Раздел 2. Детско-родительские отношения в условиях цифровизации и технологизации. Переосмысление семейных ценностей: переход к личному диалогу. Тема «отношения отцов и детей в эпоху перемен». Формирование позитивных духовных и нравственных качеств в подра
Раздел 2. Детско-родительские отношения в условиях цифровизации и технологизации. Переосмысление семейных ценностей: переход к личному диалогу. Тема «отношения отцов и детей в эпоху перемен». Формирование позитивных духовных и нравственных качеств в подрастающем поколении.
Безрукова Наталья Павловна, учитель – логопед МАОУ «Натальинская СОШ» Взаимодействие учителя – логопеда и родителей первоклассников в вопросах речевого развития и корекционно – развивающей работы. В ст. 44 Федерального закона 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплено, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребёнка, и её влияние на его развитие, на формирование личности велико. Это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ: К сожалению, современная семья переживает кризис: в настоящее время родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, уделяя мало внимания развитию и воспитанию ребенка. Кроме того, большая часть современных родителей не имеют педагогического образования и не владеют методами и приемами воспитания и развития ребенка. Поэтому многие дети испытывают недостаток родительской любви, понимания и сопереживания.
Одной из причин отставания в речевом развитии является недостаточное общение ребенка со своими родителями. Многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми. Для многих детей главным источником информации становится телевизор, компьютер, телефон, интернет. Молчаливое состояние членов семьи в повседневной жизни и постоянный просмотр современных гаджетов оборачивается печальными последствиями для овладения речью ребенком. Дом, где воспитывается ребенок с нарушением речи, требует особого внимания и защиты. Такие семьи нуждаются в помощи специалистов по вопросам воспитания, обучения, развития детей с речевыми нарушениями. К сожалению, с каждым годом число детей логопатов увеличивается. Сегодня в среднем каждый четвертый ребенок, который приходит в первый класс страдает замедленным развитием речи или его нарушением. Рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не только медицинскими факторами, но и изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети, независимо от уровня образования родителей или их принадлежности к определенным социальным слоям. В условиях современной действительности роль учителя-логопеда становится все более значимой. Это обусловлено тем, что отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребёнка, препятствуют его успешной социальной адаптации. В связи с этим актуальным становится поиск наиболее эффективных форм и видов взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатов работы по развитию и коррекции речи детей. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей.
Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Довольно часто многие родители не имеют представления о речевом развитии детей, о речевых нарушениях и их преодолении. Иногда они даже не слышат нарушений звукопроизношения и считают, что ребенку не нужны занятия с логопедом. Лишь немногие родители серьезно занимаются с детьми дома, а у большинства этот процесс происходит стихийно. Причин этому много: недостаток времени, несогласованность требований самих взрослых, отсутствие у них достаточных психолого-педагогических знаний. Цель моей работы, как учителя логопеда: привлечь родителей к активному сотрудничеству, помочь им уяснить свою роль в процессе развития речи ребёнка, дать определённые знания и умения, необходимые для коррекции речевого нарушения. Перед собой я ставлю следующие задачи: · Повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития детей и речевых расстройств; обучить основным приёмам коррекционно – развивающей работы. · Познакомить родителей с играми и упражнениями по развитию речи, которые можно использовать в домашних условиях. · Совершенствовать межличностные отношения учителя - логопеда, обучающихся и их родителей путём организации совместных мероприятий, праздников. · Формировать положительную мотивацию к взаимодействию с педагогом, активизировать заинтересованность в занятиях по развитию и коррекции речи. После проведённой диагностики с обучающимися первого класса, проведя родительское собрание, руководствуясь возможностями родителей, их интересами были выбраны наиболее оптимальные формы взаимодействия: · информационно – практические (родительские собрания, тематические консультации, консультации на сайте школы в разделе «Социально-психолого-педагогическая служба», открытые просмотры индивидуальных занятий, семинары – практикумы с участием детей, совместная подготовка детей к выступлениям на праздниках, конкурсах, домашние задания) · наглядно - информационные (информационные проспекты: памятки, буклеты, стенды);
· индивидуальные (беседы, консультации, рекомендации, создание родительского чата); · информационно – аналитические (анкетирование, опросы); · досуговые (праздники, развлечения, конкурсы). Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между учителем - логопедом и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в преодолении речевых нарушений и развитии речи детей. При новом подходе взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Рассматривание результатов своего труда радует и детей и конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь. Доверительно-партнерские отношения между всеми участниками коррекционного процесса: учитель – логопед, ребёнок и родители, успешно преодолевают не только нарушения речи, поведение у ребенка, но и решаются многие личностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный эмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детско-родительские отношения. Последний царь всея Руси и первый император Всероссийский Пётр 1 говорил: «Указую на ассамблеях и в присутствии господам сенаторам говорить токмо словами, а не по писанному…» Поэтому правильная, чёткая, грамотная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь у ребёнка, тем ему легче высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Речь человека – это его визитная карточка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|