При появлении цветного кино окрашенные кадры стали невольно
Соотноситься зрителем не только с многоцветной реальностью, но и с_традицией_"естественности"_в кинематографе. Фактически более условное, Черно-белое кино в силу определенной традиции воспринимается как исходная естественная форма. Айвор Монтегю приводит поразительный факт: "Когда Питера Устинова (***) спросили на телевидении, почему он снял "Билли Бадда" черно-белым, а не цветным, он ответил, что ему хотелось, чтобы фильм был правдоподобнее". Любопытен и комментарий А. Монтегю: "Странный (26) ответ, но еще более странно, что никто не нашел в нем ничего странного" (****) Как видим, последнее не странно а вполне Закономерно. Показательно, что в современных фильмах, использующих монтаж цветных И черно-белых кусков ленты первые, как правило, связаны с сюжетным повествованием, то есть "искусством", а вторые представляют отсылки к Заэкранной действительности. Характерна в этом отношении сознательная усложненность этой соотнесенности в фильме А. Вайды "Все на продажу" Фильм построен на постоянном смешении рангов: один и тот же кадр может Оказаться отнесенным и к заэкранной реальности, и к сюжетному Художественному кинофильму об этой реальности. Зрителю не дано знать Заранее, что он видит: кусок действительности, случайно захваченной Объективом, или кусок фильма об этой реальности, обдуманного и Построенного по законам искусства. Перемещение одних и тех же кадров с уровня объекта на метауровень ("кадр о кадре") создает сложную Семиотическую ситуацию, смысл которой - в стремлении запутать зрителя и заставить его с предельной остротой пережить "поддельность".всего,
Ощутить жажду простых и настоящих вещей и простых и настоящих отношений, Ценностей, которые не являются знаками чего-либо. И вот в этот зыбкий Мир, где даже смерть превращается в дубль, вторгается простая "несыгранная" жизнь - похороны актера. Этот кусок, в отличие от цветных Кадров обоих уровней - событий жизни и их киновоспроизведения, - дан в Двуцветных тонах. Это сама жизнь, не воспроизведенная режиссером, а Подсмотренная; выхваченный кусок, где все захвачены врасплох и поэтому Искренни. Однако и здесь соотношение усложняется: камера отъезжает, и То, что мы сочли за кусок жизни, оказывается кинематографом в Кинематографе. Обнажаются края экрана, показывается зал, в котором сидят Те же люди, что сняты на экране, и обсуждают, каким образом превратить Эти события в художественный фильм. Казалось бы, противопоставление снимается: игрой оказывается все, и оппозиция "цветная лента - черно-белая" теряет смысл. Однако это не так. Даже (27) введенная как Кинематограф в кинематографе, двуцветная лента оказывается хроникальной, А не игровой. На фоне перепутанных игры и жизни, ставшей игрой, она Выполняет функцию простой реальности. И не случайно именно в этом куске Человек, стоящий вне киномира, зритель, говорит о том, что покойный Артист при жизни был легендой, мифом, да и могли быть такой человек? Именно это высказывание (вместе с лицом говорящего) становится той Внетекстовой реальностью, которой эквивалентен весь сложный кинотекст, То есть значением ленты. Без этого фильм остался бы чем-то средним между Лабораторным экспериментом по семиотике кино и сенсационным разоблачением тайн личной жизни кинозвезд вроде "Частной жизни" Луи
Маля. Интересно, в этом смысле, решение А. Тарковского, который в "Андрее Рублеве" дал оригинальное художественное построение, воспринимаемое нами и как очень неожиданное, и как вполне естественное: сфера "жизни" решена Средствами черно-белого фильма, что воспринимается нами как нейтральное Кинематографическое решение. И вдруг в конце зрителю даются фрески, Окрашенные чарующим богатством красок. Это не только заставляет остро Пережить концовку, но и возвращает нас к фильму, давая альтернативу Черно-белому решению и, тем самым, подчеркивая его значимость. Итак, стремление кинематографа без остатка слиться с жизнью и Желание выявить свою кинематографическую специфику, условность языка, Утвердить суверенитет искусства в его собственной сфере - это враги, Которые постоянно нуждаются друг в друге. Как северный и южный полюса Магнита, они не существуют друг без друга и составляют то поле Структурного напряжения, в котором движется реальная история Кинематографа. Расхождения между Дзигой Вертовым и С. Эйзенштейном, споры о "прозаическом" и "поэтическом" кино в советском кинематографе Х годов, полемика вокруг итальянского неореализма, статьи А. Базена о конфликте между монтажом и "верой в действительность", легшие в основу французской "новой волны", снова и снова подтверждают Закономерность синусоидного движения реального (28) киноискусства в Поле структурного напряжения, создаваемого этими двумя полюсами. Интересно, в этом отношении, наблюдать, как итальянский неореализм Двигался в борьбе с театральной помпезностью к полному отождествлению Искусства и внехудожественной реальности. Активные средства его всегда были "отказами": "отказ от стереотипного киногероя и типичных киносюжетов, отказ от профессиональных актеров, от практики "звезд", отказ от монтажа и "железного" сценария, отказ от "построенного" диалога, отказ от музыкального сопровождения. Такая поэтика "отказов"
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|