Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Список используемой литературы




Список используемой литературы

1. Заседание Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам. Официальные сетевые ресурсы Президента РФ. [Электронный ресурс]. 2020 год. Дата обновления: 13. 07. 2020. URL: http: //www. kremlin. ru/events/president/transcripts/deliberations/63635

2. Ситдикова, Р. И. Цифровые права как новый вид имущественных прав / Р. И. Ситдикова, Р. Б. Ситдиков // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2018. – № 9(204). – С. 75-80.

3. Аюшеева, И. З. Цифровые объекты гражданских прав / И. З. Аюшеева // Lex russica (Русский закон). – 2021. – № 7(176). – С. 32-43.

4. Дума приняла закон «О цифровых финансовых активах». Что важно знать. Газета «РБК». [Электронный ресурс]. 2020. Дата обновления: 22. 07. 2020. URL: https: //www. rbc. ru/crypto/news/5f16c6379a794732b6dd31e7

5. Гонгало Б. М. Новоселова Л. А. Есть ли место «цифровым правам» в системе объектов гражданского права: Пермский юрист. 2016. № 2 (18). С. 78-98.

6. Минфин России и Банк России представили на общественное обсуждение Стратегию развития финансового рынка до 2030 года. Официальный сайт Центрального банка России. [Электронный ресурс]. 2021. Дата обновления: 16. 09. 2021. URL: https: //cbr. ru/press/event/? id=12197

Anton A. Doschatov

Student at the Institute of State and International Law

Ural State Law University

e-mail: a. doshchatov@molprav66. ru

LEGAL REGULATION OF DIGITAL FINANCIAL ASSETS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract: This research article is devoted to the analysis of the current legislation regulating the functioning of digital financial assets within the framework of the national project " Digital Economy". The article also analyzes some provisions of the Federal Law of 31. 07. 2020 №259 - FZ " On Digital Financial Assets, Digital Currency and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation".

Keywords: digital financial assets, digital currency, digital economy.


УДК 338                                                                                        

Ефремова Вероника Евгеньевна

Уральский государственный юридический университет

Россия, Екатеринбург

e-mail: e. natali2012@yandex. ru

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА РОССИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ, УГРОЗЫ И ВЫЗОВЫ

Аннотация: в данной статье рассматривается цифровая экономика Российской Федерации в аспекте позитивных и негативных проявлений, ее вызовы и перспективы развития, а также значение цифровизации в информационной сфере человеческой деятельности, влияние на определенное формирование мышления личности, общества и государства. Выявляется необходимость совершенствования и разработки нашим государством новых информационных технологий и внедрение их в цифровой мир.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровизация, информационная инфраструктура, информационная сфера.

«Формирование цифровой экономики – это вопрос национальной безопасности и независимости России, конкурентности отечественных компаний, позиций страны на мировой арене на долгосрочную перспективу, по сути на десятилетия вперед» - Владимир Владимирович Путин.

Человечество совершенно недавно перешло в новую компьютерную информационную эпоху, когда сведения, информация, знания играют важную роль в процессе жизнедеятельности человека. Этот факт нельзя отрицать. Почти все стороны нашей жизни наполнены информационными технологиями, информационными системами и, конечно же, в данных сложившихся условиях возник новый вид экономики – цифровая. И ни для кого не секрет, что цифровая экономика стремительно набирает масштабы своего распространения среди ряда государств, и Россия не является исключением.

Мы так часто слышим « Цифровая экономика », но так мало о ней знаем, поэтому целью данной работы является изучение экономической деятельности, основанной на цифровых технологиях в России, а также перспективы, угрозы и вызовы, которые с ней напрямую связаны и, конечно же, управление данными процессами.

Что же такое «цифровая экономика»? « Цифровая экономика » - это новая форма хозяйственной, экономической деятельности, в которой ключевым фактором производства являются большие данные в цифровом виде, обработке объемов и использование результата анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и многие другие функции, связанные с обеспечением населения в экономической сфере, в целях удовлетворения собственных потребностей.

