Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Изучение модуля «гласные звуки»




2. Изучение модуля «гласные звуки»

2. 1. Знакомство с понятием «гласный звук»

Когда ученики в достаточной степени осознают факт деления звуков на две группы, учитель приступает к работе со звуками, которые произносятся без преграды во рту, и по- могает ученикам назвать их гласными. Для того, чтобы избежать смешения двух очень по- хожих терминов – «гласный звук» и «согласный звук», целесообразно сначала сформиро- вать и прочно закрепить в сознании детей одну систему связей: либо «звук – отсутствие преграды – гласный звук», либо «звуки [а], [о], [у], [и], [ы], [э] – гласные звуки», называя при этом согласные звуки просто «другими звуками». На данном этапе ученики будут вы- полнять устные упражнения на выделение только гласных звуков в группе изолированных звуков или в словах, состоящих из двух-трѐ х звуков типа ум, щи, кот.


2. 2. Обозначение гласных звуков в схеме


   ,       ,         .


В течение непродолжительного времени учитель закрепляетапредыдущую связь, а затем добавляет в неѐ новое звено: «звук – отсутствие преграды – термин «гласный звук» – крас- ный цвет».

Сначала эта расширившаяся связь закрепляется в упражнениях с односложными слова- ми типа дом, волк. Затем учитель предлагает для анализа двусложные слова типа рука, ка- мыш. Ученики слушают называемые учителем слова, выделяют только гласные звуки и

обозначают их в схемах

или

Когда они освоятся с этой операцией, учитель осторожно предлагает трѐ хсложные сло-

ва. Но если при этом у детей возникнут значительные затруднения, то с трѐ хсложными сло-


вами следует повременить.

Для изображения звуковых схем можно использовать любые слова с двумя или тремя гласными звуками, а для звуко-буквенных схем необходимо выбирать только такие слова, в которых звуки соответствуют буквам, типа замок, тумба, бузина, кирпичи, панама.

2. 3. Деление слова на слоги с опорой на количество гласных звуков в слове

Умение определять количество гласных звуков в слове является тем ориентировочным действием, которое позволит детям правильно выполнять слоговой анализ. Его можно осу- ществлять в двух вариантах.

Первый вариант. Ученики определяют количество гласных, после чего слово с одним гласным произносят целиком, слово с двумя гласными делят на две части, слово с тремя гласными – на три части. В каждом случае они чертят звуко-слоговые схемы:                   , или.

Второй вариант. Ученики сначала делят слово на части на основании своих ритмиче- ских ощущений, чертят слоговую схему, а потом проверяют наличие в каждой части глас- ного звука. Получаются слого-звуковые схемы:

,           или

2. 4 и 2. 5 пункты технологического плана связаны с усвоением ударения. Эта работа бу- дет подробно описана в §1 главы VI.

 

3. Изучение модуля «согласные звуки»

3. 1. Знакомство с понятием «согласный звук»

Познакомив детей с понятием «гласные звуки», и научив обозначать их в схемах, учи- тель вводит название второй группы звуков, которые до сего момента дети называли «дру- гими звуками». Выполняя упражнения в определении количества звуков в слове, учитель формирует у учеников одну из двух ассоциативных связей: либо «звук – наличие преграды

– согласный звук», либо «все звуки, кроме [а], [о], [у], [и], [ы], [э] – согласные звуки». На

этом этапе ученики составляют звуковые               , звуко-буквенные                 или звуко- слого-буквенные            ,  слого-звуковые            , слогкоу-звуыко-буквенные


схемы.


 

                              

к у ы                                                                                                                                    к у  ы


 

Цветовое обозначение согласных звуков пока не вводится. Это будет сделано позднее, когда дети познакомятся с мягкостью и твѐ рдостью согласных. Пока же они продолжают обозначать в схемах гласные звуки красным цветом, а кружки, изображающие согласные, оставляют незакрашенными.

Выполняя задания найти, назвать согласные звуки и обозначить их в схеме, дети будут учиться решать поставленные задачи опосредованно: чтобы показать в схеме согласные звуки, надо найти гласные (о которых в данном задании ничего не говорится) и обозначить их красным цветом, остальные звуки являются согласными.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...