Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Действенна лишь на фоне памяти о киноискусстве другого типа. Без




Кинематографа исторических эпопей, киноопер, вестерна или голливудских

"звезд" она теряет значительную часть художественного смысла. Свою

внехудожественную роль "крика о правде", о правде любой ценой, правде

Как условии жизни, а не средстве достижения каких-либо преходящих

Целей, это искусство могло выполнить лишь постольку, поскольку язык его

Воспринимался зрителем как беспощадный и бескомпромиссный. Тем

показательнее, что дойдя до апогея "отказов" и утвердив свою победу,

Неореализм резко повернул в сторону воссоздания разрушенной условности.

Стремление Феллини к "метафильму" - фильму о фильме, анализирующему

самое понятие правды ("Восемь с половиной"), Джерми - к слиянию языка

Киноигры и национальной традиции комедии масок глубоко показательны.

Особенно же интересно движение Лукино Висконти - именно потому, что в

Его творчестве теоретик всегда господствует над художником. В 1948 году

Висконти создал фильм "Земля дрожит" - одно из наиболее последовательных

Осуществлений поэтики неореализма. В этом фильме все: от сицилийского

Диалекта, непонятного даже итальянскому зрителю, но демонстративно

Данного режиссером без перевода (лучше непонятная, но вызывающая

Безусловное доверие документальной подлинностью, чем понятная, но

подозреваемая в "художественности" лента) - до типажей, сюжета,

структуры кинорассказа - протест против "искусственности искусства". Но

уже в 1953 году он снял фильм "Чувство" - не бесспорный по решениям, но

Крайне интересный по замыслу. Действие перенесено в 1866 год, (29) в дни

Восстания в Венеции и итало-прусско-австрийской войны. Фильм начинается

Музыкой Верди. Камера фиксирует сцену театра, на которой идет

представление оперы "Трубадур". Национально-героический ореол музыки

Верди обнаженно становится системой, в которой кодируются характеры

Героев сюжет. Оторванная от контекста, лента поражает театральностью,

Открыто оперным драматизмом: (любовь, ревность, предательство, смерть

Сменяю здесь друг друга), откровенной примитивностью сценических

Эффектов и архаичностью режиссерских приемов. Однако в контексте общего

движения искусства, в паре с "Земля дрожит", это получает иной смысл.

Искусство голой правды, стремящееся освободиться от всех существующих

Видов художественно условности, требует для восприятия огромной

Культуры. Будучи демократично по идеям, оно становится слишком

Интеллектуальным по языку. Неподготовленный зритель начинает скучать.

Борьба с этим приводя к восстановлению прав сознательно-примитивного,

Традиционного, но близкого зрителю художественного языка. В Италии

Комедия масок и опера - искусства, чья традиционная система условности

Понятна и близка самому массовому зрителю. И кинематограф, дойдя до

Предела естественности, обратился к условной примитивности

Художественных языков, с детства знакомых зрителю.

Фильмы Джерми ("Соблазненная и покинутая" и, особенности, "Развод

по-итальянски") шокируют зрителя безжалостностью, "цинизмом". Но следует

Вспомнить язык театра кукол и комедии масок, в которых смерть может

Оказаться комическим эпизодом, убийство - буффонадой, страдание -

Пародией. Безжалостность итальянского (и не только итальянского)

Народного театра органически связана с его условностью. Зритель помнит,

Что на сцене куклы или маски, и воспринимает их смерть или страдания,

Побои или неудачи не так, как смерть или страдания реальных людей, а в

Карнавально-ритуальном духе. Фильм Джерми были бы невозможно циничны,

Если бы режиссер предлагал нам видеть в его персонажах людей. Но,

переводя содержание, обычное для социально-обличительного, гуманного

Фильма неореализма, на язык (30) буффонады, он предлагает видеть в

Героях карнавальные маски, куклы. Плебейски грубый, ярмарочный язык его

Фильмов таит не меньше возможностей социальной критики, чем более

Близкий интеллигентному зрителю, восходящий к общеевропейской

Просветительной мысли, стиль очеловечивания актера и гуманизации сцены.

Если Леонковалло в "Паяцах" перевел ярмарочную буффонаду на язык

Гуманистических представлений, то Джерми сделал противоположное: языком

Народного балагана он рассказывает о серьезных проблемах современности.

Висконти избрал путь другой национально-демократической традиции -

Оперной. Только в отношении к этой традиции, с одной стороны, и к

художественному языку фильма "Земля дрожит" - с другой, раскрывается

авторский замысел "Чувства".

Таким образом, чувство действительности, ощущение сходства с жизнью,

Без которых нет искусства кино, не есть нечто элементарное, данное

Непосредственным ощущением. Представляя собой составную часть сложного

Художественного целого, оно опосредовано многочисленными связями с

Художественным и культурным опытом коллектива. (31)

* "Реальность" кино в этом смысле исследовал: Christian Mets. Essais sur

La signification au cinema, ed. Klincksieck, Paris. 1968, p. 13-24

** Подробнее см. Ю.М.Лотман. Тезисы к проблеме "Искусство в ряду

моделирующих систем". - Труды по знаковым системам III. Ученые записки

Тартуского государственного университета, вып. 198, Тарту, 1967, стр.

130-145

*** Питер Устинов - английский актер и режиссер. Фильм "Билли Бадд"

(1962) демонстрировался на III Московском международном фестивале

**** Айвор Монтегю. Мир фильма. Л., "Искусство", 1969, стр. 88

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...