Цифровая экономика, однозначно, определяет новый вектор развития национальной традиционной экономики, меняя при этом старый, сложившийся привычный уклад. В результате этого появляются новые особенности и характерные черты экономики. Так, для цифровой характерно создание новых информационных платформ, за счет которых будет осуществляться взаимодействие продавца и покупателя. Во-вторых, процесс разработки и совершенствования информационных технологий, за счет которых будет обеспечиваться эффективная экономическая деятельность государства. В-третьих, требуется создание нормативно-правовой базы, которая сможет регулировать деятельность субъектов экономики в рамках законодательства (В. Д. Перевалов, 2021-341).

Прежде чем приступить к рассмотрению перспектив цифровой экономики в России, нужно уделить внимание нормативному акту, имеющему следующее название – «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019, 2020 и 2021 годов, утвержденный Министерством финансов» - « Цифровая экономика Российской Федерации »[524], в котором обозначены основные цели, направления и стратегии достижения поставленных целей. Ссылаясь на данный нормативно-правовой акт, можно предположить в общих чертах, что в России со стремительным развитием экономической деятельности, основанной на информационных технологиях, будет развиваться создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки, и хранения больших данных, доступной для всех организаций и домохозяйств – это первая перспектива. Можно предположить, что за счет реализации данной цели, в России увеличится валовой внутренний продукт, так как улучшение информационной системы и повышение ее эффективности приведет к повышению спроса и предложения. Это в свою очередь должно, чисто теоретически, вызвать увеличение валового внутреннего продукта.

Вторая – использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями. Это означает, что Россия постепенно будет самостоятельно и независимо, в большей степени, осуществлять экономическую деятельность, без иностранных платформ, которые значительно тормозят развитие нашего государства, ввиду введения определенных ограничений на пользование, от которых в последствии Россия откажется и возникнет глобальная конкурентоспособная собственная российская инфраструктура. А значит, цифровая экономика должна достичь хорошего результата в виде плановых показателей, обозначенных в перспективах нашей страны.  

В-третьих, если цифровая экономика будет показывать значительные изменения в лучшую сторону, государственные органы власти будут заниматься привлечением квалифицированных юристов для составления нормативно-правовой базы для урегулирования правоотношений в экономической сфере, в том числе, посредством нарушения действующего законодательства, гражданин будет привлекаться к юридической ответственности, например через определенные санкции. Таким образом, будет снижена преступность в сфере экономики, а также кибератаки и киберпреступления будут гораздо реже совершаться. Это в значительной степени обеспечит успешное развитие информационной торговли, оборот денежных средств будет увеличиваться, а значит, государственный бюджет Российской Федерации пополнится. Эти же деньги, находящиеся в золотовалютном резерве, будут в будущем ( может и в настоящем) выделяться на создание новых платформ, обеспечивающих безопасную торговлю. Это можно обозначить, как – «круговорот цифровой экономики в природе интернета».

В-четвертых, возникнет необходимость привлекать высококвалифицированные кадры для осуществления цифровой экономики, с тем, чтобы обеспечивать качественную продажу интернет-вещей, повышать спрос и предложение и способствовать эффективному взаимодействию покупателей и продавцов, тем самым будет выработано доверие, как со стороны предложения, так и со стороны спроса. Это только обеспечит успешное функционирование экономики. Обозначенные перспективы являются стратегическими направлениями российского законодательства в теоретическом плане. 2 но мне бы хотелось выделить и следующие перспективы, не ссылаясь на законодательство, чтобы выявить не только государственное видение на преимущественные концепции развития цифровой экономики3(Л. И. Сергеев, 220: 332), но и объективные взгляды других негосударственных субъектов, взгляд с объективной, если можно так выразиться, стороны.

В настоящее время, с ростом потоков данных появляется уникальная возможность перехода на новый уровень управления экономическими процессами (О. А. Полюшкевич, 2020 – 163). Современные информационные системы поиска данных позволяют автоматизировать сам процесс принятия как управленческих решений, так и выработки специализированного плана по достижению высоких показателей, и позволяют производить более детальный анализ и прогнозирование экономических процессов – на макроуровне и на микроуровне – на уровне отдельных субъектов, отраслей и предприятий. Современные цифровые технологии позволяют получать данные напрямую от экономических агентов. Данные с информационных устройств способствуют складыванию конкретной цифровой концепции или цифровой модели потребителей, технологических процессов, что приводит к значительной экономии ресурсов, оптимизации систем покупок и совершенствования использования электронных денег и другие направления.

Рассмотрев перспективы, складывается положительная оценка развития цифровой экономики, но так ли это на самом деле? Чтобы это выяснить, нужно изучить угрозы.

