Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рисунок 1.2 – Базовые составляющие процесса стратегического менеджмента




Рисунок 1. 2 – Базовые составляющие процесса стратегического менеджмента

Источник: [28, c. 69]

 

Сканирование среды – это мониторинг внешней и внутренней среды, оценка полученных данных и информирование основных служащих корпорации о ситуации. Основные инструменты для сканирования – маркетинговые исследования, SWOT–анализ [28, c. 74].

Что же касается второго составляющего процесса стратегического менеджмента, планирования стратегии, то оно является разработкой долгосрочных планов эффективного управления возможностями и угрозами, возникающими в среде, с учетом сильных и слабых сторон организации. В число этих разработок входит определение миссии организации, задание достижимых целей, разработка стратегии и формулирование рекомендаций по той политике, которая должна проводиться в организации.

Таким образом, в силу своей сущности, стратегическое планирование

играет важнейшую роль в развитии организации. От корректности и содержательности стратегии зависит направление, скорость и вовсе возможность развития той или иной организации.  

 

 

1. 3 Оценка планирования производственно-хозяйственной деятельности предприятия

 

 

Сущность производственной деятельности состоит в создании экономических благ, необходимых для удовлетворения разнообразных потребностей общества. В рыночной экономике производство осуществляют те хозяйствующие субъекты, которые желают и способны принять наиболее эффективную организацию и технологию производства, поскольку они обеспечивают им наибольшую прибыль.

Ресурсы поступают в те отрасли и тем организациям, на продукцию которых есть спрос. Рыночная система лишает неприбыльные отрасли и субъекты хозяйствования редких ресурсов. Субъекты хозяйствования производят товары до тех пор, пока реализация дает прибыль, пока не удовлетворен спрос на эти товары. Сколько и каких товаров производить, по каким ценам их продавать, куда вкладывать капитал – это определяется механизмом спроса и предложения, нормой прибыли, курсом акций, валют, ссудным процентом.

Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение качества непосредственно влияют на величину расходов, прибыли и рентабельности. Деятельность хозяйствующих субъектов должна быть направлена на то, чтобы произвести и продать максимальное количество продукции высокого качества при минимальных затратах. Поэтому анализ объема производства и реализации продукции имеет важное значение.

Цель анализа производства и реализации продукции состоит в выявлении наиболее эффективных путей увеличена объема выпуска продукции и улучшения ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема производства.

Основными задачами анализа объема производства и реализации продукции на организациях являются [5, с. 172]:

1) оценка динамики по основным показателям объема структуры и качества продукции;

2) проверка сбалансированности и оптимальности бизнес планов, плановых показателей, их напряженности и реальности;

3) выявление степени количественного влияния факторов на изменение величины объема производства и реализации продукции;

4) выявление внутрихозяйственных резервов увеличивает выпуск и реализацию продукции;

5) разработка мероприятий по использованию внутрихозяйственных резервов для повышения темпов роста продукции, улучшения ассортимента и качества.

Объектами данного направления анализа являются: объем производства и реализации продукции; ассортимент и структура продукции; качество продукции; ритмичность продукции.

В процессе анализа производства и реализации продукции должны быть вскрыты причины, тормозящие рост производства, а именно: недостатки в организации производства и труда; нерациональное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов;

3) брак продукции.

Источниками информации для анализа производства и реализации продукции являются унифицированная статистическая форма отчетности № 1-П, форма № 1-П (квартальная) «Квартальная отчетность промышленного организации (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте», форма государственной статистической отчетности 12-п «Отчет о производстве промышленной продукции (работ, услуг), форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках», бизнес-план, оперативные планы-графики и т. д. [5, с. 172]

Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях.

Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.

 Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т. д. ). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных организациях – количество условных ремонтов, в обувной промышленности – условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т. д.

Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условно-натуральные измерители [25, с. 223].

Анализ продукции производства проводится в двух направлениях:

1) оценка выполнения годового плана по выпуску продукции;

2) анализ динамики выпуска продукции производства за ряд лет. Анализ выполнения заданий годового плана по объему производства продукции производства проводят по данным годовой или квартальной отчетности и годового плана. Выполнение плана оценивают, сопоставляя отчетные данные по объему продукции производства с плановыми, определяя абсолютное отклонение от плана, процент выполнения годового плана и темпы роста к предыдущему году.

Целесообразно определять следующие показатели динамики объема производства продукции [25]:

1) абсолютный прирост объема производства (∆ Qт) за анализируемый период по сравнению с предыдущим годом, который позволяет дать оценку скорости изменения и определяется по формуле (в данном обозначении т определяет выпуск продукции производства, но данный способ оценки может быть применен и к другому виду продукции):

 

 ∆ Qт = Q1Q0,                                               (1. 1)

 

где ∆ Qт  ― абсолютный прирост объема производства;

Q1 ― выпуск продукции производства за отчетный период;

Q0― выпуск продукции производства за предыдущий период.

