Реализация со склада издательства тел./факс: (495) 718-10-33, 983-30-54, 937-78-81 6 страница
Болты крепления маховика Винты крепления поддона картера к блоку цилиндров Гайка крепления кронштейнов передних опор к блоку цилиндров Гайка крепления подушек передних опор к кронштейнам Гайка крепления кронштейна задней опоры к коробке передач Болт крепления генератора к кронштейну Болт крепления стартера к блоку цилиндров Гаики крепления впускною трубопровода и выпускного коллектора
Гайки крепления карбюратора к впускному трубопроводу Гайки крепления топливного насоса к блоку цилиндров Для остальных резьбовых соединений ориентировочная величина моментов затяжки Н м (кге м) ад
щая:
Ml2: 55-60 (5,5-6,0) М14: 80-90 (8,0-9,0) М16: 120-140 (12,0-14,0) ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ В зависимости от модификации на автомобиль устанавливался один из двух двигателей: 412Э или 412ДЭ объемом 1,48 л. Двигатели — бензиновые, четырехтактные, четырехцилиндровые, рядные, восьми- клапанные, с верхним расположением распределительного вала. Цилиндры расположены под углом 20° к вертикали. Двигатель модели 412ДЭ — де- форсированный. Дефорсирование (уменьшение степени сжатия) осуществлено за счет изменения формы головок поршней. Для этого двигателя применяется топливо А-80. Кроме того, на двигателе 412ДЭ установлен распределитель зажигания с иной характеристикой автоматов опережения зажигания. Блок цилиндров отлит из алюминиевого сплава. В блоке установлены четыре съемные чугунные гильзы, внутренняя поверхность которых хонингуется. По диаметру гильзы цилиндров подразделяются на пять размерных групп: А, Б, В, Г и Д через 0,01 мм и маркируются цветной полосой (см. с. 242, ♦ Приложения»).
В нижней части блока на пяти опорных шейках, обработанных током высокой частоты, установлен коленчатый вал. отлитый из высокопрочного чугуна. Вал вращается в сталеалюминиевых вкладышах, установленных в отверстия коренных подшипников и крышек. Отверстия под коренные подшипники обрабатываются совместно с крышками подшипников, поэтому крышки — невзаимозаменяемы. На наружных поверхностях крышек коренных подшипников выполнены метки, соответствующие их порядковому номеру (отсчет от носка коленчатого вала). Для предотвращения осевого перемещения коленчатого вала в проточках его средней опоры установлены два упорных полукольца. В нижней крышке привода распределительного вала установлен передний сальник коленчатого вала, работающий по наружной поверхности шкива. Задний сальник запрессован в держатель, крепящийся к блоку цилиндров и работает по поверхности фланца коленчатого вала. В задний торец коленчатого вала запрессован передний подшипник первичного вала коробки передач.
Шатуны — стальные, кованые. Нижняя головка шатуна разъемная, в ней устанавливаются шатунные вкладыши. Отверстие в нижней головке шатуна обрабатывается совместно с крышкой, поэтому крышки — невзаимозаменяемы. Для того чтобы не перепутать крышки шатунов, на боковых сторонах шатунов и крышек нанесены соответствующие номера цилиндров. В верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка, в которую по скользящей посадке установлен поршневой палец. Палец запрессован в бобышки поршня и дополнительно зафиксирован стопорными кольцами. Поршни отлиты из алюминиевого сплава, их наружная поверхность (для улучшения прирабатываем ости к стенкам цилиндра) покрыта слоем олова. По наружному диаметру поршни разбиты на пять размерных групп: А. Б, В. Г и Д через 0,01 мм. Буквенная маркировка нанесена на днише поршня. Поршень и соответствующая ему гильза должны относиться к одной размерной группе. Для сохранения уравновешенности двигателя поршни подбираются к гильзам по вес\ и сортируются на четыре группы: 1, 2, 3 и 4. Номер группы наносится на днище поршня. Поршни, установленные на двигатель, должны иметь одну и ту же весовую группу. На днише поршня выбита стрелка, направленная к передней части двигателя, и клеймятся индексы размерной и весовой групп поршня. Юбка поршня (для компенсации неравномерного тешювого расширения) имеет сложную геометрическую форму: по высоте — кони- чес к ли. а н поперечном сечении — овальная. Поэгому измерять диаметр поршня следует в плоскости, перпендик) 1ярнои поршневому пальцу на расстоянии 11 мм от нижней кромки юбки поршня. Ось отверстия под поршневой па ieu смещена вправо от оси симметрии поршня на 1,5 мм. В канавках поршней установлены поршневые кольца, изготовленные из чугуна. Ближе к днищу поршня распо тожены зва компрессионных кольца, а к юбке — одно маслосьемное Верхнее компрессионное кольцо имеет выпуклую рабочею поверхность, покрытую пористым хромом. Нижнее кольцо — фосфатированное, скребкового типа Маслосъемное кольцо — 1в>\компонентное, состоит из кольни и расширителя. Рабочая поверхность кольца хромированная. Головка блока цилиндров отлита и j алюминиевого сплава и крепится к блоку десятью гайками. Между головкой и блоком цилиндров установлена уплотнительная прокладка В головки блока запрессованы седла и направляющие втулки Папанов. Втулки изготовлен ны из чугуна. Сверху между стержнями и тарелками пружин клапанов установлены резиновые ушютнительные шайбы. Клапаны изготовлены из жаропрочной стали и приводятся в действие (через коромысла) распределительным валом, врашаюшимся в алюминиевых постелях головки блока цилиндров. Коромысла установлены на осях впускных и выпускных клапанов.
