А потому, что место одного в общей системе фонем данного языка адекватно
Стр 1 из 46Следующая ⇒ Юрий Лотман. Семиотика кино и проблемы киноэстетики Издательство "Ээсти Раамат" Таллин, 1973 ВВЕДЕНИЕ Лев Толстой, проявлявший большой интерес к первым шагам современного ему дозвукового кинематографа, назвал его "великий немой". Технические условия развития киноискусства сложились так, что стадии звукового фильма предшествовал длительный период дозвукового, "немого" развития. Однако глубоким заблуждением было бы считать, что кино заговорило,обрело свой язык только с получением звука. Звук и язык не одно и то же.Человеческая культура разговаривает с нами, то есть передает нам информацию, различными языками. Одни из них имеют только звуковую форму. Таков, например, распространенный в Африке "язык тамтамов" - система Упорядоченных ударов в барабаны, при помощи которой африканские народы Передают сложную и разнообразную информацию. Другие - только зрительную. Такова, например, система уличной сигнализации (светофоры), используемая Для такой ответственной в современных условиях, в условиях цивилизации Больших городов, цели, как снабжение водителей транспорта и пешеходов Необходимой информацией для правильного поведения на улице. Наконец, Есть языки, имеющие и ту и другую форму. Таковы естественные языки (понятие естественного языка в семиотике соответствует "языку" в обычном Употреблении этого слова; примеры естественных языков - эстонский, Русский, чешский, французский и др.). Они, как правило, имеют и звуковую И зрительную (графическую) формы. Мы читаем книги и газеты, получая Информацию без помощи звуков, прямо из письменного текста. Да, наконец,
И немые разговаривают, используя для обмена информацией язык жестов. (3) Следовательно, "немой" и "не имеющий языка" - понятия совсем не идентичные. Имеет ли свой язык кино, всякое кино, и "немое" и звуковое? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, следует сначала договориться о Том, что мы будем называть языком. Язык - упорядоченная коммуникативная (служащая для передачи информации) Знаковая система. Из определения языка как коммуникативной системы Вытекает характеристика его социальной функции: язык обеспечивает обмен, Хранение и накопление информации в коллективе, который им пользуется. Указание на знаковый характер языка определяет его как семиотическую Систему. Для того, чтобы осуществлять свою коммуникативную функцию, язык Должен располагать системой знаков. Знак - это материально выраженная Замена предметов, явлений, понятий в процессе обмена информацией в Коллективе. Следовательно, основной признак знака - способность реализовывать функцию замещения. Слово замещает вещь, предмет, понятие; Деньги замещают стоимость, общественно необходимый труд; карта замещает Местность; военные знаки различий замещают соответствующие им звания. Все это знаки. Человек живет в окружении двоякого рода предметов: одни Из них употребляются непосредственно и, ничего не заменяя, ничем не Могут быть заменены. Не подлежит замене воздух, которым человек дышит, хлеб, который он ест, жизнь, любовь, здоровье.(*) Однако, наряду с ними, Человека окружают вещи, ценность которых имеет социальный смысл и не Соответствует их непосредственно вещественным свойствам. Так, в повести Гоголя "Записки сумасшедшего" собачка рассказывает в письме своей подруге, как ее хозяин получил орден: "... очень странный человек. Он
Больше молчит. Говорит очень редко; но неделю назад беспрестанно говорил Сам с собою: (4) получу иди не получу? Возьмет в одну руку бумажку, Другую сложит пустую и говорит: получу или не получу? Один раз он Обратился и ко мне с вопросом: как ты думаешь, Меджи, получу, или не Получу? Я ровно ничего не могла понять, понюхала его сапог и ушла прочь". Но вот генерал получил орден: "После обеда поднял меня к своей шее и сказал: "А посмотри, Меджи, что это такое". Я увидела какую-то ленточку. Я понюхала ее, но решительно не нашла никакого аромата; наконец, потихоньку лизнула: соленое немножко". Для собачки ценность Ордена определяется его непосредственными качествами: вкусом и запахом, И она решительно не может понять, чему же обрадовался хозяин. Однако для Гоголевского чиновника орден - знак, свидетельство определенной Социальной ценности того, кто им награжден. Герои Гоголя живут в мире, в Котором социальные знаки заслоняют, поглощают людей с их простыми, естественными склонностями. Комедия "Владимир третьей степени", над Которой работал Гоголь, должна была завершиться сумасшествием героя, Вообразившего, что он превратился в орден. Знаки, созданные для того, Чтобы, облегчив коммуникацию, заменять вещи, вытеснили людей. Процесс Отчуждения человеческих отношений, замены их знаковыми связями в Денежном обществе был впервые проанализирован Карлом Марксом. Поскольку знаки - всегда замены чего-либо, каждый из них подразумевает Константное отношение к заменяемому им объекту. Это отношение называется семантикой знака. Семантическое отношение определяет содержание знака. Но поскольку каждый знак имеет обязательное материальное выражение, Двуединое отношение выражения к содержанию становится одним из основных Показателей для суждения как об отдельных знаках, так и о знаковых Системах в целом. Однако язык не представляет собой механического набора отдельных знаков: и содержание, и выражение каждого языка - организованная система
структурных отношений. Мы без колебаний уравниваем "а" произносимое и "а" графическое не в силу какого-либо мистического сходства между ними, а потому, что место одного в общей системе фонем данного языка адекватно
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|