Мне представляется, что показателем профессиональной пригодности наших учеников должна быть защита творческого диплома, собственных публикаций.
Литература
Советы преподавателю по подготовке и проведению упражнения Для проведения практического задания необходимо познакомиться со следующими материалами: 1) Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений Дж. Морено «Cоциометрия». 2) Анимированная пузырьковая диаграмма в Excel. Автор упражнения Андрей Горбачев, доцент кафедры истории и теории журналистики, Северо-Кавказский федеральный университет визуализация, онлайн-серви СТАТЬ ЖУРНАЛИСТОМ МОЖЕТ КАЖДЫЙ? (если он этого захочет и будет трудиться) УВЕРЕН: научить профессиональному владению нашей специальностью можно любого, было бы только желание учиться, подкрепленное работоспособностью. Опыт спецсеминара «Технология журналистского творчества» (я веду его на факультете журналистики МГУ шестой год) показал, что можно стать хорошим журналистом, умеющим писать собственные материалы, заказывать и готовить к публикации авторские, выдвигать и, что немаловажно, осуществлять интересные идеи. Умение работать с письмами, точность, пунктуальность, обязательность, умение «раскручивать»» тему, ощущение ритма жизни, понимание другого человека, владение различными жанрами — разве не такие качества хотели бы видеть в молодом сотруднике редакторы?! Мне представляется, что показателем профессиональной пригодности наших учеников должна быть защита творческого диплома, собственных публикаций. Пока же студенты защищают дипломные работы, посвященные, как правило, сочинениям известных журналистов, или пишут дипломы по тем или иным теоретическим проблемам. Но это уже не журналистика, а журналистиковедение. Можно проанализировать, обнаружив отличную теоретическую подготовку, творчество того или иного публициста, и при этом оказаться не способным дать двадцатистрочную заметку в номер. Еще многим нашим выпускникам приходится тратить первые три-четыре года на то, чтобы овладеть профессиональными навыками.
Процесс формирования личности и овладения профессионализмом неразрывен с процессом воспитания и образования. Именно из этого мы исходили, составляя программу нашего спецсеминара. Как же стать профессионалом? Какими качествами должен обладать журналист? Каждый студент на одном из первых занятий начинает перечислять эти качества. Здесь память и фантазия, широкий кругозор, необходимость быть деловым, обязательным, исполнительным, уметь печатать на машинке, водить автомобиль, фотографировать... Какими чертами должен обладать будущий журналист? Воспитанностью, интеллигентностью, внимательностью, скромностью... Сообща мы составляем в результате что-то вроде идеального образа современного журналиста (более ста требований). И в дальнейшем пытаемся научиться необходимым для профессиональной деятельности навыкам, воспитать в себе необходимые черты характера. Писать, писать и писать. Писать, выполняя учебные задания, писать для редакций, писать для самого себя. Опыт показал: постоянно тренируя ум и руку, пишущий неплохо на первом курсе значительно лучше пишет к пятому; пишущий слабо на первом курсе, пройдя школу семинара, тоже намного повышает свой уровень... Серия этюдов рассчитана на то, чтобы приучить студента ежедневно писать, при этом помня известную заповедь: хорошо пишет тот, кто хорошо думает. Все студенты с первых дней занятий до окончания университета обязаны вести дневник. Упражнение так и называется — «Дневник наблюдений». Оно способствует развитию профессиональных качеств будущих журналистов, помогает следить за ростом каждого студента, находить свои темы, быстрее выявлять сильные и слабые стороны как в овладении литературными навыками, так и в характере студента.
Творчество ведущих журналистов нередко представляет собой фактически личный дневник, получивший публичную огласку. Журналист видел, встречался, разговаривал, что-то его волнует, тревожит, чем-то он хочет поделиться с читателем. Даже если журналист в своих материалах и не употребляет собственного «я», он все равно идет, сообразуясь с требованиями издания, от своего восприятия, высказывает свое суждение, преподносит читателям свою интерпретацию фактов. Дневник наблюдений мы рекомендуем вести каждый день. Это не личный дневник, который нельзя прочесть другим. Наоборот, студенты знают, что любую запись преподаватель имеет право прочесть вслух на занятиях. Когда автор умеет рассказывать, заинтересовывая читателя, о самом сокровенном, о том, что волнует именно его, соблюдая при этом такт, помня о психологии читательского восприятия, то такой журналист пользуется у читателя доверием и уважением. Дневник полезен по многим причинам: он заставляет ежедневно писать, помогает научиться постоянно фиксировать свои наблюдения, отбирая из увиденного то, что можно и стоит записать. Прошел день. Что он принес? О чем рассказать? Ведение дневника незаметно для студентов заставляет их заниматься контролем и анализом прожитого дня. Чтение дневниковых записей на занятиях помогает студентам понять свои достоинства и недостатки. Со второго семестра студенты пишут дневники наблюдений на машинке, как, впрочем, и все остальные материалы, один экземпляр отдавая преподавателю, а другой оставляя у себя. Кстати говоря, освоить десятипальцевый слепой метод машинописи при ежедневных хотя бы двухчасовых занятиях способен каждый. И наконец, дневник помогает найти свои темы для выступлений в печати. Так, смешные записки одной студентки о том, как она не могла найти работающий телефон-автомат, стали основой рейда, проведенного участниками спецсеминара, результаты которого были опубликованы в газете «Московский комсомолец». А студент А. Редькин на дневниковых записях о том, как он работал дворником, построил материал, опубликованный в «Неделе».
Теперь, когда прошло шесть лет с начала занятий нашего спецсеминара, могу утверждать: ведение дневника наблюдений — одно из самых простых упражнений, дающее наибольший результат. Если ведение дневника войдет в привычку, будет продолжено после окончания университета, то, думается, в будущем это может стать хорошим подспорьем во всей деятельности. Все участники семинара ведут и ежедневники (книжки-ежегодники). Сначала они записывают в них то, что можно и не записывать: посещение лекций, семинаров, необходимость тех или иных телефонных звонков, личные встречи и т. д. Выполняя задание сначала по требованию руководителя, студенты за полгода привыкают и в дальнейшем ведут ежедневники без напоминаний, понимая, что такая форма планирования личного времени помогает в работе, освобождает память от ненужных мелочей. И уже через полгода ведения ежедневников в них появляются записи не на один или два дня вперед, а на неделю и месяц. Научись планировать сам, научись выполнять собственные планы (плюсами нужно отмечать выполненное и обязательно переносить невыполненные дела до тех пор, пока около них не появится плюс)—это одно из первых практических упражнений по теме «Планирование собственной работы». Культура ведения ежедневника, личного блокнота журналиста (обязательно даты перед каждой записью, разборчивое написание фамилий, перенос телефонов из блокнота в записную телефонную книжку)—все это относится к технологии нашей профессии, воспитывает аккуратность, точность, обязательность, повышает культуру личной работы. Несколько занятий отводится овладению практическими навыками ведения телефонных разговоров. ВСЕ мы знаем людей, успевающих сделать за рабочий день многое, и знаем журналистов, тонущих в суете, вечно спешащих, не способных преодолеть суетливость и постоянно не успевающих—вовремя написать, сдать, подготовить. Давно известно: успевает тот, кто не торопится. Как научиться правильно использовать время?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|