2.4.3. Наблюдение связи предлогов в предложении со словами, называющими предметы
2. 4. 3. Наблюдение связи предлогов в предложении со словами, называющими предметы Познакомив учеников с предлогом как частью речи, следует показать и его роль в пред- ложении. Учитель организует наблюдение смысловой связи предлогов с другими словами. При этом следует пользоваться не формальными терминами «имя существительное», «гла- гол», «имя прилагательное», а терминами – смысловыми заменителями «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак». Работая с предлогами в составе предложения, ученики, по сути, готовятся к синтаксическому анализу, который строится на смысловых связях и в котором части речи играют роли дополнений, определений и др. Чтобы не спровоцировать в дальнейшем смешения частей речи и членов предложения, целесообразно на данном эта- пе работы при анализе состава предложения оперировать только терминами – смысловыми заменителями, подготавливая тем самым чувственную основу понятия «члены предложе- ния». Рассмотрим это на примере анализа предложения Митя заглянул в окно. Выделяем действие – заглянул, находим предмет, который это действие выполняет, – Митя. Далее составляем условные сочетания слов: Митя в, заглянул в, в окно. Находим са- мую тесную смысловую связь: в окно. Если ученики укажут на связь слова-действия с предлогом заглянул в, учитель напомнит им, что предлоги подобны указке, которая всегда куда-нибудь показывает. В данном сочетании заглянул в непонятно, куда она показывает. Затем по заданию учителя дети вставляют в предложение слово-признак (Митя заглянул в освещѐ нное окно) и проверяют, изменилась ли связь предлога. В результате наблюдений ученики делают вывод: предлог связан по смыслу («дружит») со словом-предметом, даже если между ними появляется другое слово. Предлог «не дружит» со словами-действиями и со словами-признаками.
После вывода ученики приступают к выполнению упражнений на выделение предло- гов и слов, с которыми они связаны по смыслу. В их числе будут задания на распростране- ние предложений определениями, т. е. на включение между предлогом и словом-предметом слов-признаков, что требует предварительного выделения предлога и названия предмета, например: «Найдите в предложении Тепло росткам под снежным одеялом предлог и слово, с которым он связан по смыслу («дружит»)». (Под одеялом). В ходе выполнения упражне- ний учитель обращает внимание детей на то, что предлог связан по смыслу не со всяким словом-предметом, а только с тем, которое стоит в предложении после него. Не следует сразу составлять синтаксические схемы предложений с предлогами (см. § 2 гл. VI), лучше ограничиться только линейными схемами: в . Этого нельзя делать потому, что в синтаксической схеме ученики должны будут опе- рировать вопросами в чѐ м? на чѐ м? и т. п., отвечать на эти вопросы сочетанием в море, на крыльях и ставить предлог и существительное на одну горизонталь в схеме. Такое тесное слияние может в понимании детей вступить в противоречие с утверждением, что предлог – отдельное слово. Синтаксические схемы предложений с предлогами можно будет строить только тогда, когда ученики прочно осознают, что предлог пишется отдельно.
2. 4. 4. Наблюдение предложного управления Когда ученики усвоят, что предлог является отдельным словом, научатся выделять его в предложении, поймут, что он связан только со словом-предметом, стоящим после него, можно начинать рассмотрение предложного управления. В начале учитель, как обычно, создаѐ т ситуацию, благодаря которой ученики оказыва- ются перед новым языковым явлением, например, предъявляет предложение Лиса живѐ т в норе. Дети составляют его схему, выделяют предлог и связанное с ним слово-предмет. По- сле этого предлог в заменяется в схеме предлогом из. Выясняется, что предложение потеря- ло смысл: Лиса живѐ т из норе. Некоторые ученики могут интуитивно изменить связанное с предлогом существительное: Лиса живѐ т из норы. В таком случае следует указать им, что все слова в предложении, кроме предлога, остались прежними.
