Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тренинговые игры как методы развития мышления будущих журналистов




Автор анализирует методы проведения тренинговых игр, разных видов: индивидуаль­ные, командные, ролевые и др. Одной из основных тренинговых игр является, как считает автор, - « Ассоциативная игра », которая наиболее необходима для студентов - будущих журналистов. В рамках ассоциативной игры автор изучает особенности мышления человека и подразделяет их на два вида: плоскостное и пространственное. Также рассматриваются два этапа участия в игре: концентра­ция и размышление.

Методика преподавания в бакалавриате фа­культета журналистики всегда являлась спор­ным вопросом для целенаправленного развития мировоззрения будущих журналистов. Одной из основных целей в преподавании является раз­витие способностей у студентов. « Способности - свойства личности, дающие ей возможность успешно обучаться, приобретать знания, уме­ния, навыки выполнения определенной деятель­ности. При этом способности проявляются не в самих знаниях, умениях, навыках, а в скорости их приобретения » [1].

Журналистика - творческая профессия, здесь необходим особый подход, чтобы научить сту­дентов не только писать в определенном стиле или жанре, но и необходимо развить мышление: это неординарный подход к представленной проблеме, оригинальные высказывания, непохо­жие на другие. В наше время модно произносить такие слова, как «креативность», «авторский за­мысел» и т. д. Но не все будущие журналисты способны оригинально высказать свое мнение, или искрометно выступить в дискуссии, или от­личиться своим индивидуальным подходом к проблеме в своих материалах. Студенты грешат шаблонными, штампованными высказываниями и порой копируют стиль письма мастеров пера известных журналистов. И здесь мы задаем себе вопрос: как научить студентов писать и рассуж­дать не только профессионально, но и интерес­но, развить свой авторский стиль, выступление? Конечно, выходом из данной ситуации можно считать так называемые «тренировки ума» или «интеллектуальные игры», которые сами по себе не только полезны, но и увлекательны.

На первых порах можно ощутить, как не­привычно думать одновременно обо всем, и казалось бы, не логично. Но это только - на первый взгляд создается подобное впечатление. Во время проведения интеллектуальной игры становится заметно, что личность, в данном случае студент, развивается всесторонне и как не странно учится строить логическую цепоч­ку в своих рассуждениях. Данная методика обу­чения, основанная на своеобразных тренингах, развивает не только плоскостное, но и про­странственное мышление.

Плоскостное мышление - анализ одного предмета или темы, и мозг развивается только в одном направлении.

Пространственное мышление - анализ не­скольких предметов или объектов, которые рас­сматриваются в одном ключе, но в разных на­правлениях и с различных точек зрения, в итоге чего развивается всестороннее мышление.

Например, рассмотрим в ассоциативной игре понятие « свобода » в плоскостном мышлении, которое в обсуждении выглядит таким образом: свобода - независимость, вседозволенность, анархия и т. д. Подобные рассуждения не разви­вают мышление студента. Но если если все это представить в игровом режиме, то получится со­всем иначе, интересно. Так ассоциативная игра позволяет рассмотреть понятие « свобода » все­сторонне. То есть свобода это не только свобо­да личности, отмена рабства, крепостного права и возможность ездить в любом направлении, а слово «свобода» можно сопоставить или ассоци­ировать со многими предметами и явлениями в мире. Студенты рассматривают слово « свобода » с разных позиций. То есть связывают с этим сло­вом ассоциативный ряд слов, такие, как ветер, цыгане, пространство, статуя Свободы, простор, полет беркута, бег тулпара и т. д.

Таким образом, выявив разнообразные поня­тия, связанные со словом « свобода », на втором этапе можно рассмотреть словосочетание « сво­бода слова ». Ассоциативная игра способствует развитию ума для обзора определенного слова или словосочетания с « высоты птичьего поле­та ». Далее, можно рассматривать более подроб­но и анализировать более конкретные понятия.

Тренинг-игры в начале XXI века вызвали повышенный интерес со стороны общества по­тому, что само слово «игра» настраивает людей на позитивный лад. Студенты более охотно при­нимают участие в учебном процессе.

Второй этап в ассоциативных играх - это более конкретное изучение не только определен­ного слова, но и проблематики. Так, например, вернемся к слову « свобода », то есть к данно­му понятию можно прибавить «слово», то есть « свобода слова ». Данное словосочетание всегда актуально и касалось общественных отноше­ний, и уже рассматривается с журналистских позиций, но опять же - ассоциативно. Это: ли­стовка, Французская революция, Марат, «Глас народа», президент Джефферсон и т. д. И третий этап ассоциативной игры - это написаие эссе. То есть данные ассоциативные слова могут стать ключевыми словами в письменной работе.

