Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семья глазами Петра I




     Семья – это уникальный институт общества. Она оказывает специфическое, не заменимое ничем другим влияние на развитие личности любого человека, и особенно несовершеннолетних детей. Характер семьи, степень ее материального благополучия, духовное и нравственное здоровье семьи во многом определяют облик человека, его общественную и трудовую активность, правильное воспитание детей и в конечном счете успехи и достижения всего общества. С точки зрения семейного права семья имеет свои отличительные особенности. Это, как правило, общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотренными семейным законодательством

   Петр I вошел в историю как величайший преобразователь. В период его правления в стране произошли разительные перемены. Он не просто проводил реформы, а менял жизненные устои.

   Расширялось государственное регулирование брачно-семейных отношений. В 1702 г. было узаконено как обязательный церковный обряд обручение. Указом о единонаследии 1714 г. брачный возраст для женихов устанавливался в 20 лет, для невест – 17. «Юности честное зерцало» представляет собой сборник этических правил поведения молодых людей дома и особенно в гостях. Предназначался он прежде всего для дворянских детей.

Давайте посмотрим основные пункты правил и сравним их с Библией.

 

Сборник Юности честное зерцало Библия
1. В первых наипаче всего должни дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а пред ними не вздевать, и возле их не садитися, и прежде оных не заседать, при них во окно всем телом не выглядовать, но все потаенным образом с великим почтением, не с ними вряд, но немного уступи позади оных в стороне стоять, подобно яко паж некоторый или слуга. 1. Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. (К Ефесянам 6: 1-3) Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. (От Матфея 15: 4)
2. Дети не имеют без имянного приказу родительского никого бранить или поносительными словами порекать. А ежели то надобно, и оное они должни учинить вежливо и учтиво. 2. «Никакое гнилое слово да не сходит с уст вашиха только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. » Послание апостола Павла к Ефесянам 4: 29
3. У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят. 3. «Почитай отца твоего и мать... будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. " (К Ефесянам 6: 1-3)
4. Без спросу не говорить, а когда и говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком и ниже с сердца, или с задору говорить, не яко бы сумозброды. 4. «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Матф. 6: 7–8).
5. Никто себя сам много не хвали и не уничижай (не стыд 5. Обличающий человека найдет после большую приязнь, нежели тот, кто льстит языком. Притч.   28, 23 Человек, льстящий другу своему, расстилает сеть ногам его. Притч. 29, 5
6. Всегда недругов заочно, когда они не слышат, хвали, а в присутствии их почитай и в нужде их им служи, также и о умерших никакого зла не говори 6. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Мф. 5, 43–45
7. Всегда время пробавляй в делах благочестных 7. Упражняй себе в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на всё полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей. 1Тим.   4, 7–8
8. Младый отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и беспокоен, подобно как в часах маетник, для того что бодрый господин ободряет и слуг 8. Можно узнать даже отрока по занятиям его, чисто ли и правильно ли будет поведение его. Притч.   20: 11
9. От клятвы чужеложства (блуда) играния и пьянства отрок себя велми удержать и от того бегать. 9. «Блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления» (Еф. 5: 3–6).
10. Младыя люди не должни ни про кого худого переговаривать. И ниже все разглашать, что слышат. 10. Сплетни, есть, прежде всего, грех лжесвидетельства (одна из разновидностей этого греха). Заповедь о запрете на лжесвидетельство была дана человеку ещё во времена Ветхого Завета, причём как одна из десяти наиболее важных заповедей, составлявших ядро Синайского закона (Исх. 20: 16).

В эпоху Петра 1 воспитание детей строилось на формирование религиозных устоев, нравственных и духовных качеств.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...