Ночная блокадная сказка. Блокадная девчонка. Их забыли на этой войне..
Ночная блокадная сказка А когда бомбежка грянет И от страха вздрогнет дом, К нам войдет ночная няня С незаметным огоньком.
Затемнение приладит На испуганном окне, А на чью кровать присядет — Не страшней тому вдвойне.
Мы сбежимся в одеялах, В темноте прижмёмся к ней Сказку слушать, как бывало. Тише гром — слова слышней:
«... Вот жила царевна-лебедь. И злодей крылатым был. А Иванушка-царевич Птицу черную убил …»
«Из зенитки…» — кто-то вставит, Сказку к жизни подведет... По железной черной стае Бьют зенитки третий год.
Бьется город наш, спасает Нас, истаявших совсем. Только снова нависает Гул над нами... и не всем Доведется с жизнью сверить, Что конец счастливым был, Что Иванушка-царевич Птицу черную убил... О. Цакунов
Блокадная девчонка Светлой памяти А. А. Арсентьевой
Худые, тонкие ручонки И тусклый, светло-синий взгляд. Метель. Голодная девчонка. Январь. Блокада. Ленинград.
За серым снегом скрылось небо, И вьюге не было конца. Ей чудилось, просили хлеба Два младших брата-близнеца.
Ещё сто метров до Смоленки. «Умру на месте, не могу! » Дрожали тощие коленки, Но шла упорно сквозь пургу,
Везла на саночках два гроба Через трамвайные пути. По пояс белые сугробы, И сил уж нет у ней идти,
Идёт! С бесстрашием упорным, Сквозь взрывов шквал и чёрный дым. Уже не страшно было мёртвым, Страшнее выжившим — живым.
Голодных дней блокадных муки Хранит доныне скорбный взгляд, Как помнят сморщенные руки Неразорвавшийся снаряд.
И до сих пор звучит ненастно В душе её, как гулкий гром, Скрип старых саночек по насту
И ленинградский метроном. М. Царь-Волкова
Их забыли на этой войне... (посвящается детям блокадного Ленинграда)
Их забыли на этой войне, на разъезде, у старой криницы... Там, где в дымной, седой пелене было поле созревшей пшеницы.
Поле с хлебушком, всё в васильках, и в воронках от чёрных снарядов. А ещё были ужас и страх пережитого, жуткого ада.
... Сорок первый. Начало войны. Прёт фашистов стальная армада. Были силы с врагом неравны. Подступала беда к Ленинграду.
Всё плотнее сжималось кольцо. Неизвестность... Сомнения... Хаос... А внутри, как горячим свинцом, та беда по сердцам разливалась.
«Надо вывезти срочно детей! » Чёрной тучей нависла блокада. Самых младших, совсем малышей в тыл отправить скорей с Ленинграда.
Вот уж первый готов эшелон. Слёзы... Крики... Прощальные стоны... Переполнен был каждый вагон, а их было двенадцать вагонов.
Поезд тронулся. Скрылся вокзал. Превратились часы в бесконечность. Но никто из родных и не знал, что их дети уехали в вечность.
Дни анархией были полны. Неизвестность в сумятице крепла. Все спасали детей от войны, а отправили в самое пекло.
Самолётов фашистских орда Налетела, как чёрная стая. С страшной силой ворвалась она, на пути всё лавиной сметая.
Разбомбили враги эшелон. Кто спасался — бездушно стреляли. Весь состав, его каждый вагон, всё жестоко с землёю сравняли.
Словно звери в обличии людей, видя цели, лишь скалились злобно. А в глазёнках убитых детей только боль отражалась безмолвно.
Был безумен смертельный каскад, раз в детишках им чудилась сила. Ведь стреляли они в Ленинград! Не детей убивали — Россию!
Сколько тысяч невинных смертей!.. Был ли Бог там? Наверное, не был, когда души погибших детей улетали, как ангелы, в небо.
Море ужаса. Всё, как в бреду. И от слёз небеса задрожали, когда матери, чуя беду, к ним по рельсам туда побежали.
Не забыть того ада следы. Как постичь эту боль в самом деле, если дети от этой беды на глазах вдруг совсем поседели!
... Схоронили убитых, скорбя, ну, а раненых снова в вагоны погрузили скорей, торопясь, чтоб отправить с другим эшелоном.
Переполнен и этот состав. От войны не сбежать, не укрыться. В их глазах только горе и страх. Стали взрослыми детские лица.
Как же выжить всему вопреки? Где найти столько слёз, столько силы, когда умерших в долгом пути из вагонов спеша выносили?!
