Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

§ 2. Обучение фонемному анализу




§ 2. Обучение фонемному анализу

Ошибки фонемного анализа можно предупредить при помощи адекватной технологии обучения, которая предполагает поэтапное, последовательное, логически построенное изу- чение всех характеристик звуков.

При овладении звуко-буквенным анализом используются схемы различных видов. Тот или иной вид используется учителем в зависимости от задачи, стоящей перед конкретным заданием или упражнением. Схемы различаются мыслительными операциями, которые ре- бѐ нку приходится осуществлять для их построения.

В названии каждой схемы отражена последовательность еѐ выполнения. Так, при вы- полнении схем, в названии которых впереди стоит слово звуко-…, работа начинается с изо- бражения количества звуков, а в составлении схем, названия которых начинаются словом слого-…, первичным является обозначение слога и далее – по названию схемы.

 

Виды схем для фонемного анализа


 

Используемые обозначения:     – отдельный звук речи,


. – отдельный звук в схемах, не


предусматривающих акустических характеристик звуков, – гласные звуки, закрашенные красным цветом,                     – любое слово (допускается обозначение глаголов двумя чер- тами), – графическое изображение слога, – разделительная линия между слогами, – опасное места в слове (орфограмма), закрашивается соответственно красным, синим или зелѐ ным цветом, либо остаѐ тся незакрашенной.


. . . . . . .   – звуковые схемы
м. . . ú . а
о
и  а
– звуко-буквенные схемы
– звуко-слоговая схема
м. . . ú . а
o      и  а
– звуко-слого-буквенные или звуко-букво-слоговые схемы – слоговая схема   – слого-буквенная схема
o       и     а
– слого-звуковая схема
o          и м. . . ú
а . а
– слого-звуко-буквенные схемы
– обозначение опасного места в слове (орфограммы)

 

При обучении детей построению схем целесообразно одновременно знакомить их и с соответствующими названиями, показывая тем самым, что в нѐ м содержится план дейст- вий. Названия могут изменяться в зависимости от предполагаемой последовательности действий.

Например, звуко-букво-слоговая схема слова моржиха строится следующим образом:

1) чертим звуковую схему слова                      ;

2) находим гласные и обозначаем их красным цветом

3) обозначаем заданные звуки буквами                       ;

м р ж
х.
м р ж х

4) делим слово на слоги

Построение букво-звуко-слоговой схемы осуществляется в том случае, когда слово за- писывается буквами, а на месте незнакомых детям звуков, орфограмм или звуков, заданных учителем, дети изображают кружок или точку.

Слого-звуко-буквенная схема строится в другой последовательности:


1) чертим слоговую схему


         ;


2) обозначаем количество звуков в каждом слоге                      ;


3) находим гласные звуки и обозначаем их красным цветом


         ;


4) обозначаем буквами заданные звуки


         . м р ж            х


Составление схем всех видов может осуществляться аналитическим или синтетическим способом. В первом случае учитель называет слово целиком, ученики делят его на слоги или звуки, затем чертят заданную схему. Во втором учитель называет последовательно зву- ки или слоги, ученики изображают их графически, затем прочитывают получившееся сло- во.

Если работа не предполагает качественного анализа звуков, их можно изображать точ- ками. Если же предстоит дать характеристику звукам и обозначить их соответствующим цветом, то изображаются кружки.

Составление схемы может осуществляться по фонемному восприятию или по фонем- ному представлению. В первом случае материал для составления схемы (слово, слог, звук) произносится вслух, т. е. участвует и слуховой анализатор (упражнение для обучения пи- сать под диктовку). Во втором – ученикам на короткое время предъявляется предметная картинка или написанное слово, они молча воспроизводят слово во внутренней речи и чер- тят его схему (упражнения для подготовки к молчаливому письму «про себя»).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...