Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практически невозможно). Иное дело написанная фраза: здесь границы между




буквами (34) отчетливы и бесспорны. Наше сознание на "магнитофонную

ленту" мелькающего на экране изображения накладывает сетку осмысления.

Это внутренне присущее всякому кинематографу членение стало осознанным,

Когда в результате работы ряда практиков и теоретиков кино было понято

Значение монтажа. Огромную роль сыграла здесь советская кинематография

Х годов.

Естественное членение киноповествования на сегменты можно сопоставить с

Членением текста театральной постановки. Театральный текст делится на

Сегменты, отгороженные один от другого антрактами и занавесом, -

Действия. Здесь сегментация явная, выраженная перерывами в

Художественном времени. Современный кинематограф, с того момента как он

Освободился от театрального языка и выработал свой собственный, такого

Разделения не знает (исключение составляет лишь членение кинотекста на

Серии; даже если серии демонстрируются подряд, повторяющиеся в начале

Каждой новой серии титры привносят перерыв времени художественного

Повествования, аналогичный антракту). Однако театральный текст

Сегментируется не только на действия, но и на явления. Переход от

Явления к явлению на сцене происходит не скачком, а непрерывно, сохраняя

Видимость сходства с течением событий в жизни. Но каждое новое явление

Приносит сгусток действия, представляя собой организованное целое с

Явными структурными границами. И если на сцене эти границы выражаются

Лишь понижением напряжения действия, переходом к новому действию и т.

Д., то есть реализуются в категориях содержания, то в печатном тексте

Пьесы (который выступает по отношению к ней как метатекст, словесное

Описание несловесного действия) явления разделены графически: пробелами,

Типографскими заглавиями и пр.

Аналогия с членением киноповествования здесь прямая. Сыгранная жизнь (в

Интересующем нас аспекте) отличается от подлинной жизни ритмической

Расчлененностью. Эта ритмическая расчлененность составляет основу

Деления текста кино на кадры. Вместе с тем, такая расчлененность имеет

Скрытый, спонтанный характер. Только с того момента, как кино положило в

Основу своего художественного языка монтаж, (35) членение на кадры стало

Осознанным элементом, без которого создатели фильма не могут строить

свое сообщение, а аудитория - восприятие. Однако монтаж играет в "языке

кино" столь большую роль, что ему следует посвятить специальное

Рассуждение.

Итак, во времени кадр отделен от последующего я предшествующего, и стык

Их образует особый, присущий, в первую очередь, именно кино, монтажный

Эффект. Но кадр - понятие не статическое, это не неподвижная картина,

Смонтированная со следующей за ней, также неподвижной. Поэтому кадр

нельзя отождествить с отдельной фотографией, "кадриком" пленки.

Кадр-явление динамическое, он допускает в своих пределах движение,

Иногда весьма значительное.

Мы можем дать кадру различные определения: "минимальная единица

монтажа", "основная единица композиции киноповествования", "единство

внутрикадровых элементов", "единица кинозначения". Можно указать, что

Для того, чтобы кадр не перешел в другой, новый кадр, динамика

Внутренних элементов не должна выходить за определенный предел. Можно

Попытаться определить допустимые соотношения изменяемого и неизменного в

Пределах одного кадра. Каждое из этих определений раскроет некоторый

Аспект понятия кадра, но не исчерпает его. Против каждого можно будет

Выдвинуть обоснованные возражения.

Сочетание утверждений: "Кадр - одно из основных понятий киноязыка" и

"Точное определение кадра вызывает известные затруднения" - может

Прозвучатн обескураживающе. Однако напомним, что в аналогичном положении

Находится, например, такая далеки продвинувшаяся сейчас наука, как

Лингвистика, которая признала бы справедливость наших утверждений; если

бы мы поставили на место "кадр" - "слово". Совпадение это не случайно:

Природа основных структурных элементов раскрывается не в описании их

Стати. ческой материальности, а через функциональную соотнесенность их с

Целым. Раскрывая функции кадра, мы получим и наиболее полное его

Определение. Одна из основных функций кадра - иметь значение. Подобно

Тому, как в языке есть значения, присущие фонемам - фонологические

Значения, присущие морфемам - грамматические и присущие словам -

Лексические, (36) кадр - не единственный носитель кинозначений. Значения

Имеют и единицы более мелкие - детали кадра, и более крупные -

Последовательности кадров. Но в этой иерархии смыслов кадр - и здесь

Снова напрашивается аналогия со словом - основной носитель значений

Киноязыка. Семантическое отношение - отношение знака к обозначаемому им

Явлению - здесь наиболее подчеркнуто.

Но кадр отграничен не только во временной последовательности.

Пространственно кадр имеет границей- для авторов - края пленки, для

Зрителей - края экрана. Все, что находится за пределами этой границы,

Как бы не существует. Пространство кадра обладает рядом таинственных

Свойств. Только наша привычка к кинематографу заставляет нас не

Замечать, как трансформируется привычный для нас зримый мир под влиянием

Того, что вся его безбрежная безграничность вмещается в плоскую

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...