Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Digital twin – the near future




DIGITAL TWIN – THE NEAR FUTURE

Abstract: In this artical, the term digital twin is considered, as well as ways to implement this tool. This technology is considered one of the main factors of digitalization of organizations that will shape the near future. Also here are the positive and negative aspects of using digital doubles.

Keywords: digital twin, big data, digitalization, digital economy.

УДК 342. 9

Лифанов Дмитрий Максимович

Уральский государственный юридический университет

Россия, Екатеринбург

       e-mail: d. m. lifanov@uslu. su

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЦЕДУРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ОБЖАЛОВАНИЯ)

Аннотация: в данной статье анализируются законодательные акты, регулирующие вопросы, связанные с применением цифровых технологий в государственном управлении, на международном и национальном уровнях. Особое внимание уделяется вопросу совершенствования отдельных направлений деятельности органов государственной власти в сфере административного обжалования. Рассматриваются различные процедуры дистанционного обжалования в электронной форме. Делается вывод о возможности последующего распространения практики досудебного урегулирования административных споров в электронной форме.  

Ключевые слова: цифровизация, государственное управление, административное обжалование, порядок обжалования.

В условиях развития современных информационно-телекоммуникационных технологий особое значение для системы государственного управления имеет их правовая оценка в целях определения пределов допустимости применения соответствующих технологий. На международном уровне вопросы, связанные использованием информационно-телекоммуникационных технологий в государственном управлении, отражены в Рекомендациях Совета Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) по стратегиям цифрового правительства 2014 г. [632] В соответствии с данными Рекомендациями были сформулированы основные принципы, отражающие содержание правового регулирования в сфере цифровизации государственного управления и направленные на устранение существующих правовых ограничений в этой сфере. Одним из указанных принципов является «развитие способов защиты нарушенных прав и законных интересов в условиях цифрового государственного управления, в том числе основанных на цифровых технологиях способов досудебного обжалования решений или дей ствий (бездей ствия) государственных органов и их должностных лиц, персонала, нарушающих права и законные интересы граждан и организаций, не обеспечивающих надлежащего качества государственного управления». С точки зрения эффективности реализации указанного принципа, в научной литературе высказывается точка зрения, в соответствии с которой в российской правоприменителной практике указанные в Рекомендациях ОЭСР требования отражаются недостаточно полно (Добролюбова, Южаков, 2019: 81-84).

Издание Президентом Российской Федерации Указа от 09. 05. 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы»[633] утвердило концепцию цифровизации государственного управления, что позволило обеспечить процесс ускоренного внедрения цифровых технологий в практическую сферу деятельности органов государственной власти. Кроме того, отражение в Указе Президента РФ от 07. 05. 2018г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»[634] цели по внедрению «цифровых технологий и платформенных решений » сформировало официальную позицию государства в сферах государственного управления и оказания государственных услуг.

В целях обеспечения государственного регулирования процессов цифровизации государственного управления Правительством Российской Федерации определены Основные направления его деятельности на период до 2024 года[635]. Согласно подразделу 6. 3 данного документа предлагается законодательно урегулировать вопросы, связанные с обработкой и систематизацией информации на ресурсах органов государственной власти, процессов информационного взаимодействия между ресурсами указанных органов государственной власти, а также меры, направленные на внедрение «платформенных решений» и цифровых технологий в деятельность органов государственной власти.

В целом принятие вышеназванных актов Президентом РФ и Правительством РФ отражает общемировую тенденцию поиска оптимальной модели цифровизации государственного управления, сочетающей в себе различные научные подходы к созданию нормативно-правых актов, отвечающих современным вызовам. С точки зрения российской науки, отдельными исследователями отмечается существенное повышение роли информации и информационных технологий в сфере правового регулирования государственного управления (Терещенко, 2013: 12). По мнению Т. Я. Хабриевой основными векторами развития законодательства в данной сфере являются акты стратегического планирования и гибкие регуляторы, в числе которых – подзаконные акты, правовые эксперименты и др. (Хабриева, 2018: 1-18) В связи с этим, представляется, что формирование соответствующей государственной стратегии, направленной на цифровизацию государственного управления, и последующее ее оформление в подзаконных актах Правительства РФ позволяют сделать вывод о сформировавшемся понимании процессов в цифровой сфере.

Отдельное внимание следует уделить вопросам совершенствования российского законодательства в рамках отдельных направлений деятельности органов государственной власти в сфере цифровых технологий и его гармонизации на предмет соответствия национальным стандартам. Обусловлено это необходимостью соответствия современным требованиям в области информатизации. При этом в силу интенсификации развития цифровых ресурсов правовое регулирование в данной области может как расширяться, так и сужаться, в частности при соотношении законодательного и подзаконного регулирования (Хабриева, 2018: 1-18).