Распределительный вал — пя- тиопорный, восьмикулачковый, отлил из чугуна. От осевого переметения вал удерживается упор- ны\< фланцем. На переднем торце вала установлена ведомая звездочка Привод распределительного вала осуществляется от ведущей звездочки коленчатого вала двухрядной роликовой цепью. Привод снабжен успокоителем и натяжным устройством цепи. Маховик установлен на заднем торце коленчатого вала и крепится к нему шестью болтами. Маховик — чугунный, с напрессованным зубчатым венцом, необходимым для запуска двигателя стартером. При сборке нового двигателя маховик балансируется вместе с коленчатым валом. ДВИГАТЕЛЬ - ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ Для своевременного выявления неисправностей двигателя необходимо периодически проводить проверку технического состояния, которое зависит or пробега автомобиля, своевременности проведения периодического технического обслуживания, качества применяемых эксплуатационных материалов, а также от качества выполнения ремонта. Признаками появления неисправностей могут быть: наличие масляных пятен на месте стоянки автомобиля, загорание контрольной лампы аварийного давления масла, появление постороннего звука (стука, шума) при работе двигателя. дымный выхлоп, перемещение стрелки указателя температуры в правый сектор, увеличенный расход масла, заметная потеря мощности. При выявлении хотя бы одного из перечисленных признаков необходимо провести более детальную проверку. Проверки технического состояния систем двигателя показаны в соответствующих разделах главы «Двигатель и его системы» (см. с. 73, «Система питания - проверка технического состояния»; с. 92, «Система охлаждения - проверка технического состояния»).
Последовательность выполнения 1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы (см. с. 21, «Подготовка автомобиля к ТО и ремонту»). 2. Осматриваем двигатель сверху и снизу. Подтеки масла Moiyr свидетельствовать об износе сальников или уплотнительной прокладки поддона картера. 3. Проверяем уровень масла в двигателе. Проверку уровня масла следует проводить на неработающем двигателе не менее чем через 5 минут после его остановки и при нахождении автомобиля на горизонтальной поверхности: — вынимаем указатель уровня масла (щуп) из направляющей трубки, протираем его чистой ветошью и устанавливаем в трубку до упора; — повторно вынимаем щуп и контролируем уровень масляной пленки, который должен нахо
Внимание! Превышение уровня масла в картере двигателя выше верхней метки может привести к его течи через сальники, прокладки и систему вентиляции картера. — если уровень масла приближается к нижней метке, доливаен масло, рекомендуемое заводом-изготовителем (см. с. 40, «Справочные данные»); — снимаем пробку маслозалив- ной горловины (сапуна) и промываем фильтрующий элемент бензином или очистителем карбюратора (см. с. 73, «Система питания- проверка технического состояния»). 4 Проверяем давление в системе смазки. У исправного, прогретого до рабочей температуры двигателя давление масла на оборотах холостого хода должно быть не менее О,ОХ МПа (0,8 бар) и не менее 0,4 МПа (4,0 бар) при движении автомобиля на прямой передаче со скоростью 40 км/ч. Если при работе прогретого до рабочей температуры двигателя на холостом ходу давление масла в системе ниже допустимого, убеждаемся, что: а) из двигателя не доносятся посторонние звуки (стуки, скрежет), свидетельствующие о проворачивании шатунных или коренных вкладышей, или неисправности масляного насоса; б) в двигатель залито масло, соответствующее сезону эксплуатации (см. с. 40, «Справочные данные»); в) уровень масла в поддоне картера двигателя соответствует норме (см. выше); г) исправен датчик указателя давления масла и его провод не замкнут «на массу». Давление контролируем по указателю, установленному в шиткс приборов при запушенном двигателе. При неисправности датчика указателя давления масла или указателя давление можно прогзерить с помошью манометра:
— выворачиваем датчик указателя давления масла (см. с. 58, «Датчик указателя давления масла — замена»);
— заворачиваем в посадочное отверстие датчика наконечник манометра;