 

2) общий прирост продукции за рассматриваемые годы (∆ Qто):

Qто = ;                                     (1. 2)

 

где ∆ Qто ― общий прирост продукции за рассматриваемый период;

n ― число лет, за которые рассматривается динамика объема продукции производства.

 

3) среднегодовой абсолютный прирост продукции (∆ Qто), определяемый путем деления общего прироста продукции на число лет:

 

Qто =  / n.                                          (1. 3)

где ∆ Qто ― среднегодовой абсолютный прирост продукции;

4) темп роста (Тq) (динамический индекс) и темп прироста (Тсq) продукции (цепной индекс), которые позволяют измерить интенсивность и направление изменения выпуска продукции за рассматриваемые годы:

 

Тq = Q1 / Q0;                                         (1. 4)

 

Тсq = (Q1 / Q0) – 1.                                   (1. 5)

где Тq ― темп роста продукции;

Тсq ― темп прироста продукции.

 

Темп роста продукции в некоторых методических разработках по АФХД называют еще индексом объема продукции. Данный показатель характеризует динамику развития организации. Однако нужно заметить, что, если исследователь будет пользоваться только данными внешней бухгалтерской отчетности, он сможет рассчитать динамику лишь реализованной продукции (по данным формы №2): два индекса ― по выручке от реализации и – по себестоимости реализованной продукции;

 

5) среднегодовой темп роста (ТВП) и среднегодовой темп прироста продукции (Тпр), определяемые по формуле средней геометрической

 

                                          (1. 6)

 

Тпр = Твп – 1.                                        (1. 7)

где ТВП ― среднегодовой темп роста продукции;

Тпр ― среднегодовой темп прироста продукции [25].

 

Под номенклатурой продукции понимают укрупненный перечень производимых видов продукции.

Ассортимент ― это более детальный перечень производимых видов продукции с указанием марок, сортов, фасонов, артикулов, ГОСТов и т. д. Он бывает полный, групповой и внутригрупповой.

При анализе показателей выпуска и реализации продукции определяют состав и структуру производимой продукции. При этом признаки, положенные в основу группировки продукции по составу, могут быть самыми различными: это и исходное сырье, и качество продукции, и страна-потребитель, и степень сравнения и т. д.

Для общей оценки выполнения задания по ассортименту можно использовать способ среднего процента, наименьшего процента, через недоданную продукцию, и через расчет доли позиций ассортимента, задание по которым выполнено к общему числу позиций.

Оценка качества продукции может даваться на основе исследования рекламаций, по способу расчета коэффициента сортности и потерь по сортности, на основе определения среднего балла продукции, на основе изучения срока гарантии и т. д. [26, c. 217].

Под ритмичностью производства продукции понимают равный выпуск продукции в равные промежутки времени или с равной степенью ускорения. Для анализа ритмичности производства и реализации продукции необходимо определиться с интервалом времени, используемым для ее оценки. Для этого необходимо изучаемый период разделить на более-менее равные части (год - на кварталы, квартал – на месяцы, месяц – на декады, и т. д. ). Способ расчета обобщающего показателя для характеристики ритмичности производства может быть основан на определении способа наименьшего процента, способа среднего процента, по недоданной продукции. Деятельность организации характеризуется количеством и номенклатурой выпускаемой продукции, и объемом ее реализации. Размер объема выпускаемой продукции зависит от множества условий: наличия сырья, материалов, комплектующих изделий, производственных мощностей, квалифицированного персонала, рынков сбыта и т. д. Объем производства продукции обычно выражается в натуральных, условно-натуральных и стоимостных показателях [26, c. 219].

Анализ стоимостных показателей включает анализ произведенной и реализованной продукции.

Задача анализа производства и реализации продукции состоит также в том, чтобы определить каким образом ключевой показатель ― объем продукции производства (выручка от реализации) зависит от того или иного параметра, и принять соответствующее управленческое решение с целью повышения эффективности производства. Следовательно, необходимо определить влияние отдельных факторов на объем продукции производства, факторов, обеспечивающих изменение выручки в отчетном периоде по сравнению с предыдущим

Сложившаяся методология планирования деятельности организации (внутрифирменное планирование) ориентирована на обеспечение согласования и увязки целей и конкретных задач с ресурсами, а также на определение средств и методов наиболее эффективного достижения поставленных целей и обеспечивающих их задач в рамках каждого хозяйственного подразделения организации. Организационно процесс планирования у большинства промышленных организаций и корпораций осуществляется сверху вниз [8].