Помимо ассоциативных игр, существуют другие тренинг-игры, которые способствуют развитию мышления, - это « Три угла», «Мозаи­ка», «Мозговой штурм » и другие. Игры бывают командные, ролевые, психологические, а так­же викторины. Одним из важных предпосылок для выполнения задач этих тренингов является концентрация внимания и умение размышлять. «Многие люди имеют ложное представление о том, что такое концентрация внимания. Для них она ассоциируется с тяжелой работой и не всегда приятными воспоминаниями о школе. Так они убеждают себя, что концентрироваться трудно. Однако если вы когда-нибудь испытывали ра­дость от просмотра фильма или прослушивания концерта, то согласитесь, что концентрация про­исходит вполне естественно, если вы погружены в деятельность, которая приносит вам удоволь­ствие». Так концентрация или, говоря другими словами, - настрой мыслей происходит, когда вы участвуете в игре, будь она спортивная или интеллектуальная. «Концентрация требует не сверхчеловеческих усилий, но практики. Это на­вык, которым можно овладеть и который можно развить. Как и большинство навыков, чем чаще его использовать, тем совершеннее он становит­ся. Развивая концентрацию, можно заметить, что человек не только лучше управляет своими мыслями, но и обретает большую ясность ума». Конкретное рассмотрение предложенной темы и рассуждения вслух способствую т «open of mind», что с английского переводится как «рас­крытие разума». Обучаясь концентрации, мы устанавливаем контроль над своими мыслями: «Укрепление мозга с помощью концентрации дисциплинирует» [2].

Размышление способствует не только отто­чить ум, но и позволяет глубже понять любую изучаемую проблему. Интеллектуальная игра « Мозговой штурм » как раз развивает концентра­цию и размышление. Также это командная игра, а значит, между учащимися укрепляется коллек­тивная сплоченность и поддержка друг друга. В игре не преследуется цель победить, хотя в на­чале, группа делится на две противоположные команды. Но конкуренция не является основным двигателем игры. Интересный момент в игре -это подготовка ряда вопросов по заданной пре­подавателем теме лабораторного занятия одной командой, на которые другая команда должна незамедлительно ответить. И наоборот, вторая команда готовит вопросы для первой команды. Первый этап игры - подготовка вопросов - это концентрация мыслей, второй этап игры - от­веты на вопросы - это размышление. Можно за­метить, что когда игра « Мозговой штурм» пер­вый раз проводится среди учащихся, то вначале вопросы бывают несовершенными и недорабо­танными и ответы также бывают не полными и недостаточно ясными. Но со временем, если сту­денты чаще участвуют в данной игре, то навыки: концентрация и размышление совершенствуют­ся и представляют собой блестящий результат.

Все чаще задаемся вопросом о причине стремления студентов не к стандартному виду обучения, а к игровым занятиям и вывод напра­шивается следующий - это влияние телевидения и Интернета. Проблема получения знаний не­посредственно через книги отступает на второй план. Студенты все чаще получают информацию из Интернета. И визуальный вид подачи инфор­мации на основе видеоряда способствует, с одной стороны, скоростному методу получения инфор­мации (экономия времени), но с другой стороны, освоению сжатой информации, основанной на визуальных картинках и видеоряде. Общество стремится получить информацию в кратчайшие сроки, и тренинг-игры - один из способов систе­матизировать полученные знания.

Информация, полученная непосредственно через тренинговые игры, лучше воспринимается и является значимым моментом в усвоении учеб­ного материала. В зарубежных странах очень часто используют данный метод для развития мышления будущих специалистов. Конечно, некоторые ученые возражают против представ­ленной методики, особенно ученые « советской закалки », но в последние годы все чаще послед­ние оппоненты также соглашаются с тем, что времена меняются и методы обучения также ме­няются. Еще с середины 90-х годов темой дис­куссий была: нужна информация односторонняя или нужнее информация игрового характера. Не­которые ученые считали, что информация одно­сторонняя, как в советское время, совершенно не нужна, так как имеет основу внушения, и потому не развивает в человеке личность с собствен­ным мнением. С тех пор прошло более 10 лет, и все изменилось. Молодое поколение стремится выражать свое мнение разными путями. Так в последние годы в России и в Казахстане появ­ляются разные молодежные движения, которые выступают в мирных интересах или в знак про­теста. Например, « Окупай Абай, окупай! » про­шло в Москве под лозунгом «Отстаивать мнение может каждый! ».

Таким образом среди тренинговых игр также главенствующую роль играет развитие гибкости мышления:

Среди других форм занятий и упражнений, развивающих мышление, следует отметить си­стему занятий, предложенную В. Н. Келасьевым [3]. Автором предлагается целостная система приемов по развитию гибкости мышления.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...