– это слова, которые называют. и отвечают на вопросы. 2.3. Наблюдение слов, называющих признаки предметов.. 2.3.2. Наблюдение грамматической связи слов-признаков с именами существи- тельными.
– это слова, которые называют действие предмета
и отвечают на вопросы что делают? что сделают? и др. После такой «самостоятельной» формулировки, ученики открывают соответствующую страницу учебника и проверяют, насколько они были правы. Аналогично можно будет по- строить определение имени прилагательного, когда подойдѐ т время.
2. 3. Наблюдение слов, называющих признаки предметов. 2. 3. 1. Слова, называющие признаки предметов. Следующим этапом работы с частями речи станет знакомство со словами, которые на- зывают признаки предметов. Следует обратить особое внимание на введение термина «при- знак предмета» в начале изучения подмодуля. Дело в том, что значение слова «признак» для детей группы риска весьма туманно. Оно не входит в их словарь так, как входили слова «предмет» и «действие», и поэтому не может служить смысловым термином. Вводя его, учитель, по сути, вводит новое для ребѐ нка понятие, которое потом связывается с ещѐ од- ним новым понятием «имя прилагательное», и получается объяснение неизвестного через неизвестное. Из этого следует, что сначала необходимо сформировать понятие «признак», тем более, что оно впоследствии встретится в определении наречия (признак действия, ка- чества или предмета), причастия (признак предмета по действию) и деепричастия (признак действия по действию). Усвоение понятия «признак» начинается в 1 классе. – Послушайте предложение. Течѐ т широкая река. Начертите его схему. . – Назовите слово-действие. (Течѐ т). Обозначьте его в схеме. . – Найдите в предложении слово, называющее предмет, который выполняет действие. (Река).
– Как вам кажется, о чѐ м рассказывает третье слово? (Ученики высказывают свои сооб- ражения). – Я согласна с вами, это слово рассказывает нам о том, какая река, называет еѐ признак. – Дорисуйте, пожалуйста, изображение этого слова до прямоугольника. . – Послушайте следующее предложение. Журчит говорливый ручеѐ к. Начертите его схему. – Попробуйте найти слово, которое называет признак предмета, рассказывает, какой предмет. (Говорливый). – Кто обратил внимание, на какой вопрос отвечает слово говорливый? (Какой? ) Далее последует серия упражнений на выделение слов, называющих признак предмета, и закрепление понятия «признак». При выполнении упражнений надо постоянно обращать внимание учеников на вопросы (на какой вопрос отвечает? какой вопрос поставим к сло- ву-признаку? ). При этом учитель следит, чтобы ученики чѐ тко проговаривали окончания слов-признаков. Примерные виды заданий и упражнений. 1. Послушайте предложения. Повторите слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? или какие? Посреди болота был большой остров. На острове сосновый лес и ромашковое поле. И жили там люди красивые, весѐ лые да ласковые. 2. Назовите признаки, которыми отличаются данные предметы. Учитель показывает два предмета (или две предметных картинки), которые различа- ются одним или несколькими признаками: величиной, цветом, материалом и т. п. Упражне- ние можно выполнять несколькими способами: – Покажите широкую реку. а) – Покажите узкую реку. – Повторите, пожалуйста, признаки, подсказавшие вам, на какую картинку нужно ука- зать? (Широкая, узкая). –бП) одумайте и назовите признаки, которыми эти кубики различаются. ( Большой – ма- ленький, синий – жѐ лтый, пластмассовый – деревянный). –вД) авайте посчитаем, каким числом признаков различаются арбуз и апельсин? (Дети
называют признаки, одновременно считая их: большой, маленький – величина – 1-й при- знак; сладкий, кисловатый – вкус – 2-й признак и т. д. ). 3. Послушайте предложение. Добавьте в него слово-признак. Бабочка расправила крылышки и пьѐ т из цветка сок. Перед выполнением задания совместными усилиями составляется план действий: 1) Слово-признак рассказывает о том, какой предмет. Значит, сначала выберем в пред- ложении слово, называющее предмет. 2) Затем подберѐ м к нему по смыслу слово, отвечающее на вопрос какой? (какая? ка- кое? какие? ). Число требуемых слов может быть обозначено в задании, а может быть определено са- мими учениками. Например, формулировка второй фразы задания может быть такой: «До- бавьте в него два слова-признака», «Как вы думаете, сколько слов-признаков можно в него добавить? » (Это будет зависеть либо от количества слов-предметов, либо от желания уче- ников). 2. 3. 2. Наблюдение грамматической связи слов-признаков с именами существи- тельными. Когда у детей сформируется правильная ассоциативная связь между термином «при- знак» и словами определѐ нного грамматического класса, учитель начинает наблюдение тесной связи слова-признака с именем существительным. Делать это удобнее в процессе синтаксического анализа небольшого предложения, оперируя прямоугольниками, символи- зирующими слова. Рассмотрим это на конкретном примере. Ученикам предъявляется предложение Грохочет могучий водопад. Учитель выясняет, все ли слова предложения понятны детям и при необходимости уточняет их смысл. На пар- тах составляется его схема без обозначения начала уголком и конца точкой, поскольку дальше ученики будут со- ставлять синтаксическую схему. Затем следует задание выделить слова, называющие действие и предмет, который его выполняет. На соответствующих прямоугольниках дети чертят две и одну линии. После этого они сопоставляют слово могучий с другими в поисках наиболее тесной смысловой связи: грохочет – могучий, могучий – водопад. Выяснив, что таковой является его связь со словом водопад, они помещают соответствующий прямоугольник ниже:
Произведя аналогичным способом анализ ещѐ нескольких предложений, состоящих из трѐ х слов, ученики сделают вывод: «В предложении слово-признак связан по смыслу («дружит») со словом-предметом, а со словом-действием не связан (не «дружит»)».
Наблюдение этой связи можно продолжить и развить в упражнениях. Примерные виды заданий и упражнений. 1. Послушайте предложения. Выделите в них слова-признаки и назовите предметы, к которому они относятся. На стене и потолке сияла ослепительная солнечная полоса. Лѐ гкий ветерок пробежал по берѐ зовой рощице. 2. Прочитайте (послушайте) предложение. Объясните, какая в нѐ м сделана ошибка. Исправьте еѐ. Вот уже и последняя снег растаял. 3. Подумайте, от каких имѐ н существительных «убежали» слова-признаки, написанные справа. Верните их на место и напишите текст. Чтобы не ошибиться, можно сначала поставить цифры туда, где должны стоять в тексте слова-признаки, а уже потом писать текст.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|