Необычайно важную информацию: герой спасся, в единоборстве с танком
Наступил перелом. Переход к следующим кадрам - горящему танку - Закономерен. Цель искусства- не просто отобразить тот или иной объект, а сделать Его носителем значения. Никто из нас, глядя на камень или сосну в естественном пейзаже, не спросит: "Что она значит, что ею или им хотели выразить?" (если только не становиться на точку зрения, согласно которой Естественный пейзаж есть результат сознательного творческого акта). Но Стоит воспроизвести тот же пейзаж в рисунке, как вопрос этот сделается Не только возможным, но и вполне естественным. Теперь нам становится Ясно, что фотография и неподвижная, и движущаяся, будучи великолепным Материалом искусства, одновременно была материалом, который надо было Победить, материалом, самые выгоды которого вызывали к жизни огромные Трудности. Фотография сковывала произведение искусства, подчиняя Огромные области текста автоматизму законов технического Воспроизведения. Следовало их отвоевать у автоматического Воспроизведения и подчинить законам творчества. Не случайно каждое новое Техническое усовершенствование прежде, чем стать (21) фактом искусства, Должно быть освобождено от технического автоматизма. Пока цвет Определялся техническими возможностями пленки и лежал за пределами Художественного выбора, он не был фактом искусства, на первых порах Сужая, а не расширяя гамму возможностей, из которой режиссер выбирал Свое решение. Только когда цвет стал автономен (ср. литературный образ "черного солнца"), подчиняясь каждый раз замыслу и выбору режиссера, он
Был введен в сферу искусства. Поясним нашу мысль примером из литературы. В "Слове о полку Игореве" есть исключительно поэтический образ: в Исполненном грозных предвещаний сне князю наливают синее вино. Однако есть основания полагать, что в языке XII века "синее" могло означать "темно-красное", и в подлинном тексте - не поэтический образ, а простое Указание на цвет. Очевидно, что для нас это место сделалось Художественно более значимым, чем для читателей XII века. Произошло это именно потому, что семантика цвета сдвинулась и "синее вино" стало Сочетанием двух слов, соединение которых возможно лишь в поэзии. Не менее показательны трудности, которые поставило перед Кинематографом изобретение звука. Известно, что такие мастера, как Чаплин, отнеслись к звуку в кино резко отрицательно. Стремясь "победить" звук, Чаплин в "Огнях большого города" пустил речь оратора, открывающего Памятник Процветанию, с неестественной скоростью, подчинив тембр речи не Автоматизму воспроизводимого объекта, а своему замыслу художника (речь превращалась в щебетанье), а в "Новых временах" исполнил песенку на выдуманном - "никаком" языке: смешаны были слова английского, немецкого, Французского, итальянского и еврейского (идиш) языков. С более Обоснованной программой выступили еще в 1928 году советские режиссеры Эйзенштейн, Александров и Пудовкин. Они отстаивали тезис, согласно Которому сочетание зрительного и звукового образов должно быть не Автоматическим, а художественно мотивированным, указав, что именно сдвиг Обнажает эту мотивированность. Путь, указанный советскими режиссерами, Оказался ведущим при соотнесении не только изображения и звука, но и фотографии и слова. Когда Вайда в "Пепле и алмазе" (22) передает
Зрителям слова речи банкетного оратора, камера уже покинула зал Празднества, и на экране - общественная уборная, в которой старуха-уборщица ждет первых пьяных. В "Хиросима, любовь моя" Героиня-француженка рассказывает своему возлюбленному-японцу про долгие Дни одиночества в подвале, где ее когда-то спрятали родители от гнева Сограждан, преследовавших ее за любовь к немецкому солдату. Только кошка Появлялась в темном подвале. Когда эти слова звучат в зале, кошка не Показывается на экране. Ее глаза засверкают в темноте позже, когда Рассказ героини уйдет далеко вперед. Техника обеспечила возможность Строгой синхронности звука и изображения и дала искусству выбор Соблюдать или нарушать эту синхронность, то есть сделала ее носителем Информации. Речь, таким образом, идет совсем не об обязательности Деформации естественных форм объекта (установка на постоянную Деформацию, как правило, отражает младенчество того или иного Художественного средства), а о возможности деформации и, следовательно, О сознательном выборе художественного решения в случае ее отсутствия. Фактически вся история кино как искусства - цепь открытий, имеющих целью Изгнание автоматизма из всех звеньев, подлежащих художественному Изучению. Кино победило движущуюся фотографию, сделав ее активным Средством познания действительности. Воспроизводимый им мир - Одновременно и самый объект, и модель этого объекта. Все дальнейшее изложение, в значительной мере, будет посвящено описанию средств, которыми пользуются кинематограф в борьбе с "сырой" Естественностью во имя художественной правды. И все же следует снова подчеркнуть, что, борясь с естественной схожестью Кинематографа и жизни, разрушая наивную веру_ зрителя, готового Отождествить эмоции от кинозрелища с переживаниями, испытываемыми при Взгляде на реальные события, вплоть до вульгарной жажды острых Переживаний от подлинных трагических зрелищ, кино одновременно и борется За охранение наивного, пусть даже порой слишком наивного доверия к своей
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|