На высшем уровне управления определяются цели, основные направления деятельности организации, главные производственные и социальные задачи его развития. На этом уровне организуется взаимная увязка и координация всех звеньев хозяйственного механизма организации.

На подчиненных уровнях управления цели и задачи организации конкретизируются применительно к деятельности каждого подразделения (производственного отделения, дочерней организации и других структурных образований). На этом уровне осуществляется также технологическое планирование, устанавливающее пропорции и объемы производства по всем видам выпускаемой продукции.

Все плановые задания согласуются с конкретными исполнителями и окончательно утверждаются высшим руководством организации.

Приведенная организационная форма внутрифирменного планирования обеспечивает централизацию важнейших управленческих решений при планировании деятельности организации и его подразделений в высшем звене управления. Вместе с тем такая организация планирования представляет самостоятельность производственным отделениям и дочерним организациям, другим его структурным подразделениям в разработке текущих (календарных) планов и бюджетов на базе утвержденных высшим руководством показателей. При этом система показателей структурных подразделений, организация процесса планирования и виды планов определяются с учетом принятого уровня централизации (децентрализации) управления в конкретной организации и его функционального профиля.

Аппарат, осуществляющий реализацию планирования деятельности организации и всех его звеньев, включает функциональные подразделения и/или специалистов на соответствующих организационных уровнях управления.

Работа высшего звена при реализации функции планирования на различных организациях, в корпорациях организуется по-разному. В том числе создаются плановые комитеты, комитеты развития, центры (подразделения) управления и развития и другие организационные формы. Эти органы выполняют технические, координационные, аналитические функции и формируют цели и задачи организации на длительную перспективу, а также подготавливают решения по наиболее важным проблемам стратегии и политики организации. На этом уровне управления организацией формируются исходные положения (решения) оптимального распределения его ресурсов для определенного планового периода. В эти органы, как правило, входят представители высшего звена управления организации (корпорации). Решения, подготовленные этим органом, утверждаются советом директоров или правлением организации, корпорации.

Центральная функциональная служба планирования имеется практически на всех крупных организациях и в корпорациях. Однако организационно и структурно такие службы строятся по-разному.

В производственных отделениях и дочерних организациях также имеется аппарат планирования, который обеспечивает разработку месячных, квартальных, полугодовых и годовых сводных и текущих производственных планов. Такие планы разрабатываются по отделению, дочерней организации в целом и по их подразделениям (при необходимости). Более детальное планирование на смену, сутки, неделю, декаду, месяц, квартал, полугодие и год осуществляется службами оперативного и текущего планирования, которые обеспечивают планирование с учетом ограничений, определяемых общекорпоративными целями. Уровень детального планирования и конкретные виды планов определяются конкретной организационной структурой отделений и дочерних организаций, а также принятой системой учета и отчетности в конкретном организации.

При разработке долгосрочных и среднесрочных планов организации (корпорации) часто устанавливают различные плановые периоды для материнской организации и ее отделений, филиалов и дочерних организаций, а также различные плановые сроки (горизонт планирования) для различных форм планирования и различных видов планируемой деятельности.

Производственно-хозяйственная деятельность предприятия планируется путем составления финансовых планов.

Конечной целью финансового планирования − достижение определенных финансовых показателей: прибыли, рентабельности, показателей платежеспособности и др.

В настоящее время сельскохозяйственные организации осуществляют краткосрочное финансовое планирование, которое предполагает:

1. Составление баланса доходов и расходов;

2. Плана прибылей и убытков;

3. Кредитного плана (заявки);

4. Кассового плана;

5. Проведение анализа и контроля за выполнением финансового плана [16, c. 92].

Главное значение данного плана − отразить эффективность хозяйственной деятельности организации. Данный документ имеет большое аналитическое значение. С его помощью определяется влияние операционного рычага на прирост прибыли, определяется точка безубыточности, запас финансовой прочности, выполняется анализ чувствительности прибыли на изменение факторных составляющих. При составлении формата плана в нём отразится те статьи, которые являются наиболее важными для данного вида деятельности. Конкретный перечень затрат зависит от их управленческой востребовательности. Блок-схема плана прибылей и убытков рассмотрена на рисунке 1. 3

 

 

 
План прибылей и убытков
Доходная часть
Расходная часть
Доход от основного вида деятельности
План продаж (товаро-оборота)
План ассортимен-та продукции
План валовых доходов
Операционные доходы: инвестиционные планы    
Инвестиционные и финансовые доходы
Операционные расходы: инвестиционные планы  
Инвестиционные и финансовые расходы  
Расходы, связанные с основным видом деятельности
План объёма транспортных услуг
План расхо-дов на реали-зацию
План МТБ
План потребности в кредите
План коммер-ческих расходов
План управ-ленческих расхо-дов
Прочие планы расходов

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...