Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коммуникации обществе. (15)




(*) На самом деле вопрос этот несколько более сложен: в обществе,

Культура которого нацелена на повышенную семиотичность, любая, самая

Естественная потребность человека может нагружаться вторичной, знаковой

Ценностью. Так, в системе романтизма, как отмечал еще Чернышевский,

Болезнь и ее признаки: томность, бледность - могут получать

Положительную оценку, поскольку выступают в качестве знаков

Обреченности, романтической избранности, возвышения над земным. (4)

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ИЛЛЮЗИЯ РЕАЛЬНОСТИ

Всякое искусство в той или иной мере обращается к чувству реальности

У аудитории. Кино - в наибольшей мере. В дальнейшем мы остановимся на

Том, какую роль сыграла фантастика, начиная с фильмов Мельеса, в

превращении кинематографа в искусство. Но "чувство реальности", о

Котором здесь идет речь, заключается в ином: каково бы ни было

Происходящее на экране фантастическое событие, зритель становится его

Очевидцем и как бы соучастником. Поэтому, понимая сознанием ирреальность

Происходящего, эмоционально он относится к нему, как к подлинному

событию. (*) С этим, как мы увидим в дальнейшем, связаны специфические

Трудности передачи кинематографическими средствами прошедшего и будущего

Времени, а также сослагательного и других ирреальных наклонений в

Киноповествовании: кино, по природе своего материала, знает лишь

Настоящее время, как, впрочем, и другие пользующиеся изобразительными

Знаками искусства. Применительно к театру это было отмечено Д. С.

Лихачевым.

Эмоциональная вера зрителя в подлинность показываемого на экране

Связывает кинематограф с одной из наиболее существенных в истории

Культуры проблем.

Все технические усовершенствования - обоюдоострые орудия: призванные

Служить социальному прогрессу и общественному добру, они столь же

Успешно использовались и для противоположных целей. Одно (16) из

Величайших достижений человечества - знаковая коммуникация - не избежало

Той же участи. Призванные служить информации, знаки нередко

использовались с целью дезинформации. "Слово" неоднократно выступало в

истории культуры как символ мудрости, знания и правды (ср. евангельское:

"В начале было слово") и как синоним обмана, лжи (гамлетовское: "Слова,

слова, слова", гоголевское: "Страшное царство слов вместо дел").

Отождествление знака и лжи и борьба с ними: отказ от денег, социальных

Символов, наук, искусств, самой речи - постоянно встречаются в античном,

В средневековом мире, в различных культурах Востока, в новое время

Становятся одной из ведущих идей европейской демократии от Руссо до Льва

Толстого. Процесс этот протекает параллельно с апологией знаковой

Культуры, борьбой за ее развитие. Конфликт этих двух тенденций - одно из

Устойчивых диалектических противоречий человеческой цивилизации.

На фоне этого противоречия развивалось более частное, но весьма

устойчивое противопоставление: "текст, который может быть ложным -

текст, который не может быть ложным". Оно могло проявляться как

оппозиция "миф - история" (в период, предшествовавший возникновению

Исторических текстов, миф относился к разряду безусловно истинных

текстов), "поэзия - документ" и др. С конца XVIII века, в обстановке

Обострившихся требований истины в искусстве, авторитет документа быстро

рос. Уже Пушкин ввел в "Дубровского" как часть художественного

Произведения подлинные судебные документы той эпохи. Во вторую половину

Века место достоверного документа - антитезы романтическому вымыслу

Поэтов- занял газетный репортаж. Не случайно к нему. в поисках истины

Обращались прозаики от Достоевского до Золя, на него ориентировались

Поэты от Некрасова до Блока.

В обстановке быстрого развития европейской буржуазной цивилизации

XIX века газетный репортаж пережил апогей своего культурного значения и

быстрый его закат. Выражение "Врет, как репортер" свидетельствовало, что

и этот жанр покинул, "клетку" текстов, которые могут быть только

Истинными и (17) переместился в противоположную. Это место заняла

Фотография, которая обладала всеми данными безусловной документальности

И истинности и воспринималась как нечто противоположное культуре,

Идеологии, поэзии, осмыслениям любого типа - как сама жизнь в своей

Реальности и подлинности. Она прочно заняла место текста наибольшей

Документированности и достоверности в общей системе текстов культуры

Начала XX века. И это было признано всеми - от криминалистов до

Историков и газетчиков.

Кинематограф как техническое изобретение, еще не ставшее искусством,

В первую очередь, был движущейся фотографией. Возможность запечатлеть

Движение в еще большей мере увеличила доверие к документальной

Достоверности фильмов. Данные психологии доказывают, что переход от

Неподвижной фотографии к подвижному фильму воспринимается как внесение

Объемности в изображение. Точность воспроизведения жизни, казалось,

Достигла предела.

Следует, однако, подчеркнуть, что речь идет не столько о безусловной

Верности воспроизведения объекта, сколько об эмоциональном доверии

Зрителя, убеждении его в подлинности того, что он видит собственными

Глазами. Все мы знаем, как непохожи, искажающи бывают фотографии. Чем

Ближе мы знаем человека, тем больше несходства обнаруживаем в

Фотографиях. Для каждого человека, лицо которого нам действительно

Знакомо, мы предпочтем портрет хорошего художника равной ему по

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...