы в Государственную Думу РФ и в законодательные органы субъектов РФ проводятся регулярно раз в пять лет. Соответственно, в 2026 году, данные процедуры будут проведены повторно.

Также важно оценить «еще по горячим следам» финансово-правовые особенности нынешних выборов, проанализировать правовую сторону финансовой деятельности одномандатников и сравнить результат деятельность с действующим законодательством в области финансового права. Это поможет углубиться в финансовую жизнь государства и осознать процедуру финансирования выборов с научной и правовой точки зрения.

Целью данного исследования ставится – анализ финансово-правового регулирования механизма финансового контроля за финансированием избирательной деятельностью и определить практическую значимость.

Поскольку выборы - один из базовых институтов демократического государства, необходимо соблюдать соответствие законности, в том числе путем финансового контроля за финансированием деятельности кандидатов. Известно, что предвыборная кампания требует огромных финансовых затрат - на изготовление и размещение агитационных материалов, оплату труда наблюдателей и пикетчиков, и т. д. По закону каждый одномандатник должен открыть в банке специальный счет, на который будут зачисляться средства, формирующие избирательный фонд одномандатника. Так государство контролирует источники финансовых поступлений и целевое использование.

Порядок открытия, ведения и закрытия избирательного счёта кандидата-одномандатника в России регулируется главой 8 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12. 06. 2002 № 67-ФЗ (далее – ФЗ № 67). С его принятием право создавать избирательный фонд кандидата стало обязанностью (И. Р. Шогенов, 2017: 43). Также на законодательном уровне субъектов РФ могут быть приняты законы в случае, когда гражданин баллотируется в депутаты представительного органа субъекта РФ, например, Закон Республики Карелия от 26 июня 2003 года № 681-ЗРК «О выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия».

Законом разрешено создавать избирательные фонды за счет собственных средств кандидата, средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, добровольных пожертвований граждан, добровольных пожертвований юридических лиц (О. В. Новиков, 2019: 17). При этом предельная сумма совокупных расходов кандидата-одномандатника на выборах в Государственную Думу не должна превышать 40 миллионов рублей (А. М. Шафранская, 2019: 36). На региональных выборах данная сумма имеет меньший размер и зависит от субъекта РФ.

Порядок открытия избирательного фонда следующий. После того, как кандидат представит документы для выдвижения по своему избирательному округу, член территориальной избирательной комиссии (далее – ТИК) выдает разрешение на открытие специального избирательного счета в ПАО Сбербанк России. Правоприменитель выбрал эту денежно-кредитную организацию, поскольку уверен, что так будут минимизированы попытки нелегальных финансовых махинаций. Полагаем, что такое доверие вытекает из того, что владельцем 50 % плюс 1 акция ПАО Сбербанк является Фонд национального благосостояния России подконтрольный Правительству России[531].

Кандидат может сразу после получения разрешения направиться в отделение Сбербанка, указанное в документе. Банк открывает счет незамедлительно и бесплатно. При этом кандидаты не приобретают право собственности на средства своего избирательного фонда, а только управляют ими сами либо через своих представителей по финансовым вопросам (Н. Е. Рыжков, 2009: 170).

Даже если кандидат не планирует финансово обеспечивать свою предвыборную кампанию (хотя это был бы нонсенс), только выполнив указанные действия, он может перейти ко второму, самому важному этапу - к подаче документов в ТИК для регистрации.

На основании ч. 3 ст. 59 ФЗ № 67 можно выделить три законодательно-разрешенных направления расходования денежных средства с избирательного фонда кандидата: расходы по сбору подписей избирателей в поддержку выдвижения; расходы по предвыборной агитации, а также на работы (услуги) информационного и консультационного характера; иные расходы, связанные с действиями кандидата в рамках избирательной кампании.

Далее о процедуре закрытия счета. Все денежные операции со счетом прекращаются с началом первого дня голосования, в этом году - в 00 часов 00 минут 17 сентября. Исключением являются случаи, когда на счет необходимо вернуть неизрасходованные средства. Государственный финансовый контроль реализуется так же через обязанность кандидата-одномандатника сдать итоговый финансовый отчет в территориальную избирательную комиссию. На это кандидату законодатель дает 30 дней.

Статьей 79 ФЗ № 67 устанавливается, что ответственность за нарушение законодательства РФ о выборах и референдумах устанавливается федеральными законами, которыми являются КоАП РФ и УК РФ.

Административными правонарушениями в сфере финансирования предвыборной деятельности кандидата являются2:

1.     Непредоставление в установленный законом срок, неполное либо недостоверное предоставление сведений о поступлении средств на избирательный счет кандидата или отчета о расходовании средств на проведение избирательной кампании. (КоАП РФ, ч. 1 ст. 5. 17. ). Административный штраф (20 – 25 тысяч рублей) может быть наложен, как на кандидата, так и на лицо, которое являлось кандидатом, и на лицо, избранное депутатом.

