Рисунок 1.4 − Блок-схема баланса доходов и расходов
Рисунок 1. 4 − Блок-схема баланса доходов и расходов Источник: собственная разработка
План прибылей и убытков показывает соотношение всех доходов, получаемых в плановом периоде, со всеми расходами, которые предполагает понести организация. План амортизационных отчислений. После плана прибылей и убытков, амортизационные отчисления являются вторым источником финансовых ресурсов организации. Они предназначены для финансирования затрат, связанных с простым и сложным расширенным воспроизводством основных фондов организации. План устойчивых пассивов − документ, в виде таблицы, содержит информацию о сумме средств, которые не принадлежат организации, но находятся в постоянном внутреннем обороте данной организации. План дохода от выпуска ценных бумаг, планируется исходя из размера подписки, а также суммы оставшихся в распоряжении ценных бумаг и предполагаемый объём их продажи. План по членским взносам, характерен для совместного партнёрства. План по паевым взносам, имеет место при создании организации или в случаи расширения его уставного капитала. План по погашению долгосрочных кредитов, план содержит сроки и порядок уплаты процентов по долгосрочным кредитам, расходы по обслуживанию долгосрочных кредитов планируется на основе договоров с кредитными учреждениями и сведения банков о возможных изменениях в размере процентной ставки и методики расчёта суммы процентов. План по приросту собственных оборотных средств содержит информацию об инвестициях, вложенных в расширение собственных оборотных средств. План платежей по налогам предназначен для оценки предстоящих платежей в бюджет. Для этого организация должна иметь информацию о начальной задолженности перед бюджетом, о предстоящих платежах в виде начислений в бюджету и должна быть оценена задолженность на конец периода исходя из сроков погашения долгов.
План отчисления в фонды − отражает сумму средств в фонд накопления (финансирование капитальных вложений, уплата процентов по долгосрочному кредитованию и т. д. ), фонд потребления (вознаграждение, премирование работников дотации на питание и т. д. ), резервный фонд (предназначен для компенсации недополучения доходов от деятельности вследствие наступления факторов риска).
1. 4 Процесс и организация планирования на предприятии
В сельскохозяйственных предприятиях развитие рационального и стратегического планирования не наблюдается. В связи с этим для предприятий важным аспектом является стратегическое планирование, оно позволит уточнять и оптимизировать общегосударственные прогнозы и программы по регулированию сельскохозяйственного производства. Процесс стратегического планирования может стать инструментом, помогающим обеспечить базу для успешного управления предприятием. Применение планирования на предприятиях создает следующие важнейшие преимущества: увеличивает возможности в обеспечении предприятия необходимой информацией; способствует более рациональному использованию ресурсов; проясняет возникающие проблемы и риски; улучшает координацию действий и контроль в организации [3, с. 23]. В условиях рыночных отношений любая организационная форма производства должна планировать свою деятельность, в противном случае она становится объектом чужого планирования. Известно, что в условиях рыночной среды главным регуляторам экономических отношений является цена, т. е. действуют законы спроса и предложения, сильное влияние оказывают факторы внешней среды, внешней деятельности предприятия, региона [3, c. 24].
Отсюда внутренняя природа фирмы основывается на системе плановых, стратегических решений. Успех предпринимательской деятельности организации (предприятий, фирм, компаний) предполагается в первую очередь тем, насколько тщательно продуманы и определены цели бизнеса и средства их достижения. Не случайно планирование считается одной из ключевых функций экономики. Деятельность, связанную с планированием, можно разделить на несколько основных этапов [51, c. 87]: 1) Процесс составления планов, или непосредственный процесс планирования, то есть принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения. Результатом процесса планирования является система планов. 2) Деятельность по осуществлению плановых решений. Результатами этой деятельности являются реальные показатели деятельности организации. 3) Контроль результатов. На этом этапе происходит сравнение реальных результатов с плановыми показателями, а также создание предпосылок для корректировки действий организации в нужном направлении. Таким образом, процесс планирования является первым этапом общей деятельности фирмы. Процесс планирования состоит из ряда этапов, следующих друг за другом [51, c. 89]: 1) Фирма проводит исследования внешней и внутренней среды организации. Определяет главные компоненты организационной среды, выделяет те из них, которые действительно имеют значение для организации, проводит сбор и отслеживание информации об этих компонентах, составляет прогнозы будущего состояния среды, производит оценку реального положения организации. 2) Фирма устанавливает желаемые направления и ориентиры своей деятельности: видение, миссию, комплекс целей. Иногда этап установления целей предшествует анализу среды. 3) Стратегический анализ. Фирма сравнивает цели (желаемые показатели) и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды (ограничивающих достижение желаемых показателей), определяет разрыв между ними. При помощи методов стратегического анализа формируются различные варианты стратегии. 4) Производятся выбор одной из альтернативных стратегий и ее проработка. 5) Подготавливается окончательный стратегический план деятельности фирмы.
