Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Третьякова Алена Евгеньевна,. Учитель МКОУ «Чатлыковская СОШ». Историческая личность на страницах произведений литературы.




Третьякова Алена Евгеньевна,

Учитель МКОУ «Чатлыковская СОШ»

Историческая личность на страницах произведений литературы.

Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник»

Технологическая карта урока

Предмет: Литература

Класс: 7

Тип урока: изучение нового материала

УМК: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин); под ред. В. Я. Коровиной – М.: Просвещение, 2021

Тема: Историческая личность на страницах произведений литературы. Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник».

Цель: Проанализировать образ Петра Великого в произведении Пушкина.

Задачи:

ü Актуализировать и расширить знания обучающихся о Петре I и о культуре России;

ü Развивать умение работать с текстом и вычленять в нем главную информацию по теме;

Краткое пояснение к разработке

Художественная литература является незаменимым источником знаний, она помогает формировать у школьников яркие образы прошлого и поддерживать интерес к истории.

Некоторые фрагменты исторических произведений становятся классическими произведениями художественной литературы. Писатели и поэты воссоздают колорит эпохи, помогают читателю погрузиться в то или иное время.

Особый интерес к личности Петр Первого мы видим в творчестве А. С. Пушкина, который воспринимает Петра как почти идеального монарха, гениального полководца, выдающуюся личность.

В ходе урока ребята, отвечая на проблемные вопросы, беседуя с учителем, анализируя текст поэмы, приходят к выводу: Пушкин показывает не только величие Петра, но и его недостатки. Петр был интересной, сложной личностью, это и привлекает поэта. В процессе урока обучающиеся обращаются и к произведениям изобразительного искусства – портретам Петра, семиклассники сопоставляют художественное слово и зрительный образ, ищут сходства и различия; также идет работа с лексикой (историзмами и архаизмами), пополнение словарного запаса ребят.

Таким образом, в финале урока обучающиеся приходят к выводу о том, что художественная литература – чрезвычайно ценный элемент наших знаний, она способна иллюстрировать историю, комментировать её, поддерживать интерес к прошлому. Не только при обращении к трудам историков, биографов, но и к произведениям искусства, можно дать объективную оценку личности Петра и говорить о том, каким же он был на самом деле.

 

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся по достижению запланированных результатов
4. Самоопределение к деятельности Цель: Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. - Ребята, меняется ли мир вокруг нас? А благодаря чему или кому это происходит? - Кого мы можем поблагодарить за прогресс?   - Ученые, исследователи, рабочие, программисты… - Всех, кто развивает страну и вносит свой вклад  
II. Актуализация знаний Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» Обращение к эпиграфу (слайд 2), беседа по вопросам: - Каким видит поэт этого человека? Запишите ваши предположения в тетрадь - Как вы думаете, о ком эти слова мог сказать Александр Пушкин? Запись в тетрадь: Этот человек был умным, много знал и умел, много трудился. Возможно, это очень известный человек того времени  
III. Постановка учебной задачи Цель: Формулирование темы урока. Сегодня наша речь пойдет действительно о выдающейся личности, которая вам уже знакома с уроков истории, однкр и других. Вы догадались, кто герой нашего урока? (слайд 3) Перт 1
IV. «Открытие» учащимися новых знаний Цель: Познакомить с поэмой Пушкина - Одним из самых известных произведений Пушкина, посвященных Петру І, стала поэма «Медный всадник» (слайд 4) - Поэма необычна тем, что в ней сам Петр І не действует, а ее главным героем является памятник Петру! Запись в тетради: Главный герой поэмы А. Пушкина - памятник Петру.    
V. Первичное закрепление Цель: Проанализировать образ Петра на страницах поэмы.   - Обратимся непосредственно к поэме. Проанализируем ее части, чтобы узнать, как поэт относился к личности Великого Петра (слайды 5, 6, 7). Обращаем вниманием на выразительные средства, использованные Пушкиным Работа с произведение в учебнике. Выразительное чтение вслух с остановками. Ответы на вопросы по содержанию поэмы. Запись примеров выразительных средств.

VI. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала.

Работа с устаревшей лексикой. - Конечно, при чтении некоторые слова в поэме вам кажутся странными, незнакомыми. Давайте вместе разберемся в их значении, чтобы лучше понять петровскую и пушкинскую эпоху (слайд 8) Составляют «словарик» историзмов и архаизмов, подбирают с помощью толкового словаря значения выписанных слов.  
Обратите внимание на иллюстрацию А. Беноа (слайд 9). Найдите в тексте описание медного всадника, которое соответствует картине (слайд 10). Пушкин показывает не только величие Петра, но и его недостатки. В грозных событиях наводнения не хватает заботы о маленьком человеке. Пётр велик в государственных замыслах и жесток и жалок в отношении к личности. Сравнительная работа (поиск сходств и различий): иллюстрация и художественный текст. Ребята должны заметить, что образ всадника получился резвый, быстрый, грозный.
VII. Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.   - Можно ли только по содержанию литературного произведения или портрета, например, судить о личности Петра 1? А почему? (слайд 11) Так в русской литературе сложился традиционный портрет Петра Первого — царя-строителя, царя-плотника, жестокого, но справедливого, сумевшего повернуть свою страну на путь, ведущий из прозябания и изолированности к прогрессу, к введению русского государства в круг передовых государств в качестве великой державы (слайд 12)   Нет, чтобы говорить о характере человека, нужно знать его биографию, поступки, что о нем говорят его современники.
VIII. Домашнее задание (дифференцированное) Теперь, когда мы посмотрели, как выглядел Петр в поэме Пушкина и на полотнах некоторых художников, дома у вас будет возможность: 1) изобразить Петра Великого (изо) или же 2) подготовить презентацию из 5-7 слайдов с портретами великих художников, посвященных Петру. Выбор д/з

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...