Применительно к вопросу о соотношении законодательства, влияние процессов цифровизации следует проиллюстрировать на примере административного обжалования. Согласно ст. 5 Федерального закона от 02. 05. 2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»[636] граждане при рассмотрении их обращения вправе обращаться с жалобой, в том числе в электронном виде. В то же время в случае вынесения постановления по делу об административном правонарушении указанное право гражданина ограничивается. Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) допускается общий порядок подачи административной жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. В соответствии со ч. 1-3 ст. 30. 2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается непосредственно в суд или в вышестоящий орган либо вышестоящему должностному лицу, уполномоченному рассматривать данную жалобу. Вместе с тем указанный порядок подачи жалобы имеет одно исключение. В силу ч. 3. 1 ст. 30. 2 КоАП РФ заявитель вправе обратиться с жалобой посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной цифровой подписью или простой цифровой подписью с помощью сайта Единого портала государственных и муниципальных услуг. Кроме того, заинтересованное лицо вправе подать административную жалобу посредством заполнения соответствующей формы, размещенной на сайте суда и при технической возможности последнего принять данную жалобу. При этом указанный порядок распространяется только на постановления по делам об административных правонарушениях за нарушение Правил дорожного движения, зафиксированных техническими средствами, работающими в автоматическом режиме.

Проанализировав положения вышеназванных актов, можно прийти к выводу о том, что в рамках процедуры административного обжалования Федеральный закон №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» имеет более широкое применение в сравнении с КоАП РФ. В последнем случае законодатель предусмотрел возможность дистанционного обжалования постановления по делу об административном правонарушении за нарушение Правил дорожного движения в электронной форме в случае фиксации этого правонарушения техническими средствами, работающими в автоматическом режиме. Таким образом, для других категорий административных дел рассмотрение жалоб граждан в электронной форме не допускается, что в целом не соотносится с общим порядком обжалования, предусмотренного Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Следует отметить, что о недопустимости подачи жалоб в электронной форме обращал внимание в своем решении и Верховный Суд РФ[637]. Согласно данному решению подача жалобы осуществляется на бумажном носителе, которая передается заявителем в соответствующий суд.

Не смотря на то, что традиционный порядок подачи административной жалобы сохраняется, Правительством РФ предпринимаются попытки распространения практики досудебного урегулирования споров, связанных, например, с осуществлением контрольно-надзорной деятельности. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24. 07. 2020 г. № 1108[638]лицо, в отношении которого проводятся контрольно-надзорные мероприятия, может подать жалобу на решение или действие (бездействие) государственных органов через личный кабинет сайта Единого портала государственных и муниципальных услуг. По поводу допустимости применения дистанционного обжалования в данной сфере в научной литературе высказываются различные точки зрения[639] (Липунцова, 2020: 442-454). Вместе с тем отдельными исследователями подчеркивается, что применение цифровых технологий в рамках процедуры административного обжалования позволяет снизить временные и финансовые затраты, снизить нагрузку на административные органы.

С учетом того, что процедура досудебного урегулирования отдельных категорий административных споров в электронной форме находится в тестовом режиме, представляется перспективной задачей расширения данной практики применения цифровых технологий, поскольку статистически результаты анализа общего количества жалоб, в том числе на результаты выездных налоговых проверок ФНС России, демонстрируют неуклонное их снижение в течение нескольких лет подряд (Бадмаев, 2019: 17-29).

Подводя итог, на протяжении последнего десятилетия развитие цифровых технологий стало одним из основных векторов совершенствования государственного управления. Законодательное закрепление и последующая реализация государственной политики, направленной на внедрение и распространение цифровых технологий и «платформенных решений» в деятельности органов государственной власти, позволили повысить эффективность государственного управления. Вместе с тем в условиях динамично развивающихся технологий и необходимости гармонизации законодательства в сфере цифровизации деятельности государственных органов требуют уточнения вопросы, связанные, в частности с досудебным порядком урегулирования административных споров. На примере рассмотренного дистанционного порядка обжалования в электронной форме, закреплённого ч. 3. 1 ст. 30. 2 КоАП РФ, представляется обоснованным и целесообразным, расширить практику административного обжалования через сайт Единого портала государственных и муниципальных услуг, в том числе постановлений по делам об административных правонарушениях.

Список использованной литературы:

1. Бадмаев Б. Г. Цифровые платформы в деятельности ФНС России / Налоговая система Россий ской Федерации в условиях развития цифровой экономики: правовые и экономические аспекты: Материалы Международной научно-практической конференции. Москва, 30 ноября – 1 декабря 2018 г. / Под ред. И. А. Цинделиани. М.: РГУП, 2019. C. 17-29.

2. Добролюбова, Е. И., Южаков, В. Н., Ефремов, А. А., Клочкова, Е. Н., Талапи- на, Э. В., Старцев, Я. Ю. / Цифровое будущее государственного управления по результатам. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. — С. 81-84.

3. Липунцова А. В. Теоретические и практические аспекты правового эксперимента (на примере эксперимента нового порядка досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа) // URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/teoreticheskie-i-prakticheskie-aspekty-pravovogo-eksperimenta-na-primere-eksperimenta-novogo-poryadka-dosudebnogo-obzhalovaniya (дата обращения: 22. 10. 2021 г. ).

4. Терещенко Л. К. Модернизация информационных отношений и информационного законодательства: монография. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ: ИНФРА-М, 2013. С. 12.

5. Хабриева Т. Я. Право перед вызовами цифровой реальности // URL: https: //izak. ru/img_content/pdf/Право%20перед%20вызовами%20цифровой%20реальности. pdf (дата обращения: 24. 10. 2021 г. ).

Lifanov Dmitrii Maksimovich

Ural State Law University

Russia, Yekaterinburg

e-mail: d. m. lifanov@uslu. su

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...