Сколько их, безымянных могил, той дороге осталось в наследство?! Там, где ветер берёзы склонил, похоронено мирное детство.
... Мчался поезд с утра до темна. Полустанки. Разъезды. Вокзалы. А кругом всё война, да война... Стук колёс, насыпь, рельсы и шпалы.
А внутри духота и темно... И бинты все пропитаны кровью. Нет еды, и с водой тяжело... А сердца переполнены болью.
И глаза безразлично глядят. Мамку ждут малыши по привычке. Лишь засохшие губы твердят: —Хочу хлебушка!.. Дайте водички!
Эшелон едет только вперёд, мчит туда, где война понаслышке. Терпит стойко ослабший народ, кто постарше и вовсе малышки.
Машинист на сигнал вдруг нажал, и по рельсам, визжа тормозами, поезд полз долго-долго, и встал, так, что полки внутри задрожали.
— Что случилось? Опять бомбят? — Путь разрушен... Кому же верить? Лишь с надеждой глаза глядят. — Почему открывают двери?
Свежий воздух в каждый вагон вмиг ворвался с солнечным светом. — Сколько будет стоять эшелон? — Там война? — Нет, я знаю... Лето!
— Видно, долго придётся стоять. На разъезде разрушено сложно. — Можно нам хоть чуть-чуть погулять? — кто-то взрослых спросил осторожно.
Все примолкли. Ждала детвора. Их измучила эта дорога. — Погуляйте... Такая жара!.. Только рядышком, только немного.
Так ослабли... Внутри дрожит. Закричали б, да нету силы. —Можно с нами кто раненный, кто лежит? — еле слышно они спросили.
Смотрят искренне... Как отказать? Ждут, аж головы вжали в плечи.
— Тяжело в духоте лежать. Им на воздухе будет легче.
... И решили: раненных снять. Напоили, умыли с колодца. Ведь, наверное, долго стоять им теперь на разъезде придётся.
Всех детей на зелёной траве уложили в тени, под берёзой. Было солнце среди ветвей. Но блестели в глазах их слёзы.
Все у страха они в плену. Убежать от войны невозможно. Молча слушали тишину, в небо всматриваясь тревожно.
И мальчишка, что был в стороне, весь в бинтах, как солдат с медсанбата, как-то странно спросил в тишине: —Правда, хлебушком пахнет, ребята?
Эти дети, увязшие в злой войне, на разъезде, у старой криницы, вдруг увидели поле в седой пелене, поле жёлтое спелой пшеницы.
Обгорелое, всё в васильках, у дороги на солнечном плёсе... И рванулись, забыв про свой страх, чтоб набрать этих спелых колосьев.
Все, кто мог добежать, доползти до него в этом дерзком, голодном порыве, слыша «хлеб», уж не слышали ничего, обо всём в этот миг позабыли.
В их глазах было столько тоски, и голодной, отчаянной муки... Но упорно пытались сорвать колоски их худые, ослабшие руки.
Мало времени. Надо спешить. Куда деть все букетики-крошки? Как их больше собрать, донести, сохранить в этих маленьких, слабых ладошках?
А глазёнки от счастья горят. На щеках то ли грязь, то ли слёзы. Но уже их зовут, им так громко кричат. По ушам бьёт гудок паровозный.
Кто сильнее, успел добежать с золотого пшеничного плёса. Им стараются руки подать. А сердца их стучат, как колёса.
Руки взрослых — спасательный круг. На ходу всех сажают в вагоны. Только так не хватает им рук. Поезд ход набирает со склона.
Вроде все? Кто же знал, кто успел, а кто нет до состава скорее добраться. А война ведь не ждёт, в ней особый секрет: надо выжить, дойти, не сломаться.
Всё быстрее, быстрее бежал паровоз. От войны улетал, словно птица. И никто уж не слышал их отчаянных слёз, тех, кто горько рыдал у криницы.
Тот мальчишка, что спал в стороне,
(был он очень похож на солдата), полз в бинтах по колючей, засохшей стерне и шептал: —Погодите, ребята!
... Их забыли на этой войне, самых слабых, израненных, спящих. Было поле в седой пелене, и состав, на восток уходящий.
ИХ ЗАБЫЛИ!!! Страшнее слов нет… В них отчаяние, горе и слёзы. И мне видятся часто во сне эти дети у старой берёзы.
Всё, что дорого, нынче в цене. Не торгуете же памятью, люди! Их забыли на этой ВОЙНЕ — Ну, а мы никогда не забудем! Е. Черных
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|