Делается промежуточный вывод: при изменении предлога необходимо изменить и дру- гие слова в предложении. Начинается обсуждение нового языкового явления, возникают вопросы: какие слова должны измениться? каким образом они изменяются? Прежде всего меняется окончание связанного с предлогом слова-предмета: в норе - из норы. Кроме того изменение предлога влечѐ т за собой замену слова-действия, поскольку прежнее действие не подходит по смыс- лу: нельзя жить из чего-то, из чего-то можно выйти, вылезти, достать, выкинуть и т. п. Учи- тель побуждает детей подобрать как можно больше соответствующих ситуации слов- действий (выйдет, вылезет, вылезла, выходит, выскакивает, выскочила и др. ), а затем вы- брать одно из них. Для того, чтобы дети хорошо поняли это явление, предлагается ещѐ несколько подоб- ных предложений, с которыми они проделают ту же работу. Затем учитель сконцентрирует внимание школьников непосредственно на зависимости грамматической формы существи- тельного от предлога. Для этого он предлагает ученикам изменить предлог на противоположный по смыслу в предложении Лампа светит в окно. В процессе работы выясняется, что изменяется только последняя буква слова-предмета, а заменять слово-действие не надо, поскольку предложе- ние Лампа светит из окна так же верно, как и Лампа светит в окно. Смысл не исчезает, но изменяется: в первом случае говорится о том, что источник света находится внутри поме- щения, а во втором – что он либо в доме, либо на улице (для более точного определения ме- стонахождения нужна дополнительная информация). Аналогичным образом дети рассматривают ещѐ несколько предложений: Мячик ка- тится к стене (от стены). Цветок упал на стол (со стола). Собака бежит к столбу (от столба). Ворона сидела на дереве (под деревом).
По мере наблюдений учитель выписывает на доске парами сочетания существительных с предлогами:
Ученики прочитывают каждую пару, сравнивают между собой и выделяют окончания. В результате делается ещѐ один вывод: при изменении предлога слово-действие менять нужно не всегда, а вот буквы на конце слова-предмета меняются. После этого наблюдения выполняется серия упражнений, в которых одно и то же суще- ствительное сочетается с разными предлогами, закрепляется понимание связи между пред- логом и окончанием слова-предмета. Следует учесть, что окончания существительных не- пременно должны быть ударными, т. е. стоять в сильных, хорошо узн аваемых позициях. В ходе выполнения упражнений ученики заметят, что некоторые предлоги сочетаются с оди- наковыми формами слов-предметов – на стене, по стене, к стене, и внесут уточнение в сделанный вывод: при изменении предлога буквы на конце слова-предмета иногда меняют- ся, а иногда – нет . Примерные виды заданий и упражнений. 1. Допишите слова. Скачет на кон…Три девицы под окн… Зажал в рук… Поднялся из глубин… Машина с флажк… Встал с земл… 2. Вставьте по смыслу предлоги. Достал … кармана. Закружились … головой. Прыгает … дорожке. 3. Рассмотрите картинку и определите, где находится каждый гном? Допишите нужные предлоги и окончания. Ученикам демонстрируется картинка с изображением сказочной избы и шести гномов, один из которых входит в избу, другой выходит, третий скрывается за избу, четвѐ ртый – подходит к ней и т. д.
4. Составьте по образцу как можно больше словосочетаний из данных слов с предлога- ми, подберите подходящие по смыслу глаголы (слова-действия). Напишите как можно больше таких словосочетаний. Обратите внимание, как будут меняться буквы на конце данных слов.
Ковѐ р – сидит на ковре, прячется за ковром, … Звезда – … Детям со слабо развитыми навыками письма во избежание ошибок можно предложить обозначать подобранные глаголы графически: Ковѐ р – на ковре, под ковром, … 5. Подберите предлоги, подходящие к окончанию слова-предмета. Следите, чтобы предлоги не повторялись. … стене … стеной … стене … стеной … стене … стеной 6. Прочитайте стихотворение и вставьте по смыслу предлоги. Облетели листья … клѐ на, Ставит дождь … окна точки, Клѐ н … холода дрожит. А … крыше … конца … дорожке … балконом Барабанят молоточки. Золотой ковѐ р лежит. Лужи зябнут … крыльца.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|