Подлинности. Неискушенный зритель, не отличающий художественной ленты от
(23) хроники, конечно, далеко не идеал, но он в большей мере "зритель кино", чем критик, фиксирующий "приемы и ни на минуту не забывающий о "кухне" кинодела. Чем больше победа искусства над фотографией, те" нужнее, чтобы Зритель какой-то частью своего сознания верил, что перед ним - только Фотографии, только жизнь, которую режиссер не построил, а подсмотрел За Оживление этого чувства боролись именно, те, кто одновременно строил Киномир по сложным идеологическим моделям - от Дзиги Вертова и Эйзенштейна до итальянских неореалистов, французской "новой волны" или Бергмана. Этому служит и включение в художественные фильмы кусков из подлинных хроник военных лет. В кинофильме Бергмана "Персона" героиня смотрит Телевизор, передающий сцены самосожжения демонстранта. Сначала нам Показаны лишь отблески от телеэкрана на лице героини и выражение ужаса - Мы находимся в мире игрового кино. Но вот экран телевизора совмещается с Киноэкраном. Мы знаем, что телевизор уводит нас из мира актеров, и Становимся свидетелями подлинной трагедии, которая длится мучительно Долго. Смонтировав подлинную жизнь и киножизнь, Бергман и подчеркнул Художественную условность изображаемого им мира, и - искусство умеет это Делать - заставил одновременно забыть об этой условности. Мир героинь Фильма и мир теле- визора - один мир, мир связанный и подлинный. Тот же эффекта добивались авторы "Пайзы", когда снимали в одном из эпизодов Освобождения Италии подлинный труп. Как ни странно, с борьбой за доверие к экрану связано обилие сюжетов
О создании киноленты, о кино в кино. Повышая чувство условности, "чувство кино" в зрителе, произведения этого типа как бы концентрируют Киноусловность в эпизодах, воспроизводящих экран на экране: они Заставляют воспринимать остальное как подлинную жизнь. Это Двойное отношение к реальности составляет то семантическое напряжение, в Поле которого развивается кино как искусство. Пушкин определил формулу эстетического переживания словами: "Над вымыслом слезами обольюсь..." (24) Здесь с гениальной точностью указана двойная природа отношения зрителя или читателя к художественному тексту. Он "обливается слезами", То есть верит в подлинность, действительность текста. Зрелище вызывает в Нем те же эмоции, что и самая жизнь. Но одновременно он помнит, что это - "вымысел". Плакать над вымыслом - явное противоречие, ибо, казалось Бы, достаточно знания о том, что событие выдумано, чтобы желание Испытывать эмоции исчезло бесповоротно. Если бы зритель не забывал, что Перед ним экран или сцена, постоянно помнил о загримированных актерах и Режиссерском замысле, он, конечно, не мог бы плакать и испытывать другие Эмоции подлинных жизненных ситуаций. Но, если бы зритель не отличал Сцены и экрана от жизни, и, обливаясь слезами, забывал, что перед ним Вымысел, он не переживал бы специфически художественных эмоций. Искусство требует двойного переживания - одновременно забыть, что перед Тобой вымысел, и не забывать этого. Только в искусстве мы можем Одновременно ужасаться злодейству события и наслаждаться мастерством Актера. Двуплановость восприятия художественного произведения (**) приводит К тому, что чем выше сходство, непосредственная похожесть искусства и Жизни, тем, одновременно, обостреннее должно быть у зрителя чувство
Условности. Почти забывая, что перед ним произведение искусства, зритель И читатель никогда не должны забывать этого совсем. Искусство - явление Живое и диалектически противоречивое. А это требует равной активности и Равной ценности составляющих его противоположных тенденций. Многочисленные примеры этого дает история кинематографа. На заре кинематографа движущееся изображение яа экране вызывало у Зрителей физиологическое чувство ужаса (кадры с наезжающим поездом) или Физической тошноты (кадры, снятые с высоты или при помощи Раскачивающейся камеры). Эмоционально зритель не различал изображения и Реальности. Но (25) искусством киноизображение стало лишь тогда, когда Комбинированные съемки Мельеса позволили дополнить предельное Правдоподобие предельной фантастикой на уровне сюжета, а монтаж (практическое изобретение которого исследователи приписывают то Брайтонской школе, то Гриффиту, но теоретическое значение которого было Осознано лишь благодаря опытам и исследованиям Л. Кулешова, С. Эйзенштейна, Ю. Тынянова, В. Шкловского и ряда других советских Кинематографистов и ученых 1920-х годов) позволил обнажить условность в Сочетании кадров. Более того, само понятие "похожести", которое кажется столь Непосредственным и исходно данным зрителю, на самом деле оказывается Фактом культуры, производным от предшествующего художественного опыта и Принятых в данных исторических условия типов художественных кодов. Так, Например, окружающий нас реальный мир многокрасочен. Поэтому отображение Его в черно-белой фотографии - условность. Только привычка к этому типу Условности, принятие связанных с нею правил дешифровки текста позволяют Нам, глядя на небо в кадре, воспринимать его без каких-либо затруднений Как безоблачно-синее. Различные оттенки серого мы воспринимаем в кадре, Изображающем летний солнечный день, как знаки синего и зеленого цветов, И безошибочно устанавливаем и эквивалентность определенным цветовым
Денотатам (обозначаемым объектам).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|