Тренинговые игры как методы развития мышления будущих журналистов
Автор анализирует методы проведения тренинговых игр, разных видов: индивидуальные, командные, ролевые и др. Одной из основных тренинговых игр является, как считает автор, - « Ассоциативная игра », которая наиболее необходима для студентов - будущих журналистов. В рамках ассоциативной игры автор изучает особенности мышления человека и подразделяет их на два вида: плоскостное и пространственное. Также рассматриваются два этапа участия в игре: концентрация и размышление. Методика преподавания в бакалавриате факультета журналистики всегда являлась спорным вопросом для целенаправленного развития мировоззрения будущих журналистов. Одной из основных целей в преподавании является развитие способностей у студентов. « Способности - свойства личности, дающие ей возможность успешно обучаться, приобретать знания, умения, навыки выполнения определенной деятельности. При этом способности проявляются не в самих знаниях, умениях, навыках, а в скорости их приобретения » [1]. Журналистика - творческая профессия, здесь необходим особый подход, чтобы научить студентов не только писать в определенном стиле или жанре, но и необходимо развить мышление: это неординарный подход к представленной проблеме, оригинальные высказывания, непохожие на другие. В наше время модно произносить такие слова, как «креативность», «авторский замысел» и т. д. Но не все будущие журналисты способны оригинально высказать свое мнение, или искрометно выступить в дискуссии, или отличиться своим индивидуальным подходом к проблеме в своих материалах. Студенты грешат шаблонными, штампованными высказываниями и порой копируют стиль письма мастеров пера известных журналистов. И здесь мы задаем себе вопрос: как научить студентов писать и рассуждать не только профессионально, но и интересно, развить свой авторский стиль, выступление? Конечно, выходом из данной ситуации можно считать так называемые «тренировки ума» или «интеллектуальные игры», которые сами по себе не только полезны, но и увлекательны.
На первых порах можно ощутить, как непривычно думать одновременно обо всем, и казалось бы, не логично. Но это только - на первый взгляд создается подобное впечатление. Во время проведения интеллектуальной игры становится заметно, что личность, в данном случае студент, развивается всесторонне и как не странно учится строить логическую цепочку в своих рассуждениях. Данная методика обучения, основанная на своеобразных тренингах, развивает не только плоскостное, но и пространственное мышление. Плоскостное мышление - анализ одного предмета или темы, и мозг развивается только в одном направлении. Пространственное мышление - анализ нескольких предметов или объектов, которые рассматриваются в одном ключе, но в разных направлениях и с различных точек зрения, в итоге чего развивается всестороннее мышление. Например, рассмотрим в ассоциативной игре понятие « свобода » в плоскостном мышлении, которое в обсуждении выглядит таким образом: свобода - независимость, вседозволенность, анархия и т. д. Подобные рассуждения не развивают мышление студента. Но если если все это представить в игровом режиме, то получится совсем иначе, интересно. Так ассоциативная игра позволяет рассмотреть понятие « свобода » всесторонне. То есть свобода это не только свобода личности, отмена рабства, крепостного права и возможность ездить в любом направлении, а слово «свобода» можно сопоставить или ассоциировать со многими предметами и явлениями в мире. Студенты рассматривают слово « свобода » с разных позиций. То есть связывают с этим словом ассоциативный ряд слов, такие, как ветер, цыгане, пространство, статуя Свободы, простор, полет беркута, бег тулпара и т. д.
