Практически невозможно). Иное дело написанная фраза: здесь границы между
буквами (34) отчетливы и бесспорны. Наше сознание на "магнитофонную ленту" мелькающего на экране изображения накладывает сетку осмысления. Это внутренне присущее всякому кинематографу членение стало осознанным, Когда в результате работы ряда практиков и теоретиков кино было понято Значение монтажа. Огромную роль сыграла здесь советская кинематография Х годов. Естественное членение киноповествования на сегменты можно сопоставить с Членением текста театральной постановки. Театральный текст делится на Сегменты, отгороженные один от другого антрактами и занавесом, - Действия. Здесь сегментация явная, выраженная перерывами в Художественном времени. Современный кинематограф, с того момента как он Освободился от театрального языка и выработал свой собственный, такого Разделения не знает (исключение составляет лишь членение кинотекста на Серии; даже если серии демонстрируются подряд, повторяющиеся в начале Каждой новой серии титры привносят перерыв времени художественного Повествования, аналогичный антракту). Однако театральный текст Сегментируется не только на действия, но и на явления. Переход от Явления к явлению на сцене происходит не скачком, а непрерывно, сохраняя Видимость сходства с течением событий в жизни. Но каждое новое явление Приносит сгусток действия, представляя собой организованное целое с Явными структурными границами. И если на сцене эти границы выражаются Лишь понижением напряжения действия, переходом к новому действию и т. Д., то есть реализуются в категориях содержания, то в печатном тексте
Пьесы (который выступает по отношению к ней как метатекст, словесное Описание несловесного действия) явления разделены графически: пробелами, Типографскими заглавиями и пр. Аналогия с членением киноповествования здесь прямая. Сыгранная жизнь (в Интересующем нас аспекте) отличается от подлинной жизни ритмической Расчлененностью. Эта ритмическая расчлененность составляет основу Деления текста кино на кадры. Вместе с тем, такая расчлененность имеет Скрытый, спонтанный характер. Только с того момента, как кино положило в Основу своего художественного языка монтаж, (35) членение на кадры стало Осознанным элементом, без которого создатели фильма не могут строить свое сообщение, а аудитория - восприятие. Однако монтаж играет в "языке кино" столь большую роль, что ему следует посвятить специальное Рассуждение. Итак, во времени кадр отделен от последующего я предшествующего, и стык Их образует особый, присущий, в первую очередь, именно кино, монтажный Эффект. Но кадр - понятие не статическое, это не неподвижная картина, Смонтированная со следующей за ней, также неподвижной. Поэтому кадр нельзя отождествить с отдельной фотографией, "кадриком" пленки. Кадр-явление динамическое, он допускает в своих пределах движение, Иногда весьма значительное. Мы можем дать кадру различные определения: "минимальная единица монтажа", "основная единица композиции киноповествования", "единство внутрикадровых элементов", "единица кинозначения". Можно указать, что Для того, чтобы кадр не перешел в другой, новый кадр, динамика Внутренних элементов не должна выходить за определенный предел. Можно Попытаться определить допустимые соотношения изменяемого и неизменного в
Пределах одного кадра. Каждое из этих определений раскроет некоторый Аспект понятия кадра, но не исчерпает его. Против каждого можно будет Выдвинуть обоснованные возражения. Сочетание утверждений: "Кадр - одно из основных понятий киноязыка" и "Точное определение кадра вызывает известные затруднения" - может Прозвучатн обескураживающе. Однако напомним, что в аналогичном положении Находится, например, такая далеки продвинувшаяся сейчас наука, как Лингвистика, которая признала бы справедливость наших утверждений; если бы мы поставили на место "кадр" - "слово". Совпадение это не случайно: Природа основных структурных элементов раскрывается не в описании их Стати. ческой материальности, а через функциональную соотнесенность их с Целым. Раскрывая функции кадра, мы получим и наиболее полное его Определение. Одна из основных функций кадра - иметь значение. Подобно Тому, как в языке есть значения, присущие фонемам - фонологические Значения, присущие морфемам - грамматические и присущие словам - Лексические, (36) кадр - не единственный носитель кинозначений. Значения Имеют и единицы более мелкие - детали кадра, и более крупные - Последовательности кадров. Но в этой иерархии смыслов кадр - и здесь Снова напрашивается аналогия со словом - основной носитель значений Киноязыка. Семантическое отношение - отношение знака к обозначаемому им Явлению - здесь наиболее подчеркнуто. Но кадр отграничен не только во временной последовательности. Пространственно кадр имеет границей- для авторов - края пленки, для Зрителей - края экрана. Все, что находится за пределами этой границы, Как бы не существует. Пространство кадра обладает рядом таинственных Свойств. Только наша привычка к кинематографу заставляет нас не Замечать, как трансформируется привычный для нас зримый мир под влиянием Того, что вся его безбрежная безграничность вмещается в плоскую
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|