— запускаем двигатель и контролируем давление масла. Если давление ниже допустимого, скорее всего, засорен или не отрегулирован предохранительный клапан. Для очистки клапана ключом на 19 мм отворачиваем колпачковую гайку клапана, удерживая ключом того же размера контргайку регулировочного винта. Ml 1 - предохранительный клапан; 2 - пружина; 3 - уплотнительные шайбы; 4 - колпачковая гайка; 5 - регулировочный винт; 6 - контргайка регулировочного винта Промываем клапан, регулировочный винт и пружину бензином. Устанавливаем снятые детали на место. Запускаем двигатель и (при ослабленной контргайке), заворачивая/отворачивая регулировочный винт, наблюдаем за показаниями давления масла по манометру. Если давление поднять не удается, то причиной может быть неисправность масляного насоса (см. с. 59, «Масляный насос - разборка и сборка»), загрязнение сетчатого фильтра маслоприемника, либо износ коренных и шатунных вкладышей коленчатого вала (см. с.63, «Коленчатый вал — снятие и установка»). Замечание На двигателе, имеющем большой износ, поднять давление масла с помощью предохранительного клапана невозможно. 5. Проверяем компрессию в цилиндрах двигателя. Проверку компрессии (давления в конце такта сжатия) в цилиндрах двигателя выполняем компрессо- метром. При этом необходимо, чтобы аккумуляторная батарея была полностью заряжена: — перед измерением компрессии проверяем зазоры в приводе клапанов и при необходимости регулируем (см. с. 57, «Тепловые зазоры клапанов — регулировка*);
— прогреваем двигатель до температуры охлаждающей жидкости 80—90 °С и выключаем зажигание; — выворачиваем свечи зажигания (см. с. 174, ♦Электрооборудование - проверка технического состояния»); — устанавливаем наконечник компрессометра в свечное отверстие одного из цилиндров;
— помощник нажимает до упора педаль «газа», полностью открыв дроссельную заслонку и включает стартер на 5—10 секунд (пока показания компрессометра не перестанут увеличиваться); — записываем или запоминаем показания прибора. Аналогично замеряем компрессию в оставшихся цилиндрах. У исправного двигателя компрессия в цилиндрах должна быть не менее 1,0 МПа (10 бар), а разница в компрессии между цилиндрами — не более 0,1 МПа (1.0 бар). Пониженная компрессия в отдельных цилиндрах может возникнуть в результате неплотной посадки клапанов в седлах, зависания стержней клапанов в направляющих втулках, повреждения прокладки головки блока цилиндров, поломки или пригорания поршневых колец. Для более точного выявления причины недостаточной компрессии заливаем 20— 25 г чистого моторного масла в цилиндр с пониженной компрессией и вновь ее замеряем. Более высокие показания компрессометра свидетельствуют о неисправности поршневых колец. Если же величина компрессии осталась без изменений, то это указывает на неплотное прилегание рабочей фаски клапана к седлу или на повреждение прокладки головки блока цилиндров. 6. Проверяем состояние двигателя по шумам и стукам. По шумам, исходящим при работе двигателя, можно судить о его техническом состоянии. При навыке по характеру стука можно еде- лать заключение о возможности дальнейшей эксплуатации двигателя. На фото справа показаны пять зон прослушивания шумов и стуков в двигателе. В таблице 8.1.4 (см. с. 45) приведены основные указания по методике прослушивания двигателя при помощи стетоскопа. 7 Проверяем мощиостные показатели двигателя. При уменьшении мощности двигателя ухудшаются его динамические характеристики (время разгона, максимальная скорость). Перед испытанием проверяем утлы установки колес, давление в шинах, состояние подшипников колес. Замеры проводим при нагрузке в два человека (включая водителя) на горизонтальном прямолинейном участке дороги с твердым покрытием в сухую погоду и при отсутствии сильного ветра. Испытания проводим при движении автомобиля во взаимно противоположных направлениях. При закрытых стеклах и вентиляционном люке. Выбег автомобиля определяем при движении со скоростью 50 км/ч на нейтральной передаче до полной остановки. Величина выбега не должна быть менее 420 м. Максимальную скорость определяем при прохождении на высшей передаче мерного участка длиной 1 км. Если при испытании максимальная скорость автомобиля будет не менее 140 км/ч, а время прохождения 1 км с места будет не более 40 с. то это значит, что мощность двигателя вполне достаточна и он пригоден для дальнейшей эксплуатации. Снижение максимальной скорости на 10-15 % и увеличение времени прохождения 1 км с места на 20- 25 % при исправном техническое состоянии механизмов ходовой части автомобиля указывает на недостаточную мощность двигателя и необходимость выявления причин, вызывающих снижение мощности. 