§ 2. Обучение фонемному анализу
§ 2. Обучение фонемному анализу Ошибки фонемного анализа можно предупредить при помощи адекватной технологии обучения, которая предполагает поэтапное, последовательное, логически построенное изу- чение всех характеристик звуков. При овладении звуко-буквенным анализом используются схемы различных видов. Тот или иной вид используется учителем в зависимости от задачи, стоящей перед конкретным заданием или упражнением. Схемы различаются мыслительными операциями, которые ре- бѐ нку приходится осуществлять для их построения. В названии каждой схемы отражена последовательность еѐ выполнения. Так, при вы- полнении схем, в названии которых впереди стоит слово звуко-…, работа начинается с изо- бражения количества звуков, а в составлении схем, названия которых начинаются словом слого-…, первичным является обозначение слога и далее – по названию схемы.
Виды схем для фонемного анализа
Используемые обозначения: – отдельный звук речи, . – отдельный звук в схемах, не предусматривающих акустических характеристик звуков, – гласные звуки, закрашенные красным цветом, – любое слово (допускается обозначение глаголов двумя чер- тами), – графическое изображение слога, – разделительная линия между слогами, – опасное места в слове (орфограмма), закрашивается соответственно красным, синим или зелѐ ным цветом, либо остаѐ тся незакрашенной.
При обучении детей построению схем целесообразно одновременно знакомить их и с соответствующими названиями, показывая тем самым, что в нѐ м содержится план дейст- вий. Названия могут изменяться в зависимости от предполагаемой последовательности действий. Например, звуко-букво-слоговая схема слова моржиха строится следующим образом: 1) чертим звуковую схему слова ; 2) находим гласные и обозначаем их красным цветом 3) обозначаем заданные звуки буквами ; 4) делим слово на слоги Построение букво-звуко-слоговой схемы осуществляется в том случае, когда слово за- писывается буквами, а на месте незнакомых детям звуков, орфограмм или звуков, заданных учителем, дети изображают кружок или точку. Слого-звуко-буквенная схема строится в другой последовательности: 1) чертим слоговую схему ; 2) обозначаем количество звуков в каждом слоге ; 3) находим гласные звуки и обозначаем их красным цветом ; 4) обозначаем буквами заданные звуки . м р ж х Составление схем всех видов может осуществляться аналитическим или синтетическим способом. В первом случае учитель называет слово целиком, ученики делят его на слоги или звуки, затем чертят заданную схему. Во втором учитель называет последовательно зву- ки или слоги, ученики изображают их графически, затем прочитывают получившееся сло- во. Если работа не предполагает качественного анализа звуков, их можно изображать точ- ками. Если же предстоит дать характеристику звукам и обозначить их соответствующим цветом, то изображаются кружки.
Составление схемы может осуществляться по фонемному восприятию или по фонем- ному представлению. В первом случае материал для составления схемы (слово, слог, звук) произносится вслух, т. е. участвует и слуховой анализатор (упражнение для обучения пи- сать под диктовку). Во втором – ученикам на короткое время предъявляется предметная картинка или написанное слово, они молча воспроизводят слово во внутренней речи и чер- тят его схему (упражнения для подготовки к молчаливому письму «про себя»).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|