Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ЖАДНОСТЬ. Рассказ для детей 4—5 лет. Проблемная ситуация. Только вот с игрушками Аллочка играла одна, а сладостями никогда не угощала ни друзей, ни сестер




ЖАДНОСТЬ

Рассказ для детей 4—5 лет

Жили-были три сестры: Алина, Альбина и Аллоч­ка. Аллочка была самой младшей в семье и часто боле­ла. И мама, и папа, и старшие сестры очень жалели девочку, она ведь такая слабенькая, часто ей прихо­дится лежать в постели и пить горькие лекарства. Они старались угостить Аллочку чем-нибудь вкусным, ку­пить новую игрушку.

Время шло, Аллочка росла, болеть перестала, но по- прежнему мама и папа дарили ей лучшие подарки, покупали дорогие сладости.

Только вот с игрушками Аллочка играла одна, а сладостями никогда не угощала ни друзей, ни сестер. Да и друзей у нее не было. Кто же захочет играть с девочкой, которая все сладости съедает одна и никому не дает новые игрушки? Сидит Аллочка с новой кук­лой в углу групповой комнаты, а дети весело играют все вместе, но к ней никто не подходит. Плачет Ал­лочка: «Почему со мной никто не играет? »

Примечание. При обсуждении этой ситуации са­мое главное не допустить, чтобы дети кого-нибудь драз­нили, называя, например, «жадиной-говядиной пус­той шоколадиной».

Попадая первый раз в детскую группу, особенно в старшем дошкольном возрасте, «домашний» ребенок бывает не готов к тому, что сверстники иногда начина­ют относиться к нему негативно или предвзято. Как показала практика, неприятие новичка может быть спро­воцировано чем угодно: не такая, как принято в груп­пе, одежда; не такая игрушка; не знает, как пользо­ваться туалетом; не умеет играть в «наши» игры (осо­бенно если там сложился свой игровой сленг) и т. д.

Любой коллектив живет по сложившимся законам, в нем есть лидеры и аутсайдеры; от того, как ответит ребенок на дразнилку, во многом будет зависеть его статус и место в детской группе. Если реакция на драз­нилку выражается в форме физической агрессии или жалобы взрослому, это показывает, что ребенок не зна­ет правил или не хочет соблюдать неписаные законы детского сообщества. Если же ребенок отвечает на драз­нилку словесно, используя отговорку («Говоришь на меня, переводишь на себя», «Вышел зайчик из ворот, стало все наоборот»), то скорее всего это будет способ­ствовать его дальнейшей адаптации в группе сверст­ников. Оскорбительные дразнилки — та почва, на ко­торой вырастает взаимная вражда и ненависть или ус­танавливаются приятельские связи и отношения.

К сожалению, оскорбительные дразнилки часто про­воцируют сами взрослые, называя своих чад в присут­ствии других детей и взрослых «копушей», «горем луковым», «пончиком» или рассказывая другим роди­телям: «Мы не знаем, как покупать ему одежду, он опять не может влезть в эти брюки, а они ведь большо­го размера», «Вы видите, какая она худая, одни кости торчат, просто мощи какие-то». Дети ничего не упус­кают, они запоминают любые комментарии.

Рекомендации взрослым. Важно объяснить детям, как сложно провести линию между сочувствием боль­ному, любовью и защитой слабых и жадностью. Ал­лочка научилась только одному — получать и прини­мать защиту со стороны своих близких, но сама она не привыкла делиться ни сладостями, ни сочувствием. Можно предложить детям использовать в группе во время игры «волшебные слова»: «Как положено дру­зьям, все мы делим пополам».

Проблемная ситуация

При чтении рассказа и обсуждении подобной ситу­ации мы столкнулись с сопротивлением со стороны родителей. Были сделаны такие комментарии: «Полу­чается — я покупаю игрушки, а кто-то будет в них играть? », «Чтобы в вашей группе с ребенком играли другие, он должен всех угощать? », «Мою Соню назва­ли жадиной, а она не дала куклу, которую ей бабуш­ка из Америки прислала, жалко ведь... » (не понятно, кого жалко, Соню или куклу? ).

В нашем рассказе Аллочка — младшая в семье, го­раздо чаще такая ситуация возникает, когда у родите­лей ребенок один. Ему покупают и дарят практически все, что он хочет. Ребенок порой вообще не понимает ситуации (как мы увидели, и родители тоже): «Как это? Я что-то кому-то дам только потому, что у него нет? »

Проблема очень сложная, она затрагивает и право на частную собственность, и право на личные вещи и т. д. Таким образом, нужно говорить не о жадности Аллочки, рекомендуя искоренить в ребенке это каче­ство, а о том, что, когда ты играешь с другими деть ми, будь готов к тому, что твои игрушки будут ис­пользоваться в игре, а если тебе дорога эта вещь, не бери ее из дома.

Ситуацию с куклой Сонечки мы прояснили на за­нятии, где рассказали о том, что такое коллекционная кукла, показали ее паспорт, других кукол коллекции. Дети внимательно рассмотрели ее одежду, сумочку. Напомнив о собрании картин, минералов, хранящих­ся в музеях, объяснили ребятам, что бывают и коллек­ционные куклы, с которыми не играют. Сонечке кук­ла была дорога как память о бабушке, поэтому она и принесла ее в группу, но играть с этой куклой нельзя.

Рассказ для детей 6—7 лет

Женя на лето приехал в деревню к бабушке. Од­нажды бабушка позвала внука и соседского мальчика Илью с собой в сад. Яблоневые сады росли вокруг де­ревни на небольших возвышенностях. Тропинка мед­ленно поднималась в гору, а вокруг зеленели травы. Вся деревня была как на ладони. Вот и сады.

«Сорвите себе, мальчики, по яблочку», — разреши­ла бабушка. Сорвал Женя яблоко, а оно вкусное, слад­кое, сок так и брызжет. Ест Женя, а сам на Илью посматривает. И к9. ж6тся Жене, что у Ильи яблоко вкуснее. «Дай мне свое яблоко», — просит Женя. — «Возьми, кушай на здоровье». Теперь у Жени два яб­лока, то от одного откусит, то от другого. Красота!

Бабушка начала собирать яблоки в приготовленную корзинку, вскоре мальчики стали ей помогать. Кор­зинка наполнилась, а яблок еще много. Снял тогда Женя майку и стал собирать яблоки: в нее. Бабушка его останавливала, говорила, что и корзины вполне Достаточно, но Жене хотелось собрать как можно боль­ше яблок.

Под гору с корзиной яблок идти было очень трудно, соседский мальчик Илья старался помочь бабушке. Л Женя нес свою майку с яблоками. Устал Илья, уста­ла бабушка. Но Женя ничем не мог им помочь, у него у самого руки устали держать майку. Начался летний дождик, ноги скользили по траве. Женя совсем выдох­ся. «Ну их, эти яблоки, вон у нас целая корзина еще есть», — подумал Женя, разжал руки, и яблоки посы­пались вниз по траве. «Откусил Женя кусок больше, чем мог проглотить», — сказала бабушка.

Примечание для педагогов. После чтения и обсуж­дения рассказа подведите детей к следующим выво­дам: жадный не тот, кто не дает что-то другим, а тот, кто пытается отнять у другого то, что уже есть у него; тот, кто не может выбрать, что ему необходимо из двух предложенных позиций, зачастую теряет все.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...