Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Смирнова Зарима Анфасовна,. учитель физики и информатики, в.к.к. МАОУ «Новосельская СОШ». «Использование исторических обзоров для формирования познавательных интересов учащихся на уроках физики»




Смирнова Зарима Анфасовна,

учитель физики и информатики, в. к. к.

МАОУ «Новосельская СОШ»

«Использование исторических обзоров для формирования познавательных интересов учащихся на уроках физики»

«Нам необыкновенно повезло, что мы живём в век,

 когда ещё можно делать открытия…

 Это удивительное время, время волнений и восторгов».

Фейнман Р.

Физика как наука о наиболее общих законах природы способствует формированию современного научного мировоззрения, поэтому овладение основными физическими понятиями, законами стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни. Являясь основой научно-технического прогресса, физика формирует творческие способности учащихся, способствует воспитанию высоконравственной личности. Но путь воспитания не такой лёгкий и гладкий. Интерес к предмету может носить ситуативный характер. Возникающее любопытство у ученика при демонстрации эффектного опыта, слушании рассказа об интересном случае из истории физики, от необычного применения явления может быстро исчезнуть при изменении ситуации на уроке. Очень важно не потерять первые ростки интереса к предмету, а стараться создать условия перерасти любопытству в любознательность. На этой стадии учащиеся много спрашивают, спорят, стараются самостоятельно найти ответы на свои вопросы и вопросы товарищей.

Развитиюпознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей способствует обращение к истории науки, показывая, как труден и длителен путь учёного к истине, которая формулируется в виде короткого уравнения или закона.

Настоящий интерес к науке может привить ученикам сама наука всем своим прежним опытом, своей волнующей историй, своим будущим.

К числу необходимых учащимся сведений в первую очередь относится биография великих учёных и история значительных научных открытий.

Умелое знакомство учащихся с историей науки поднимает в их глазах авторитет предмета, возбуждает в них желание самим делать открытия.

Увидеть мощь физических законов, величие процесса познания, почувствовать переход от незнания к знанию позволяет особенность физической науки – возможность прогнозирования хода физических явлений.

Изучение темы «Законы термодинамики» мы посвятили 350-летию со дня рождения Петра I.

Используя различные источники информации и современные информационные технологии, подготовили ученическую конференцию по теме «Пётр I и его неосуществлённая мечта». Учащиеся рассказывали о попытках изобретения вечного двигателя 1 рода, о старании учёных доказать о возможности механизма, который действовал бы будучи однажды «заведённым», о явлениях, происходящих «сами по себе».

«Почему люди так упорно хотели построить вечный двигатель? » - спрашивали некоторые ученики у выступающих.

В этом нет ничего удивительного. В XII-XIII веке начались крестовые походы, и европейское общество пришло в движение. Стало быстрее развиваться ремесло и совершенствоваться машины, приводящие в движение механизмы.

Еще популярнее идея вечного двигателя стала в XVI-XVII веках, в эпоху перехода к машинному производству. Число известных проектов вечного двигателя перевалило за тысячу. Создать вечный двигатель мечтали не только малообразованные ремесленники, но и некоторые крупные ученые своего времени, так как тогда не существовало принципиального научного запрета на создание такого устройства.

Учащиеся в своих выступлениях объясняли устройство и принцип действия моделей, представленных учёными XVI-XVII веков, как прообразы вечного двигателя: «Колесо с перекатывающимися шарами», «Цепочка шаров на треугольной призме», «Птичка Хоттабыча», «Цепочка поплавков», «Архимедов винт и водяное колесо», «Машина Орфиреуса», «Магнит и желоба», «Вечный водопровод», «Автоматический подзавод часов», «Масло, поднимающееся по фитилям», « Колесо с откидывающимися грузами», «Установка инженера Потапова», «Луна и планеты».

Большой интерес вызвала у учащихся история, произошедшая с Петром I, который чуть не купил за огромные деньги якобы вечный двигатель. Петр I был выдающимся организатором промышленного производства и кораблестроения. Он вникал в технические детали большинства проектов и, естественно, его тоже волновала проблема вечного двигателя. В 1715–22 годах Петр I потратил много усилий, чтобы купить вечный двигатель доктора Орфиреуса. «Самодвижущееся колесо» Орфиреуса было, вероятно, самой успешной мистификацией вечного двигателя. Изобретатель соглашался продать свою машину лишь за 100 тысяч золотых рублей, что составляло тогда огромную сумму.

Учащиеся были разочарованы и искренне осудили изобретателей-жуликов.  

Орфиреус жил на приличные доходы, полученные за показ своей машины сначала на ярмарках, а потом у могущественных покровителей. Польский король и ландграф Гессен-Кассельский выдал бумагу, где говорилось, что «вечный двигатель» делает 50 оборотов в минуту, способен поднять 16 кг на высоту 1, 5 м, а также может приводить в действие кузнечный мех и точильный станок. Поэтому ПетрI и заинтересовался чудесной машиной.

Но не все верили Орфиреусу. Тому, кто уличит его в жульничестве, предлагалась очень крупная премия в 1000 марок.

Посланец Петра I, библиотекарь и ученый Шумахер, который занимался подготовкой сделки с Орфиреусом, писал Петру, что французские и английские ученые не верят в вечный двигатель.

Участники конференции были удивлены прозорливости учёных французской Академии наук, которые ещё в 1775г., уже за сто тридцать лет до формулировки закона сохранения энергии были убеждены, что вечный двигатель создать невозможно. Вышеприведённый пример исторического факта ещё раз доказывает, что само содержание курса физики заключает в себе богатые возможности для развития познавательных интересов учащихся.

Использование принципа историзма на уроках играет большую роль в формировании у учащихся понимания языка физической науки, выяснения её специфики, способствует развитию речи учащихся, пробуждая стремление выразить изучаемый материал своими словами.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...