ЖАДНОСТЬ. Рассказ для детей 4—5 лет. Проблемная ситуация. Только вот с игрушками Аллочка играла одна, а сладостями никогда не угощала ни друзей, ни сестер
ЖАДНОСТЬ Рассказ для детей 4—5 лет Жили-были три сестры: Алина, Альбина и Аллочка. Аллочка была самой младшей в семье и часто болела. И мама, и папа, и старшие сестры очень жалели девочку, она ведь такая слабенькая, часто ей приходится лежать в постели и пить горькие лекарства. Они старались угостить Аллочку чем-нибудь вкусным, купить новую игрушку. Время шло, Аллочка росла, болеть перестала, но по- прежнему мама и папа дарили ей лучшие подарки, покупали дорогие сладости. Только вот с игрушками Аллочка играла одна, а сладостями никогда не угощала ни друзей, ни сестер. Да и друзей у нее не было. Кто же захочет играть с девочкой, которая все сладости съедает одна и никому не дает новые игрушки? Сидит Аллочка с новой куклой в углу групповой комнаты, а дети весело играют все вместе, но к ней никто не подходит. Плачет Аллочка: «Почему со мной никто не играет? » Примечание. При обсуждении этой ситуации самое главное не допустить, чтобы дети кого-нибудь дразнили, называя, например, «жадиной-говядиной пустой шоколадиной». Попадая первый раз в детскую группу, особенно в старшем дошкольном возрасте, «домашний» ребенок бывает не готов к тому, что сверстники иногда начинают относиться к нему негативно или предвзято. Как показала практика, неприятие новичка может быть спровоцировано чем угодно: не такая, как принято в группе, одежда; не такая игрушка; не знает, как пользоваться туалетом; не умеет играть в «наши» игры (особенно если там сложился свой игровой сленг) и т. д. Любой коллектив живет по сложившимся законам, в нем есть лидеры и аутсайдеры; от того, как ответит ребенок на дразнилку, во многом будет зависеть его статус и место в детской группе. Если реакция на дразнилку выражается в форме физической агрессии или жалобы взрослому, это показывает, что ребенок не знает правил или не хочет соблюдать неписаные законы детского сообщества. Если же ребенок отвечает на дразнилку словесно, используя отговорку («Говоришь на меня, переводишь на себя», «Вышел зайчик из ворот, стало все наоборот»), то скорее всего это будет способствовать его дальнейшей адаптации в группе сверстников. Оскорбительные дразнилки — та почва, на которой вырастает взаимная вражда и ненависть или устанавливаются приятельские связи и отношения.
К сожалению, оскорбительные дразнилки часто провоцируют сами взрослые, называя своих чад в присутствии других детей и взрослых «копушей», «горем луковым», «пончиком» или рассказывая другим родителям: «Мы не знаем, как покупать ему одежду, он опять не может влезть в эти брюки, а они ведь большого размера», «Вы видите, какая она худая, одни кости торчат, просто мощи какие-то». Дети ничего не упускают, они запоминают любые комментарии. Рекомендации взрослым. Важно объяснить детям, как сложно провести линию между сочувствием больному, любовью и защитой слабых и жадностью. Аллочка научилась только одному — получать и принимать защиту со стороны своих близких, но сама она не привыкла делиться ни сладостями, ни сочувствием. Можно предложить детям использовать в группе во время игры «волшебные слова»: «Как положено друзьям, все мы делим пополам». Проблемная ситуация При чтении рассказа и обсуждении подобной ситуации мы столкнулись с сопротивлением со стороны родителей. Были сделаны такие комментарии: «Получается — я покупаю игрушки, а кто-то будет в них играть? », «Чтобы в вашей группе с ребенком играли другие, он должен всех угощать? », «Мою Соню назвали жадиной, а она не дала куклу, которую ей бабушка из Америки прислала, жалко ведь... » (не понятно, кого жалко, Соню или куклу? ).
В нашем рассказе Аллочка — младшая в семье, гораздо чаще такая ситуация возникает, когда у родителей ребенок один. Ему покупают и дарят практически все, что он хочет. Ребенок порой вообще не понимает ситуации (как мы увидели, и родители тоже): «Как это? Я что-то кому-то дам только потому, что у него нет? » Проблема очень сложная, она затрагивает и право на частную собственность, и право на личные вещи и т. д. Таким образом, нужно говорить не о жадности Аллочки, рекомендуя искоренить в ребенке это качество, а о том, что, когда ты играешь с другими деть ми, будь готов к тому, что твои игрушки будут использоваться в игре, а если тебе дорога эта вещь, не бери ее из дома. Ситуацию с куклой Сонечки мы прояснили на занятии, где рассказали о том, что такое коллекционная кукла, показали ее паспорт, других кукол коллекции. Дети внимательно рассмотрели ее одежду, сумочку. Напомнив о собрании картин, минералов, хранящихся в музеях, объяснили ребятам, что бывают и коллекционные куклы, с которыми не играют. Сонечке кукла была дорога как память о бабушке, поэтому она и принесла ее в группу, но играть с этой куклой нельзя. Рассказ для детей 6—7 лет Женя на лето приехал в деревню к бабушке. Однажды бабушка позвала внука и соседского мальчика Илью с собой в сад. Яблоневые сады росли вокруг деревни на небольших возвышенностях. Тропинка медленно поднималась в гору, а вокруг зеленели травы. Вся деревня была как на ладони. Вот и сады. «Сорвите себе, мальчики, по яблочку», — разрешила бабушка. Сорвал Женя яблоко, а оно вкусное, сладкое, сок так и брызжет. Ест Женя, а сам на Илью посматривает. И к9. ж6тся Жене, что у Ильи яблоко вкуснее. «Дай мне свое яблоко», — просит Женя. — «Возьми, кушай на здоровье». Теперь у Жени два яблока, то от одного откусит, то от другого. Красота! Бабушка начала собирать яблоки в приготовленную корзинку, вскоре мальчики стали ей помогать. Корзинка наполнилась, а яблок еще много. Снял тогда Женя майку и стал собирать яблоки: в нее. Бабушка его останавливала, говорила, что и корзины вполне Достаточно, но Жене хотелось собрать как можно больше яблок.
Под гору с корзиной яблок идти было очень трудно, соседский мальчик Илья старался помочь бабушке. Л Женя нес свою майку с яблоками. Устал Илья, устала бабушка. Но Женя ничем не мог им помочь, у него у самого руки устали держать майку. Начался летний дождик, ноги скользили по траве. Женя совсем выдохся. «Ну их, эти яблоки, вон у нас целая корзина еще есть», — подумал Женя, разжал руки, и яблоки посыпались вниз по траве. «Откусил Женя кусок больше, чем мог проглотить», — сказала бабушка. Примечание для педагогов. После чтения и обсуждения рассказа подведите детей к следующим выводам: жадный не тот, кто не дает что-то другим, а тот, кто пытается отнять у другого то, что уже есть у него; тот, кто не может выбрать, что ему необходимо из двух предложенных позиций, зачастую теряет все.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|