2.     Использование кандидатом в процессе финансирования своей избирательной кампании или расходование иными лицами для достижения определенного результата на выборах средств с нарушением законодательства о выборах и референдуме (КоАП РФ, Ст. 5. 18). За совершение данного административного правонарушения административный штраф может быть на ложен на граждан (20-25 тыс. рублей), на должностных лиц (30-40 тыс. рублей) и на юридических лиц (300 тыс. -1 млн. рублей)

3.     Незаконное финансирование избирательной кампании кандидата, либо оказание запрещенной законом материальной поддержки, либо связанные с проведением выборов, выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам (КоАП РФ, Ст. 5. 20). За данное деяние административному наказанию в виде административного штрафа с конфискацией предмета административного правонарушения подвергаются граждане (10-15 тыс. рублей), должностные лица (20-30 тыс. рублей) и юридические лица (200-300 тыс. рублей), оказывавшие незаконную финансовую поддержку кандидату.

За совершение тех же действий только в крупном размере (финансирование с нарушением закона превышает одну десятую предельной суммы всех расходов средств избирательного фонда, но составляет более одного миллиона рублей) кандидат, его уполномоченный представитель по финансовым вопросам, а также физические лица, незаконно финансировавшие деятельность кандидата, привлекаются к уголовной ответственности (ст. 141. 1 УК РФ3). При этом некоторыми авторами высказывалось мнение о целесообразности отмены нижнего предела крупного размера (А. А. Дегтерев, 2020: 27).

Рассмотренные нарушения на практике встречаются нечасто. Так, в 2020 г. по 5. 18-5. 20 КоАП судами было рассмотрено 20 дел и только в 9 из них виновные лица были подвергнуты наказанию за нарушение финансовой процедуры4. А по ст. 141. 1 УК РФ было осуждено всего 2 человека5.

Как правило, кандидаты-одномандатники баллотируются при поддержке политических партий, у которых в штабе обычно числится опытный бухгалтер или юрист, контролирующий и направляющий порядок работы с избирательными счетами. Поэтому на практике казусы и правовые пробелы практически отсутствуют. Несмотря на это, в Республике Карелия в ходе последних выборов возникла ситуация, грамотное решение которой так и не смогли найти.

Один из кандидатов по одномандатному округу №3 в Законодательное Собрание Республики Карелия внес 100% предоплату (согласно ч. 5 ст. 54 ФЗ №67) на счет юридического лица за публикацию агитационного материала в социальной сети «ВКонтакте». Текст агитационного материала должен был предоставляться кандидатом. Однако, в период законной агитации, т. е. до 00 часов 00 минут 17 сентября 2021 г., материал предоставлен не был. В связи с чем возникла следующая ситуация: размещение материала оплачено, а услуга не оказана. У учредителя сетевого издания возник вопрос о возврате денежных средств - внесенной оплаты, поскольку избирательный счет данного кандидата был заблокирован. Закон не предусматривает возможность переводить остатки денежных средств по реквизитам физического лица, баллотирующегося одномандатником. Учитывая, что денежные средства могли быть частью пожертвования другого гражданина или юридического лица, их следовало вернуть пожертвовавшим. На счет партии тоже переводить неверно – счета кандидата и партии юридически не связаны. Выход из ситуации был найден следующий. Поскольку в избирательную комиссию нужно сдавать финансовые отчеты по размещению материала в СМИ, а социальная сеть СМИ не является, по факту деньги, по согласованию с кандидатом, ушли на оплату иного материала, не связанного с выборами.  

Проанализировав ситуацию, автор пришел к выводу, что законодателем при закрытии, блокировке счета или иной ситуации, не позволяющей вернуть неизрасходованные средства, должна быть предусмотрена возможность зачисления этих средств тому лицу, которое их предоставило одномандатнику или же на счет самого кандидата, если он внес их в избирательный фонд лично.

Таким образом, финансовый контроль процедуры финансирования избирательной деятельностью одномандатников заключается в масштабной деятельности по предупреждению нарушений в сфере финансового обеспечения избирательной кампании кандидатов-одномандатников, которые могут повлиять на ход и результаты голосования. Законодатель выделяет такие стадии деятельности, как открытие, ведение и закрытие специальных избирательных счетов, и предоставление финансовых отчетов. И несмотря на то, что процедура регламентирована законодателем очень полно и четко – не только в федеральных законах, но и различных постановлениях, и инструкциях избирательных комиссий субъектов, на практике встречаются неурегулированные ситуации, указывающие на несовершенство законов. Но выборное законодательство является одним из самых непостоянных, поэтому автор надеется, что к следующим выборам законодателю удастся восполнить все пробелы, проявившиеся в ходе избирательных кампаний 2021 года.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...