8. Проверяем эксплуатационный расход (угар) масла. Прежде чем проверить расход масла, необходимо убедиться в отсутствии течи масла через сальник крышки привода газораспределительного механизма, задний коренной подшипник и плоскости разъема картера двигателя с крышкой привода газораспределительного механизма. Причиной течи масла может быть неисправность системы вентиляции. Эксплуатационный расход на 100 км пробега определяется по формуле (г/100 км): Q = 100 (G,- G2+ G,)/S, где Gj - количество залитого в картер масла, G, - количество слитого из картера масла, G - количество долитого свежего масла между заменами, S - пробег между двумя заменами масла. Из формулы следует, что расход масла определяется по весу за время, соответствующее пробегу между двумя сменами масла. Чтобы избежать ошибки при измерении количества масла и гарантировать полный слив масла из картера, температура масла перед его сливом не должна быть ниже 60 °С, а время слива должно быть не менее 10 минут. В тех случаях, когда необходим определить расход масла за болк короткое время эксплуатации а* томобиля, допускается ограни читься пробегом не менее 200 и при равномерном движении сс скоростью 50—60 км/ч. Если пр* исправной системе вентиляции! при отсутствии течи по разлив ным соединениям расход мае* превышает 250 г на 100 км пробей то причиной такого расхода масд является износ или пригораня; поршневых колец. 9. Проверяем экономичности двигателя.
Одним из показателей, характе ризующих общее техническое со стояние автомобиля, является контрольный расход топлива. Его оп ределяем при контрольных заезда технически исправного автомобй ля с полной загрузкой, движущегося на участке 3-5 км со с короста 40-50 км/ч. Топливо в карбюратор должно поступать из мерной cm сти. Если расход не превышает на 100 км, двигатель исправен.
Стук среднего тона (более звонкий, чем стук коренных подшипников) Отчетливый звонкий стук Сухой щелкающий стук, усиливающийся при изменении частоты вращения коленчатого вала двигателя. При сильном износе стук прослушивается также и на прогретом двигателе Отчетливый стук Отчетливый стук, исчезающий с увсличе нием частоты вращения
Заключение о возможности дальнейшей эксплуатации К эксплуатации ие допускается. требуется ремонт То же К эксплуата ции доиускает- |ся. Регулировать w юры следует, если стук будет усиливаться и четко прослушиваться без стетоскопа К эксплуатации допускается Таблице в. 1.4 Возможные последствия експлуета- ■ ции с неустраненным стуком
Разрушение антифрикционного слоя вкладышей подшипников Разрушение антифрикционного слоя вкладышей подшипников и образование элл и ясности шатунных шеек коленчатого вала — ■■■ ' -——--*«—
Усиленный износ седел и головок клапанов В некоторых случаях увеличенный расход масЛа Усиленный износ подшипников распредели - тельного вала ГХКЗ масло 8 ДВИГАТЕЛЕ - ЗАМЕНА Для наполнения работы потребуются емкость для слива масла (объемом не менее 6 л), сменный элемент масляного фильтра. Масло рекомендуется заменять на прогретом двигателе. Для увеличения срока слу жбы двигателя рекомендуется через каждые 30 ООО км пробега промывать систему смазки двигателя. Для этого сливаем старое масло (см. ниже), не отворачивая корпус масляного фильтра впиваем 2-2,5 л промывочного (веретенного) масла, запускаем двигатель и даем ему работать на холостом ходу около 10 мин (см. рекомен- шпии завода-изготовителя промывочного масла). Сливаем промывочное масло и заменяем сменный элемент масляного фильтра Заливаем в двигатель моторное масло до требуемого уровня. Последовательность выполнения 1. Устанавливаем автомобиль на смотровую яму или эстакаду (см. с. 21, «Подготовка автомобиля к ГО и ремонту»). 2. Снимаем пробку маслозалив- ной горловины.