На мой взгляд, если рассматривать любое новшество, оно имеет как свои «плюсы», так и «минусы». В цифровой экономике потенциальных угроз оказывается немало. Рассмотрим.

С появлением Интернета и развитием информационных технологий, ресурсов, систем появляются новые виды преступлений - «киберпреступления»4. Наиболее распространенными видами данных преступлений являются – кража идентификационных данных, личных данных граждан (В. А. Никонов, 2016: 671), финансовое мошенничество, кибер-вымогательство, кибер-шантаж, а также появление новых денежных средств, которые, однозначно, подрывают экономику (и не только) стран и государств, если рассматривать в широком спектре. С каждым годом данная тенденция только набирает обороты, так как существует ряд причин. Во-первых, низкий уровень борьбы с интернет-преступлениями. Связан прежде всего с отсутствием необходимых знаний правоохранительных органов для предотвращения киберпреступлений5, для которых так и не нашли «цифровой антидот».

Пожалуй, было бы излишне говорить о привлечении детей к интернет-ресурсам6, интернет-вещам (П. У. Кузнецов, 2013: 441), которые формируют определенное сознание, негативно влияя на него. Часто, дети, да и взрослые, сталкиваются с, мягко говоря нежелательной информацией, так сказать, с «вредной», происходит ломка психики человека, насаждение определенных навязчивых идей, приводит только к негативным последствиям, например, к манипулированию сознанием общества.

Важным негативным фактором является отсутствие у нашего государства надлежащих развитых информационных платформ, технологий и ресурсов. Прежде всего это отражается и на международной арене, на международном рынке. Россия занимает 45 место в мировом рейтинге по значению индекса развития информационно-коммуникационных технологий.

Прежде всего это связано с кадровым дефицитом, оттоком ученых ( «утечка мозгов»), нехваткой высококвалифицированных специалистов. Обусловлено это рядом важных причин. Отсутствие должного уровня образования, преобладание зарубежных информационных платформ и товаров, которым значительно уступает Россия, дифференциация информационного развития регионов, что вызывает цифровое неравенство (П. У. Кузнецов, 2016: 312). Например, во многих деревнях до сих пор нет проведения газификации, что же тогда говорить про цифровизацию. Все это также связано с незначительным финансированием данного сектора экономики и науки. Еще депутат Государственной Думы VII созыва по науке и образованию – Вячеслав Алексеевич Никонов выступал на пленарном заседании, поднимая тему, связанную с уровнем ВВП, с цифровизацией и с состоянием научной деятельности в России. По словам парламентария, еще 20 лет назад Российская Федерация была на первом месте по количеству ученых. Сегодня мы на 4 месте. Мы отстали от Китая в шесть раз, от США в 2 раза. Также, Вячеслав Алексеевич обратил внимание на низкие темпы исполнения национального проекта « Образование »7 в части цифровизации – 9% ( по данным Счетной Палаты ). ВУЗы при организации дистанционного обучения используют зарубежные платформы – Zoom, Skype. Национальные платформы есть, но они слабее. Соответственно, нам нужна своя собственная, большая образовательная платформа. Также, низкий уровень цифровизации и других насущных проблем, связан с финансированием. По финансированию мы отстаем от других государств. На примере науки, по президентскому указу 2012 года была тенденция 1, 77 % ВВП, сейчас – 1, 11 %. Проблемы очевидные. 8

Мной были перечислены реальные основные угрозы развития цифровой экономики, но это далеко не все негативные аспекты, так как таковых имеется очень много, более подробным изучением занимаются специализированные ученые. Цифровая экономика имеет свои положительные стороны, но и негативные в ней тоже преобладают и от них никуда не деться. Но вот вопрос, что над чем доминирует – перспективы или угрозы развития экономической деятельности, основанной на информационных технологиях? На этот вопрос, я считаю, даже ученые не в силах ответить. Над всем доминирует человеческий мозг, посредством которого и возникают сами перспективы и угрозы. И если человек не осознает, что нужно идти в ногу со временем, а не опережать его, пожалуй, будут плачевные последствия. Но так или иначе, прогресс уже не остановить, государство задает нужный и правильный вектор, а последствия цифровой экономики и вызовы, я думаю, мы увидим в скором будущем!..

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...