1.2 Особенности стратегического планирования на предприятии
Стратегическое планирование – это набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий. Система стратегического планирования и управления как организационный механизм разработки и реализации стратегии, с помощью которой руководство компаний пытается обеспечить концентрацию ресурсов в производствах, сулящих наиболее быстрый рост прибыли в будущем является одним из самых крупных нововведений в управлении [4]. Чтобы понимать, что подразумевает термин стратегическое планирование, нужно иметь четкое представление о том, что такое стратегия. По мнению Бондаренко Е. И.: стратегия – это согласованное собственниками и топ-менеджерами долгосрочное направление развития организации, касающееся сферы ее деятельности, рыночного позиционирования и состояния внутренней среды, приводящее организацию к ее целям [13]. Основные отличительные особенности стратегии выделил И. Ансофф: − процесс выработки стратегии не заканчивается каким–либо немедленным действием. Он завершается установлением общих целей, достижение которых обеспечит рост и укрепление позиций организаций; − стратегия обязана быть использована для дальнейшей разработки стратегических проектов методом поиска; − когда реальный ход развития выведет организацию к желаемым результатам, необходимость в стратегии сразу же отпадет; − при формулировании стратегии нельзя предсказать возможности, открывающиеся в дальнейшем при составлении проекта определенных мероприятий. Следовательно, нужно пользоваться обобщенной, неточной и неполной информацией о различных альтернативах;
− когда в процессе поиска появляются конкретные альтернативы, открывается и более точная информация. При этом, она может поставить под угрозу целесообразность первоначального стратегического выбора. Из этого следует, что без обратной связи невозможно успешно использовать стратегию [18]. Существует четыре основных типа стратегий: 1 Концентрированного роста – стратегия для усиления позиций на рынке, стратегия развития рынка или продукта. 2 Интегрированного роста – стратегия обратной вертикальной интеграции, стратегия вперед идущей вертикальной интеграции. 3 Диверсификационного роста – стратегия центрированной диверсификации, стратегия горизонтальной диверсификации. 4 Сокращения – стратегия ликвидации, стратегия «сбора урожая», стратегия сокращения расходов [23]. Некоторые авторы считают, что: стратегический менеджмент – это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует на состояние внешней среды и производит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей [19, с. 15]. Боловинцев Ю. А. дает такое определение стратегического планирования деятельности организации: процесс разработки сценариев развития будущих рынков компании и разработка для каждого из них стратегического видения места компании и предлагаемых ею продуктов, а также дорожной карты, указывающей текущие продукты, рынки и используемые компанией технологии, способами и ресурсами, используемыми для перемещения компании из текущего в желаемое состояние [12, с. 7]. Ильина Е. Н. считает, что стратегическое планирование предпринимательской деятельности – это процесс принятия и оценки взаимозависимых стратегических решений, предваряющих деятельность организации в изменчивой внешней среде, направленную на достижение этим субъектом стабильного статического и динамического состояния [29, c. 5].
Стратегическое планирование организационной деятельности в настоящее время является основой многих разнообразных управленческих, экономических, организационных и других функций, которые дают характеристику степени развития организационных структур. Предметом стратегического планирования организационной деятельности является процесс создания и поддержания стратегического соответствия между миссией и целями организационной структуры и изменениями внешнего окружения. Стратегическое планирование является механизмом достижения целей и задач развития организационных структур на основе системы разработки, реализации и корректировок прогнозов и стратегий [16, с. 77]. Стратегическое планирование позволяет организовать сложную деятельность и информацию, объединить бизнес–цели, ставить задачи по достижению определенного результата и значительно увеличить степень контроля над деятельностью компании [20, с. 4]. По мнению Гарифуллин Р. Ф. современные темпы изменения и увеличения объема знаний являются настолько высокими, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей [20, с. 5]. Отличительной чертой стратегического планирования является его направленность вовне организации. Это соответствует переходу от модели «закрытой организации» к модели «открытой организации». Главная черта открытой организации – это профессиональный стратегический анализ изменений внешней среды и выработка адекватных адаптивных реакций. Как отметила автор диссертации Л. В. Данькова: долгосрочная эффективная работа любого предприятия, его экономический рост и развитие определяются правильным выбором стратегических ориентиров, позволяющих наилучшим образом реализовать ресурсный потенциал. Не существует стратегии единой для всех предприятий так же, как и не существует единого универсального стратегического управления. В то же время есть основополагающие моменты, которые позволяют говорить о некоторых обобщенных принципах выбора и реализации стратегии развития и осуществления стратегического планирования [23, c. 10].
Менеджеру необходимо оценивать совокупность внешних и внутренних факторов, чтобы принять решение о выборе той или иной стратегии. Рассмотрим виды организационных стратегий [16, с. 68]: 1 Корпоративная стратегия является основным планом управления деятельностью организации, ее разработка предусматривает четыре вида действий: 1. 1 Достижение диверсификации. Определяется диверсификация ограничивается несколькими отраслями промышленности или распространится на многие, это определит позицию организации в каждой из отдельных отраслей; 1. 2 Улучшение показателей в основных отраслях деятельности организации; 1. 3 Создание инвестиционных приоритетов, применение ресурсов в наиболее перспективных областях [16, c. 70]. 2 Конкурентная стратегия ориентируется на управление, направленное на обеспечение успешной деятельности в одной специфической сфере бизнеса. 3 Деловая стратегия направлена на создание и усиление долгосрочной конкурентоспособности организации на рынке. Для нее характерны следующие направления деятельности: 3. 1 Своевременная реакция на происходящие в отрасли, в политике и экономике изменения; 3. 2 Разработка конкурентоспособных мер и действий, которые обеспечат преимущество перед конкурентами; 3. 3 Решение конкретных стратегических проблем, актуальных в данный момент. Функциональная стратегия нацелена на деятельность функциональной службы в рамках общей стратегии. Функциональная стратегия сводится к такой ориентации функционального подразделения в соответствии с общей деловой стратегией, которую каждый имеющий к ней отношение работник воспринимает как логическое продолжение своей деятельности [11, c. 5]. При данной стратегии необходимо: − определить роль и конкретное содержание функциональной подсистемы;
− удостовериться, насколько соответствующему менеджеру ясна корпоративная миссия; − определить, как конкретно данная функциональная подсистема способствует развитию бизнеса; − провести разграничения между функциональными областями; − направить энергию исполнителей всех функциональных подразделений в единое русло корпоративной миссии; − операционная стратегия для еще более конкретных подходов в руководстве ключевыми оперативными единицами организации при решении ежедневных текущих задач [20]. Все вышеперечисленные стратегии являются комплексными и охватывают стратегические действия управления. Ответственность за разработку стратегии лежит на соответствующих руководителях. За корпоративную стратегию отвечают управляющие высшего ранга. Конкурентная стратегия находится в ведении генеральных директоров и руководителей организации, а по функциональным стратегиям решения принимают руководители среднего звена. Формирование и функционирование системы стратегического планирования предпринимательской деятельности – сложный динамический процесс. По мнению Загородникова С. В. в базовой модели стратегический менеджмент включает четыре основных элемента: 1) диагностика, сканирование среды; 2) планирование, определение целей; 3) реализацию стратегии; 4) оценку и контроль. Взаимодействие этих четырех компонентов друг с другом схематично показано на рисунке (1. 2).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|