Веденькова Оксана Владимировна,
Веденькова Оксана Владимировна, социальный педагог МАОУ «Натальинская СОШ» Проблемы детско-родительских отношений в условиях цифровизации Реалии сегодняшней жизни таковы, что современный мир построен на базе компьютерных технологий, которые проникли абсолютно во все сферы жизни и деятельности современного человека. Тема детско-родительских отношений всегда была и остается актуальной, носегодня, когда мы живем в цифровую эпоху, родителям особенно трудно найти подход к своему ребенку, удержать свой родительский авторитет. Родители сами того не замечая, с раннего возраста приучают своих детей к всевозможным гаджетам, заменяя ими общение с родителями. Родителям намного проще и удобнее оставить ребенка с «цифровой няней». Например, радио няню младенцам кладут прямо в кроватку, в комнате ставят видеонаблюдение, включают мультики, игры, для того чтобы занять ребенка на какое-то время и т. д., а затем ребенок и сам уже не может обходится без этих гаджетов, которые прекрасно справляются с рядом родительских задач. Например, могут показать и рассказать что-то новое, научат чему-то, займут на время, почитают сказку и т. д., заменяя при этом родителей. Дети с радостью используют интерактивные средства для игры, общения, написания блогов, прослушивания музыки, просмотра и размещения фотографий, а также для поиска друзей в интерактивном режиме. Это их очень увлекает. Следует признать факт практически непреодолимого разрыва в пользовании интернет-возможностями, между современными детьми и более старшим поколением, к которому принадлежат их родители и педагогические работники. С малых лет современные дети зависимы от гаджетов и девайсов, ощущая себя на равных или даже выше своих родителей в вопросах овладения возможностями интернета и компьютерными технологиями. Молодое поколение существенно опережают своих родителей и учителей в освоении новых информационных технологий. Под влиянием технологий происходит и изменения отношений детей и родителей, а также взаимоотношения со сверстниками и современной школой. Современным педагогам приходится перестраиваться и учиться использовать цивилизацию действительно во благо детско-родительским отношениям.
Под влиянием технологий происходит реконструирование детско-родительских отношений. Цифровой разрыв поколений подрывает родительский авторитет, снижает качество общения детей и взрослых, минимизирует их совместную деятельность и досуг, и когда родители это осознают, к сожалению, это время уже упущено – ребенок полностью погружен в виртуальную реальность, что отражается, к сожалению, на его социализации и в конечном счете может привести к различным формам девиациям. Вместе с тем, в интернет - пространстве содержится много информации, которая является запрещенной для детей, так как может нанести вред их физическому и психическому здоровью, духовному и нравственному развитию. Компьютерная зависимость за последнее десятилетие приобрела масштаб глобальной эпидемии. Она формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость. Формирование компьютерной зависимости ребенка часто связывают с особенностями воспитания и отношениями в семье. В то же время цифровой мир несет с собой не только невиданные ранее возможности, но и немалое количество сложностей и проблем. Дети и подростки чрезвычайно нуждаются в поддержке взрослых, в первую очередь родителей, и для освоения новых онлайн-возможностей, и для совладения с онлайн-рисками.
Как бы мы ни хотели – в итоге всё равно ребёнок будет сидеть за компьютером и пользоваться гаджетами. Но как же в таких цифровых условиях удержать баланс в детско-родительских отношениях? Сейчас, чтобы обезопасить ребенка приходится учить его… правилам пользования интернетом. Взрослым очень важно научить ребенка компьютерной грамотности, чтобы интернет не стал врагом родителей, а стал другом детей и их помощником. У нас есть хороший помощник – компьютер. С его помощью совместное времяпровождения «родитель-ребенок» превращается в захватывающую игру, но интернет – это паутина, которая затягивает, если не знать меру. Нельзя забывать о золотой середине – о норме. Нужно понять, что современные гаджеты – это не «волшебная палочка», которая всегда придет на помощь и заменит присутствие взрослого. Встреча детей и компьютера неизбежна. Да и зачем её избегать, если можно подходить с умом и использовать цивилизацию действительно во благо! Ребенок проходит в своем психологическом развитии определенные стадии, которые достаточно сильно отличаются друг от друга. Это также отражается и на интересах детей при работе в интернет – пространстве. Родителям важно знать, какие особенности имеют дети в том или ином возрасте, для того чтобы правильно расставлять акценты внимания при беседах с детьми о правилах безопасности в интернет – пространстве. Для современных детей интернет – источник информации и развлечений, средство обучения. Существуют возрастные особенности использования Интернет - пространства. Возраст от 5 до 6 лет. Для детей такого возраста характерен положительный взгляд на мир. Они гордятся своим умением читать и считать, а также любят делиться своими идеями. Несмотря на то, что дети в этом возрасте очень способны в использовании игр и работе с мышью, все же они сильно зависят от вас при поиске детских сайтов. Возраст от 7 до 8 лет. Как считают психологи, для детей этого возраста абсолютно естественно желание выяснить, что они могут себе позволить делать без разрешения родителей. В результате, находясь в Интернете, ребенок будет пытаться посетить те или иные сайты, а возможно и чаты, разрешение на посещение которых он не получил бы от родителей. Поэтому в данном возрасте особенно полезны будут те отчеты, которые вам предоставит функция «Родительский контроль» или то, что вы сможете увидеть во временных файлах по использованию Интернета.
В результате, у вашего ребенка не будет ощущения, что вы глядите ему через плечо на экран, однако, вы будете по-прежнему знать, какие сайты посещает ваш ребенок. Стоит понимать, что дети в данном возрасте обладают сильным чувством семьи, они доверчивы и не сомневаются в авторитете родителей. Дети этого возраста любят играть в сетевые игры и путешествовать по Интернету. Вполне возможно, что они используют электронную почту и могут заходить на сайты и чаты, не рекомендованные родителями. По поводу использования электронной почты следует заметить, что в данном возрасте рекомендуется не разрешать иметь свой собственный электронный почтовый ящик, а пользоваться семейным, чтобы родители могли контролировать переписку. Помочь вам запретить ребенку использовать внешние бесплатные ящики сможет такое программное обеспечение, как KasperskyInternetSecurity со встроенным родительским контролем. Возраст 9-12 лет. В данном возрасте дети, как правило, уже наслышаны о том, какая информация существует в сети Интернет. Совершенно нормально, что они хотят это увидеть, прочесть, услышать. При этом нужно помнить, что доступ к нежелательным материалам можно легко заблокировать при помощи средств «Родительский контроль». Возраст 13-17 лет. В данном возрасте родителям часто уже весьма сложно контролировать своих детей, так как об Интернете они уже знают все, а иногда даже больше своих родителей. Тем не менее, особенно важно строго соблюдать правила Интернет-безопасности – соглашение между родителями и детьми. Кроме того, необходимо как можно чаще просматривать отчеты о деятельности детей в Интернете. Следует обратить внимание на необходимость содержания родительских паролей (паролей администраторов) в строгом секрете и обратить внимание на строгость этих паролей. В этом возрасте подростки активно используют поисковые машины, пользуются электронной почтой, службами мгновенного обмена сообщениями, скачивают музыку и фильмы. Мальчикам в этом возрасте больше по нраву сметать все ограничения, они жаждут грубого юмора, азартных игр, картинок «для взрослых». Девочки предпочитают общаться в чатах, при этом они гораздо более чувствительны к сексуальным домогательствам в Интернет.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|