6) Среднесрочное планирование. Готовятся среднесрочные планы и программы. 7) На основе стратегического плана и результатов среднесрочного планирования фирма разрабатывает годичные оперативные планы и проекты. 8) Процесс выполнения плана. 9) Контроль за выполнением плана. В целом процесс планирования представляет собою замкнутый цикл с прямой (от разработки стратегии к определению оперативных планов до реализации и контроля) и обратной (от учета результатов выполнения к переформулированию плана) связью. Выбор миссии и цeлeй opгaнизaции являeтcя пepвым и caмым oтвeтcтвeнным peшeниeм пpи плaниpoвaнии. Сфopмyлиpoвaть миccию фиpмы - нaибoлee вaжнoe peшeниe для ee ocнoвaтeлeй и выcшиx мeнeджepoв. Миссия - cтepжeнь фиpмы, нaибoлee ycтoйчивaя чacть ee opгaнизмa, это цeль, для кoтopoй opгaнизaция cyщecтвyeт и кoтopaя дoлжнa быть выпoлнeнa в плaнoвoм пepиoдe. В cлyчae широкого понимания миссия paccмaтpивaeтcя кaк кoнcтaтaция филocoфии и cмыcлa cyщecтвoвaния opгaнизaции. Философия организации oпpeдeляeт цeннocти, вepoвaния и пpинципы, в cooтвeтcтвии c кoтopыми opгaнизaция нaмepeвaeтcя ocyщecтвлять cвoю дeятeльнocть. В тoм cлyчae, ecли имeeтcя yзкoe пoнимaниe миccии, oнa paccмaтpивaeтcя кaк cфopмyлиpoвaннoe yтвepждeниe oтнocитeльнo тoгo, для чeгo или пo кaкoй пpичинe cyщecтвyeт opгaнизaция, тo ecть миccия пoнимaeтcя кaк yтвepждeниe, pacкpывaющee cмыcл cyщecтвoвaния opгaнизaции, в кoтopoм пpoявляeтcя oтличиe дaннoй opгaнизaции oт eй пoдoбнoй. Содержание миссии может включать в себя следующие основные пункты [27, c. 87]: - описание продуктов и (или) ycлyг, пpeдлaгaeмыx opгaнизaциeй; - xapaктepиcтики pынкa − opгaнизaция oпpeдeляeт cвoиx ocнoвныx пoтpeбитeлeй, клиeнтoв, пoльзoвaтeлeй; - цeли opгaнизaции, выpaжeнныe в тepминax выживaния, pocтa дoxoднocти; - тexнoлoгия: xapaктepиcтикa oбopyдoвaния, тexнoлoгичecкиx пpoцeccoв, иннoвaций в oблacти тexнoлoгии; - филocoфия: здecь дoлжны быть выpaжeны бaзoвыe взгляды и цeннocти opгaнизaции, cлyжaщиe ocнoвoй для coздaния cиcтeмы мoтивaции; - внyтpeнняя кoнцeпция, в paмкax кoтopoй opгaнизaция oпиcывaeт coбcтвeннoe впeчaтлeниe o ceбe, yкaзывaя иcтoчники cилы, ocнoвныe cлaбocти, cтeпeнь кoнкypeнтocпocoбнocти, фaктop выживaния;
- внeшний oбpaз кoмпaнии, ee имидж. Оpгaнизaция дoлжнa иcкaть cвoю миccию вo внeшнeм oкpyжeнии, тaк кaк тoлькo пocтoяннoe пoддepжaниe coциaльнoй знaчимocти oбecпeчивaeт eй выживaниe и ycтoйчивoe фyнкциoниpoвaниe в бyдyщeм. Миссия организации является важнейшей составляющей планирования развития любой компании. Она определяет основную цель фирмы. Компания, как правило, начинает свою деятельность с определения четкой миссии, устанавливаемой высшим руководством. Формулировка миссии компании должна отражать предвидение компании и направление ее развития на ближайшие десять-двадцать лет. Компаниям не стоит пересматривать свою миссию каждые несколько лет, реагируя на малейшие изменения рыночной среды. Однако компании следует переопределить свою миссию, если она не вызывает доверия потребителей или противоречит оптимальному пути развития компании. Формулировка миссии предприятия должна содержать следующее [16, c. 43]: 1. Задача предприятия с точки зрения его основных услуг или изделий, основных рынков и основных технологий; 2. Внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы предприятия; 3. Культура организации. Формулирование миссии − это формулирование основной цели компании: чего она хочет достичь в самом широком смысле. Формирование целей компании происходит из оценки потенциальных возможностей фирмы и обеспеченности ее соответствующими ресурсами. В теории управления цели организации подразделяются на цели общие, разрабатываемые для фирмы в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам деятельности подразделений фирмы на основе общей стратегии [16, c. 45]. 1. Общие (глобальные) цели должны отражать концепцию фирмы; должны быть разработаны на длительную перспективу; определять основные направления программ развития фирмы; должны быть четко сформулированы и увязаны с ресурсами; должны ранжироваться по принципу приоритетности. 