Таким образом, выявив разнообразные понятия, связанные со словом « свобода », на втором этапе можно рассмотреть словосочетание « свобода слова ». Ассоциативная игра способствует развитию ума для обзора определенного слова или словосочетания с « высоты птичьего полета ». Далее, можно рассматривать более подробно и анализировать более конкретные понятия. Тренинг-игры в начале XXI века вызвали повышенный интерес со стороны общества потому, что само слово «игра» настраивает людей на позитивный лад. Студенты более охотно принимают участие в учебном процессе. Второй этап в ассоциативных играх - это более конкретное изучение не только определенного слова, но и проблематики. Так, например, вернемся к слову « свобода », то есть к данному понятию можно прибавить «слово», то есть « свобода слова ». Данное словосочетание всегда актуально и касалось общественных отношений, и уже рассматривается с журналистских позиций, но опять же - ассоциативно. Это: листовка, Французская революция, Марат, «Глас народа», президент Джефферсон и т. д. И третий этап ассоциативной игры - это написаие эссе. То есть данные ассоциативные слова могут стать ключевыми словами в письменной работе. Помимо ассоциативных игр, существуют другие тренинг-игры, которые способствуют развитию мышления, - это « Три угла», «Мозаика», «Мозговой штурм » и другие. Игры бывают командные, ролевые, психологические, а также викторины. Одним из важных предпосылок для выполнения задач этих тренингов является концентрация внимания и умение размышлять. «Многие люди имеют ложное представление о том, что такое концентрация внимания. Для них она ассоциируется с тяжелой работой и не всегда приятными воспоминаниями о школе. Так они убеждают себя, что концентрироваться трудно. Однако если вы когда-нибудь испытывали радость от просмотра фильма или прослушивания концерта, то согласитесь, что концентрация происходит вполне естественно, если вы погружены в деятельность, которая приносит вам удовольствие». Так концентрация или, говоря другими словами, - настрой мыслей происходит, когда вы участвуете в игре, будь она спортивная или интеллектуальная. «Концентрация требует не сверхчеловеческих усилий, но практики. Это навык, которым можно овладеть и который можно развить. Как и большинство навыков, чем чаще его использовать, тем совершеннее он становится. Развивая концентрацию, можно заметить, что человек не только лучше управляет своими мыслями, но и обретает большую ясность ума». Конкретное рассмотрение предложенной темы и рассуждения вслух способствую т «open of mind», что с английского переводится как «раскрытие разума». Обучаясь концентрации, мы устанавливаем контроль над своими мыслями: «Укрепление мозга с помощью концентрации дисциплинирует» [2].
Размышление способствует не только отточить ум, но и позволяет глубже понять любую изучаемую проблему. Интеллектуальная игра « Мозговой штурм » как раз развивает концентрацию и размышление. Также это командная игра, а значит, между учащимися укрепляется коллективная сплоченность и поддержка друг друга. В игре не преследуется цель победить, хотя в начале, группа делится на две противоположные команды. Но конкуренция не является основным двигателем игры. Интересный момент в игре -это подготовка ряда вопросов по заданной преподавателем теме лабораторного занятия одной командой, на которые другая команда должна незамедлительно ответить. И наоборот, вторая команда готовит вопросы для первой команды. Первый этап игры - подготовка вопросов - это концентрация мыслей, второй этап игры - ответы на вопросы - это размышление. Можно заметить, что когда игра « Мозговой штурм» первый раз проводится среди учащихся, то вначале вопросы бывают несовершенными и недоработанными и ответы также бывают не полными и недостаточно ясными. Но со временем, если студенты чаще участвуют в данной игре, то навыки: концентрация и размышление совершенствуются и представляют собой блестящий результат. Все чаще задаемся вопросом о причине стремления студентов не к стандартному виду обучения, а к игровым занятиям и вывод напрашивается следующий - это влияние телевидения и Интернета. Проблема получения знаний непосредственно через книги отступает на второй план. Студенты все чаще получают информацию из Интернета. И визуальный вид подачи информации на основе видеоряда способствует, с одной стороны, скоростному методу получения информации (экономия времени), но с другой стороны, освоению сжатой информации, основанной на визуальных картинках и видеоряде. Общество стремится получить информацию в кратчайшие сроки, и тренинг-игры - один из способов систематизировать полученные знания.
Информация, полученная непосредственно через тренинговые игры, лучше воспринимается и является значимым моментом в усвоении учебного материала. В зарубежных странах очень часто используют данный метод для развития мышления будущих специалистов. Конечно, некоторые ученые возражают против представленной методики, особенно ученые « советской закалки », но в последние годы все чаще последние оппоненты также соглашаются с тем, что времена меняются и методы обучения также меняются. Еще с середины 90-х годов темой дискуссий была: нужна информация односторонняя или нужнее информация игрового характера. Некоторые ученые считали, что информация односторонняя, как в советское время, совершенно не нужна, так как имеет основу внушения, и потому не развивает в человеке личность с собственным мнением. С тех пор прошло более 10 лет, и все изменилось. Молодое поколение стремится выражать свое мнение разными путями. Так в последние годы в России и в Казахстане появляются разные молодежные движения, которые выступают в мирных интересах или в знак протеста. Например, « Окупай Абай, окупай! » прошло в Москве под лозунгом «Отстаивать мнение может каждый! ». Таким образом среди тренинговых игр также главенствующую роль играет развитие гибкости мышления: Среди других форм занятий и упражнений, развивающих мышление, следует отметить систему занятий, предложенную В. Н. Келасьевым [3]. Автором предлагается целостная система приемов по развитию гибкости мышления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|