Коммуникации обществе. (15)
(*) На самом деле вопрос этот несколько более сложен: в обществе, Культура которого нацелена на повышенную семиотичность, любая, самая Естественная потребность человека может нагружаться вторичной, знаковой Ценностью. Так, в системе романтизма, как отмечал еще Чернышевский, Болезнь и ее признаки: томность, бледность - могут получать Положительную оценку, поскольку выступают в качестве знаков Обреченности, романтической избранности, возвышения над земным. (4) ГЛАВА ПЕРВАЯ. ИЛЛЮЗИЯ РЕАЛЬНОСТИ Всякое искусство в той или иной мере обращается к чувству реальности У аудитории. Кино - в наибольшей мере. В дальнейшем мы остановимся на Том, какую роль сыграла фантастика, начиная с фильмов Мельеса, в превращении кинематографа в искусство. Но "чувство реальности", о Котором здесь идет речь, заключается в ином: каково бы ни было Происходящее на экране фантастическое событие, зритель становится его Очевидцем и как бы соучастником. Поэтому, понимая сознанием ирреальность Происходящего, эмоционально он относится к нему, как к подлинному событию. (*) С этим, как мы увидим в дальнейшем, связаны специфические Трудности передачи кинематографическими средствами прошедшего и будущего Времени, а также сослагательного и других ирреальных наклонений в Киноповествовании: кино, по природе своего материала, знает лишь Настоящее время, как, впрочем, и другие пользующиеся изобразительными Знаками искусства. Применительно к театру это было отмечено Д. С. Лихачевым. Эмоциональная вера зрителя в подлинность показываемого на экране
Связывает кинематограф с одной из наиболее существенных в истории Культуры проблем. Все технические усовершенствования - обоюдоострые орудия: призванные Служить социальному прогрессу и общественному добру, они столь же Успешно использовались и для противоположных целей. Одно (16) из Величайших достижений человечества - знаковая коммуникация - не избежало Той же участи. Призванные служить информации, знаки нередко использовались с целью дезинформации. "Слово" неоднократно выступало в истории культуры как символ мудрости, знания и правды (ср. евангельское: "В начале было слово") и как синоним обмана, лжи (гамлетовское: "Слова, слова, слова", гоголевское: "Страшное царство слов вместо дел"). Отождествление знака и лжи и борьба с ними: отказ от денег, социальных Символов, наук, искусств, самой речи - постоянно встречаются в античном, В средневековом мире, в различных культурах Востока, в новое время Становятся одной из ведущих идей европейской демократии от Руссо до Льва Толстого. Процесс этот протекает параллельно с апологией знаковой Культуры, борьбой за ее развитие. Конфликт этих двух тенденций - одно из Устойчивых диалектических противоречий человеческой цивилизации. На фоне этого противоречия развивалось более частное, но весьма устойчивое противопоставление: "текст, который может быть ложным - текст, который не может быть ложным". Оно могло проявляться как оппозиция "миф - история" (в период, предшествовавший возникновению Исторических текстов, миф относился к разряду безусловно истинных текстов), "поэзия - документ" и др. С конца XVIII века, в обстановке Обострившихся требований истины в искусстве, авторитет документа быстро
рос. Уже Пушкин ввел в "Дубровского" как часть художественного Произведения подлинные судебные документы той эпохи. Во вторую половину Века место достоверного документа - антитезы романтическому вымыслу Поэтов- занял газетный репортаж. Не случайно к нему. в поисках истины Обращались прозаики от Достоевского до Золя, на него ориентировались Поэты от Некрасова до Блока. В обстановке быстрого развития европейской буржуазной цивилизации XIX века газетный репортаж пережил апогей своего культурного значения и быстрый его закат. Выражение "Врет, как репортер" свидетельствовало, что и этот жанр покинул, "клетку" текстов, которые могут быть только Истинными и (17) переместился в противоположную. Это место заняла Фотография, которая обладала всеми данными безусловной документальности И истинности и воспринималась как нечто противоположное культуре, Идеологии, поэзии, осмыслениям любого типа - как сама жизнь в своей Реальности и подлинности. Она прочно заняла место текста наибольшей Документированности и достоверности в общей системе текстов культуры Начала XX века. И это было признано всеми - от криминалистов до Историков и газетчиков. Кинематограф как техническое изобретение, еще не ставшее искусством, В первую очередь, был движущейся фотографией. Возможность запечатлеть Движение в еще большей мере увеличила доверие к документальной Достоверности фильмов. Данные психологии доказывают, что переход от Неподвижной фотографии к подвижному фильму воспринимается как внесение Объемности в изображение. Точность воспроизведения жизни, казалось, Достигла предела. Следует, однако, подчеркнуть, что речь идет не столько о безусловной Верности воспроизведения объекта, сколько об эмоциональном доверии Зрителя, убеждении его в подлинности того, что он видит собственными Глазами. Все мы знаем, как непохожи, искажающи бывают фотографии. Чем Ближе мы знаем человека, тем больше несходства обнаруживаем в Фотографиях. Для каждого человека, лицо которого нам действительно
Знакомо, мы предпочтем портрет хорошего художника равной ему по
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|