2. Специфические цели выражаются в количественных и качественных показателях (рентабельность, норма прибыли). 3. Другие специфические цели (подцели): - по маркетингу (уровень продаж, диверсификация, система распределения, объем сбыта); - научные исследования и разработки (новые товары, качество продукции, технологический уровень); - производство (издержки, качество, экономия материальных ресурсов, новая и усовершенствованная продукция); - финансы (структура и источники финансирования, методы распределения прибыли, минимизация налогообложения); Цели должны быть [16, c. 47]: 1. конкретными и измеримыми; 2. ориентированными во времени (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочными);
3. достижимыми; 4. совместимыми. Задачи выбора цели определяются каждой фирмой самостоятельно зависимости от деятельности, которой она занимается. В целом же цели любой фирмы сводятся к следующему [16, c. 48]: 1. Повышение контролируемой доли рынка; 2. Предвидение требований потребителя; 3. Выпуск продукции более высокого качества; 4. Обеспечение согласованных сроков поставок; 5. Установление уровня цен с учетом условий конкуренции; 6. Поддержание репутации фирмы у потребителей. Производственная деятельность в сельскохозяйственном производстве характеризуется общей неустойчивостью, несбалансированностью и низкой эффективностью. Принципы, формы и методы функционирования должны коренным образом меняться. В результате непродуманной и неэффективной политики в аграрной сфере за годы рыночных преобразований многие сельскохозяйственные предприятия находятся в кризисном состоянии, при этом это затронуло не только объем и ассортимент, но качество производимой продукции. Выход из экономического кризиса и возрождение отечественного АПК требует высокого уровня организации и управления. Это может обеспечить только стратегическое планирование, приспособленное к условиям рыночной экономики, консолидирующие производственные, социальные и субъективно-личностные факторы, направленные на достижение оптимального сочетания творческого потенциала с современной технологией и человеческими ресурсами. Основным составляющим стратегического плана предприятий и организаций на краткосрочную перспективу является бизнес-план. Бизнес-план входит в практику рационального агропромышленного предпринимательства как инструмент стратегического планирования и как необходимая документация для ведения деловых переговоров с инвесторами, кредиторами, а также государственных и управляющих органов [1, с. 186]. Методологически бизнес план можно охарактеризовать как краткое, точное, доступное понятие описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения, что особенно важно для неплатежеспособных предприятий АПК. Целью разработки бизнес-плана является поиск инвесторов, стратегическое представление перспективы развития предпринимательства. Бизнес-план помогает решить следующие основные задачи: определить конкретное направление деятельности фирмы, сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегии и тактики их достижения, определить лиц, ответственных за реализацию каждой стратегии, оценить соответствие кадров и условий мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей, оценить материальное и финансовое положение фирмы и соответствие финансовых и материальных ресурсов достижению поставленных целей [1, с. 179]. В этой связи бизнес-план может рассматриваться как индикатор степени достижения успеха. Бизнес-план является документом, позволяющим определить направление действий и управлять предприятием. В этом аспекте бизнес-план является неотъемлемым элементом стратегического планирования и руководство для исполнения и контроля. В бизнес-плане цели и задачи переводятся в язык цифр, благодаря чему можно сравнивать свои прогнозы с реальными результатами, что помогает обеспечить контроль. В заключение следует отметить, что для достижения организацией поставленных целей необходимо наличие сильных связей внутри организации, которые определяли бы общую стратегию, структуру и стиль менеджмента.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|