Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.4. Практическое знакомство с понятием «начальная форма слова»




1. 4. Практическое знакомство с понятием «начальная форма слова»

Выполнять упражнения в постановке вопросов, в изменении слов по вопросам, просле- живать и прямую (вопрос – слово), и обратную (слово – вопрос) взаимосвязь дети будут до начала изучения частей речи по программе. В ходе этой работы целесообразно начать зна- комство с понятием «начальная форма слова», что явится подготовкой к пониманию опре- делений частей речи, в которых указываются лишь вопросы начальной формы.

Выполняя упражнения в словоизменении, ученики наблюдают всѐ многообразие грам- матических вопросов в рамках каждого грамматического класса – падежных у имѐ н суще- ствительных и прилагательных, личных, временных и видовых у глаголов. Время от време- ни учитель просит изменить названное слово, стоящее в косвенной форме, так, чтобы оно отвечало на вопрос начальной формы (кто? что? какой? что делать? ). Когда ученики нау- чатся выполнять это безошибочно, он свяжет слова, отвечающие на эти вопросы, с терми- ном «начальная форма слова»:

– Мы изменили слово ромашкой. Теперь оно отвечает на вопрос что? – ромашка. Мы поставили слово ромашкой в начальную форму.

Таким образом, задолго до изучения склонения и спряжения у детей в практических действиях формируются ассоциативные связи «вопрос – форма слова – термин «начальная форма» для каждого грамматического класса слов (предметы, действия, признаки). Следует всегда помнить, что опосредованное запоминание и усвоение у младших школьников не- редко бывает прочнее, чем непосредственное, целенаправленное. Когда по тематическому планированию настанет время изучения склонения и спряжения, учитель уделит специаль- ное время на обобщение уже имеющихся умений и усвоение формального понятия «на- чальная форма имени существительного (прилагательного, глагола)».

Примерные виды заданий и упражнений

1. Послушайте словосочетание. Какое слово нужно изменить так, чтобы оно отвечало на вопрос кто? что?

Синюю чашку. Кивнул головой.

2. Послушайте (прочитайте) предложение.

Щенок поднял толстую лапу. Синица подлетела к окну и уселась на подоконнике.

Найдите слова, которые называют предметы. Какое из них стоит в начальной форме (отвечает на вопросы кто? что? ), а какие нужно поставить в начальную форму (изменить


так, чтобы оно отвечало на вопрос кто? что? )

 

§2. Основной этап изучения частей речи

2. 1. Наблюдение слов, называющих предметы

Закрепив умение классифицировать слова на основании понимания их смысла и соот- ветствующих грамматических вопросов, учитель переключает внимание учеников на слова, называющие предметы, оставляя другие слова на втором плане как материал для сравнения, оттеняющего главные признаки слов-предметов.

Примерные виды заданий и упражнений

1. Назовите предметы на картинках. Обозначьте каждое слово схемой.

Учитель показывает ученикам предметные картинки, ученики называют предметы и кладут на парту или чертят в тетрадях графические изображения слов:                            . Картинки можно демонстрировать либо по одной, либо группами по две-три, закрепляя дополнитель- но умение определять число слов в группе.

2. Рассмотрите картинку. Сколько слов-предметов вы можете назвать?

Упражнение может проводиться в форме игры «Кто больше? ». Дети объединяются в группы и подбирают возможно большее число заданных слов. Затем учитель спрашивает, сколько слов-предметов обнаружила каждая группа и предлагает представителю той груп- пы, которая набрала больше слов, назвать их. Другие участники группы могут помогать от- вечающему. Члены других групп внимательно слушают и, если какой-либо предмет не был назван, добавляют его.

3. Подумайте и назовите по три слова-предмета на тему «Зима». Слова не должны по- вторяться.

4. Задумайте слово, которое отвечает на вопрос что? Ответьте на мой вопрос задуман- ным словом.

Например, задумано слово автобус. Учитель задѐ т вопросы чем? чего? чему? и др. Ученик отвечает: автобусом, автобуса, автобусу. Если ребѐ нок затрудняется с ответом, ему следует помочь, превратив грамматический вопрос в синтаксический, например: не нашѐ л чего?

5. Послушайте предложение. Повторите слова, которые называют предметы. Какие из них нужно изменить так, чтобы они отвечали на вопрос кто? что?

Собака помахивает хвостом. Ира пряталась под столом. По тропинке полз муравей.

******

Изучение имени существительного следует начинать с наблюдения слов, имеющих чѐ т- ко выраженное вещное значение. К ним легче ставить вопросы. Однако, здесь существует одна особенность: ученики могут ставить смысловые вопросы что? кто?, спрашивая о кон- кретном предмете, который они видят перед собой или ясно себе представляют, и отвечать на них, также имея в виду образ конкретного предмета. Впоследствии, когда они столкнут- ся со словами, имеющими более или менее абстрактное значение, например, народ, моло-


дость, темнота, эти слова не вызовут подобных ассоциаций, и ученики скажут, что вопрос что? к ним не подходит.

Чтобы этого не произошло, необходимо соблюдать три правила. Первое – учить детей ставить вопрос не к конкретному предмету, который они видят, а к слову, которым этот предмет называется. Для этого как только прозвучит название предмета, его изображение или сам предмет убирается из поля зрения и заменяется схемой слова, и ученики, работая, указывают на схему. Второе – нельзя ставить детей в условия, когда они должны спраши- вать про предмет, которого не видят или о котором не знают, например, спрашивать что? , глядя на закрытую картинку или на изображение незнакомого предмета. В этом случае во- прос, который задаст ученик, будет являться только смысловым. Если предмет неизвестен детям, следует сначала его назвать (например: это комод), а уже потом ставить вопрос к названному слову. И третье – с самого начала работы над любой частью речи необходимо обращать внимание учеников на окончания слов и учить чѐ тко проговаривать их, поскольку окончание (наряду с вопросом) может подсказать, к какой части речи относится слово (краснот а красн ая – красн еть ).

Выделение и анализ слов, называющих предметы, целесообразно осуществлять, в ос- новном, на фоне слов, называющих действия, и, в меньшей степени, признаки предметов.

Помимо вопросов кто? что?, внимание детей следует привлечь к «маленьким словам» он, она, оно, они, которыми можно заменить любое название предмета. Впоследствии они помогут ученикам правильно классифицировать существительные, не имеющие явного вещного значения, типа общество, дуновение (Оля почувствовала лѐ гкое дуновение. Оно было приятным. – Вместо какого слова я сказала «оно»? – Дуновение, оно, что? – Это слово относится к словам-предметам). Как правило, подобные существительные не вызы- вают у младших школьников предметных ассоциаций, поэтому они отказываются ставить к ним вопрос что?, и он, таким образом, из помощника превращается в источник дополни- тельных трудностей.

Введение местоимений поможет привлечь внимание учеников к окончанию существи- тельных, которые во многих словах стоят в безударной позиции и звучат нечѐ тко, а потому нередко окончание среднего рода существительного может смешиваться с окончанием женского рода , что приводит к неправильному определению рода и ошибкам при пись- ме: зеркал[а] – она, женский род. А у личных местоимений окончания всегда ударные, зна- чит, они могут служить проверочными словами.

В результате наблюдений ученики сделают вывод: слова, которые называют предметы, отвечают на вопросы кто? что? Любое слово-предмет всегда можно заменить словами он, она, оно, они.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...