Мастерству фотографии. В нем мы найдем больше сходства. Но если нам
Предоставят портрет и фотографию неизвестного нам человека и попросят Выбрать более достоверное, мы не колеблясь остановимся на фотографии, - таково обаяние "документальности" этого вида текста. Казалось бы, напрашивается вывод о том, что документальность и Достоверность кинематографа предоставляют ему такие изначальные выгоды, Которые, просто в силу технических особенностей данного искусства, Обеспечивают ему большую реалистичность, чем та, которой довольствуются Другие виды художественного творчества. К сожалению, дело обстоит не Столь просто: кино медленно и мучительно (18) становилось искусством, и Отмеченные выше его свойства были и союзниками, и препятствиями на этом Пути. В идеологическом отношении "достоверность", с одной стороны, делала Кино чрезвычайно информативным искусством и обеспечивала ему массовую Аудиторию. Но, с другой стороны, именно это же чувство подлинности Зрелища активизировало у первых посетителей кинематографа те, бесспорно, Низшего порядка эмоции, которые свойственны пассивному наблюдателю Подлинных катастроф, уличных происшествий, которые питали Квазиэстетические и квазиспортивные эмоции посетителей римских цирков и Сродни эмоциям современных зрителей западных автогонок. Эту низменную Зрелищность, питаемую знанием зрителя, что кровь, которую он видит - Подлинная и катастрофы - настоящие, эксплуатирует в коммерческих целях Современное западное телевидение, устраивая репортажи с театра военных Действий и демонстрируя сенсационные кровавые драмы жизни.
Для того, чтобы превратить достоверность кинематографа в средство Познания, потребовался длительный и нелегкий путь. Не менее сложные проблемы возникали при попытках эстетического Освоения кинодостоверности. К это ни покажется, может быть, странным, но Фотографическая точность кинокадров затрудняла, а не облегчала рождение Кино как искусства. Обстоятельство это, хорошо известное историкам кинематографа, Получает достаточно ясное подтверждение в общих положениях теории Информации. Иметь значение, быть носителем определенной информации может Далеко не всякое сообщение. Если мы имеем цепочку букв: А-В-С и заранее Известно, что после А может последовать В и только В, а после В-С только С, весь ряд окажется полностью предсказуемым уже по первой букве ("полностью избыточным"). Высказывания типа "Волга впадает в Каспийское море" для человека, которому это уже известно, никакой информации не Несут. Информация - исчерпание некоторой неопределенности, уничтожение Незнания и замена его знанием. Там, где незнания нет, нет информации. "Волга впадает в Каспийское море", "Камень падает вниз" - оба эти Высказывания не несут (19) информации, поскольку являются единственно Возможными, им нельзя построить в пределах нашего жизненного опыта и Здравого смысла альтернативного высказывания (напомним слова Нильса Бора О том, что нетривиальное высказывание - такое, обратное утверждение к Которому не есть очевидная бессмыслица). Но предположим, что мы имели бы цепочку: C A - B < D Где после события В могли бы последовать С или D (предположим, что с равной степенью вероятности). Тогда сообщение: "Имело место А_- В - С Или А - В - D" Заключало бы в себе известную минимальную
Информацию.. Таким образом, величина потенциальной информации зависит от наличия Альтернативных возможностей. Информация противоположна автоматизму: там, Где одно событие автоматически имеет следствием другое, информации не Возникает. В этом смысле переход от рисунка: к фотографии, бесконечно Повышая точность воспроизведения объекта, резко понижал информативность Отображения: объект отражался в изображении автоматически, с Необходимостью механического процесса. Художник имеет бесконечное (вернее, очень большое) количество возможностей выбора того, как Отобразить объект, нехудожественная фотография устанавливает здесь Единую автоматическую зависимость. Искусство не просто отображает мир с Мертвенной автоматичностью зеркала - превращая образы мира в знаки, оно Насыщает мир значениями. Знаки не могут не иметь значения, не нести Информации. Поэтому то, что в объекте обусловлено автоматизмом связей Материального мира,в искусстве становится результатом свободного выбора Художника и тем самым приобретает ценность информации. В нехудожественном мире, в мире объекта, сообщение: "Земля находилась внизу, а небо наверху" (если описывается (20) впечатление Земного Наблюдателя, а не летчика) - тривиально и никакой информации не несет, Поскольку не имеет не абсурдной альтернативы. Но в фильме Чухрая "Баллада о солдате", в момент, когда фашистский танк преследует Задыхающегося, бегущего из последних сил Алешу, изображение на экране Оборачивается: кадр перевернут, и танк польет вверх гусеницами по Верхнему краю экрана, нависая башней над упавшим вниз небом. Когда кадр Возвращается в нормальное положение и небо оказывается вверху, а земля Внизу, сообщение об этом оказывается уже далеко не тривиальным (у Зрителей вырывается вздох облегчения): мы знаем теперь, что нормальное Положение неба и земли - неавтоматическое отражение фотографируемого Объекта, а результат свободного выбора художника. Именно поэтому сообщение: "Небо сверху/земля снизу", которое в нехудожественном
Контексте не значит ничего, здесь оказывается способным нести
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|