3. Ключом на 9 мм с квадратным сечением отворачиваем пробку маслосливного отверстия поддона картера...
...и сливаем масло в заранее под- готоаленную емкость. Для наглядности дальнейшую работу показываем на снятом двигателе.
4. Торцовым ключом на 14 мм отворачиваем пробку сливного отверстия корпуса фильтра и сливаем отстой 7. Промыв бензином изнугр корпус фильтра, протираем е> насухо. До установки нового^ мента нижнее уплотнитель) кольцо аккуратно надеваем» центральный болт и плавно rj двигаем вниз до упора в сталц, шайбу, опирающуюся на под** ную пружину. Предупреждение! Нельзя сначала устанавливать уплотнительное кольцо в нижнее отверстие злемен та, а затем, вставляя элемент в корпус, одновременно надвигать кольцо hi центральный болт. При га- кой последовательности неизбежны перекос или вдавливание кольца во внутреннюю трубку элемента, что приведет к прекращению очистки масла. 8. Вставляем в корпус фальц* новый фильтрующий элемент- устанавливаем верхнее уплотн»- тельное кольцо. 9. Устанавливаем уплотнитель нос кольцо корпуса и подсоеди няем корпус к крышке, заверн)! центральный болт. Заворачивав пробку сливного отверстия ко^ пуса фильтра. 10. Очищаем резьбу пробу сливного отверстия поддона картера и заворачиваем пробку. 11. Заливаем в двигатель свеж» масло (см. с. 40, «Справочныелак ные»). 12. Выждав 2-3 минуты, извл каем щуп и контролируем уровей масла. 13. Устанавливаем пробку мк лозаливной горловины, предь. рительно промыв ее керосина или ацетоном (см. с. 72, «Систем питания - проверка технически го состояния»). 14. Запускаем двигатель hi 3-5 минут, после чего останаан» васм его. Проверяем уровень мае ла и отсутствие утечек из-ло; крышки корпуса, центральное болта и сливной пробки, также пробки маслосливного отверстия. При необходимости можно»- менить штатный масляны! фильтр фильтром от автомобил ВАЗ. Для этого необходимо приобрести специальный переход ник, три болта М8х40 и филыр Последовательность выполнения 1. Снимаем корпус масляного фильтра (см. нише). 2. Торцовым ключом на 13 мм отворачиваем гри гайки и снимаем крышку штатного полнопоточного фильтра.
3. Выворачиваем из нижней крышки газораспределительного механизма три шпильки, на которых была закреплена крышка фильтра. 4. Устанавливаем на место крышки переходник, крепим болтами и вворачиваем в него датчик давления масла, снятый с крышки штатного фильтра (см. с. 58, «Датчик указателя давления масла - замена»).
5. Заливаем в устанавливаемый фильтр свежее масло и смазываем им резиновое уплотнительное кольцо. Наворачиваем фильтр на штуцер и после соприкосновения кольца с привалочной плоскостью переходника, доворачиваем фильтр на 3/4 оборота.
6. Заливаем в двигатель масло. ПРОКЛАДКА КРЫШКИ ГОЛОВКИ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ - ЗАМЕНА Прокладку крышки головки блока цилиндров заменяем при наличии подтекания масла Снятие 1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы (см. с. 21, «Подготовка автомобиля к ТО и ремонту»). 2. Снимаем воздушный фильтр со шлангами вентиляции картера (см. с. 74, «Корпус воздушного фильтра - снятие и установка»). 3. Ветошью протираем крышку во избежание попадания грязи внутрь головки блока цилиндров. 4. Ключом на 10 мм отворачиваем болт крепления наконечника «массового» провода к кронштейну перегородки моторного отсека.
5. Торцовым ключом на 10 мм с удлинителем отворачиваем семь гаек крепления крышки к головке блока цилиндров.
6. Снимаем со шпильки хомут крепления шланга подвода разрежения к распределителю зажигания.
Установка 1. Удаляем все следы материала старой прокладки с контактирующих поверхностей крышки и головки блока цилиндров. Обрабатываем поверхности ветошью, смоченной растворителем или ацетоном.
Читайте также: IV. Виховна робота в класі (розділ складається разом з класним керівником). Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|