Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.5 Планирование − основа управления предприятием




1. 5 Планирование − основа управления предприятием

 

Самоорганизация не является первичным свойством производства, как дезорганизация (хаос), и требует целенаправленных плановых воздействий − управления, в процессе которого равновероятные события становятся неравновероятными. Поэтому управление в общем можно рассматривать как планомерный процесс создания из беспорядка порядка и повышение степени порядка, в результате которого неопределенность системы (предприятия), ее энтропия уменьшаются. Когда вероятность желаемого состояния системы равняется единице (т. е. ее определенность равна единице), то энтропия такой системы равна пулю и, следовательно, цель экономической деятельности достигнута. При этом управление предприятием можно рассматривать как систему организационно-управленческих функций, среди которых планирование занимает центральное место (рисунок 1. 5).

 

Рисунок 1. 5 − Планирование в системе управления предприятием

Источник: [5, c. 181].

 

Каждая функция управления непосредственно тесно связана с процессом планирования, да и само управление по своей сути планируется и организовывается. Не случайно поэтому большинство специалистов считают, что управление − это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации, которые определяются именно в рамках функций «прогнозирование планирование».

Функция управления «планирование» предусматривает обоснование целей и задач управления, разработку плана и программы будущих действий по его реализации, а также:

- прогнозирование − научное предвидение событий, предположение, вероятную гипотезу, оценку перспектив;

- разработку графика − временной последовательности работ по достижению целей и реализации программ;

- составление бюджета − обоснование объема затрат и распределение ресурсов по цехам, участкам и видам работ;

- определение политики предприятия − выработку общих правил действий, внутренних положений и руководящих документов, принципиальных подходов и решений, т. е. экономической стратегии предприятия;

- установление деловых процедур, обеспечивающих наиболее эффективные методы и приемы выполнения всего комплекса работ.

Планирование в определенном смысле можно рассматривать как способ преодоления неполноты любого языка управления, обнаруженной еще в Древней Греции (350 г. до н. э. ) Эвбулидом и сформулированной в виде «парадокса лжеца», а в 1931 г. К. Геделем − в форме «теоремы неполноты». Эластичный, гибкий план как своеобразное внешнее дополнение позволяет предпринимателям с учетом меняющихся условий достигнуть желаемой цели в будущем.

Функция управления «организация» конкретизируется применительно к объекту регулирования и приобретает соответствующие особенности в качестве:

- организации труда;

- организации производства;

- организации управления.

Термин «организация» имеет несколько значений, но чаще всего он понимается:

- как действие или процесс − основать, учредить, подготовить, объединить, сплотить, упорядочить и т. п.;

- результат сознательной деятельности по созданию определенной системы − структуры, устройства, объединения, внутренней упорядоченности, взаимного расположения частей единого целого;

- коммерческая фирма, компания, предприятие.

Организация труда − это способ объединения работников и соединения их со средствами производства, образующий определенный порядок осуществления трудового процесса, который включает:

- установление цели деятельности, перечня производственных операций и их последовательности в соответствии с применяемой технологией;

- разделение всех видов работ между персоналом и установление кооперации (расстановка работников и закрепление за ними определенных функций);

- разработку рациональных приемов и методов труда на каждом рабочем месте;

- определение норм труда и системы его оплаты;

- подбор и подготовку кадров − формирование требований к исполнителям работ, выявление организаторских способностей и назначение должностных лиц;

- создание безопасных и здоровых условий труда;

- установление дисциплины труда.

Следует, однако, иметь в виду, что в специальной экономической литературе термин «труд» применяется в трех значениях:

- как целесообразная деятельность, или сам труд;

- функционирующее единство целесообразной деятельности, предметов и средств труда, или процесс труда;

- производственные отношения, или трудовые отношения между людьми.

Во всех случаях труд означает участие человека в создании различных благ, и он всегда определенным образом организован. Обоснованно можно утверждать, что любая, даже самая лучшая, техника не даст желаемого результата, если нет соответствующей ее организации. Так, по мнению А. А. Богданова, всякая человеческая деятельность объективно является организующей либо дезорганизующей. Термин «организовать» употребляется применительно к людям, к их труду и усилиям. Организовать − значит сгруппировать людей для определенной цели, координировать и регулировать их действия в целесообразном единстве. Предприятие − это организация средств производства и людей в планово функционирующую систему.

При планировании на предприятии учитываются взаимосвязанные принципы организации трудовых процессов (таблица 1. 1).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...