Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.5. Наблюдение слов, называющих действие предмета




Со словами-действиями ученики уже познакомились, но эти слова стояли как бы на втором плане, «за спиной» слов-предметов. Теперь они перемещаются на передний план, а слова-предметы (имена существительные) несколько отступают в сторону, но не так дале- ко, как раньше слова-действия. Фактически работа будет вестись с обеими группами слов. Лишь на первом уроке учитель акцентирует внимание учеников на словах-действиях.

, а при
Графически слова-действия при выкладывании схем словосочетаний или предложений на доске и столе обозначаются полосками                                    записи в тетради – двумя чер- тами           .

Сначала в работе используются слова-действия с ясно выраженным значением движе- ния: бегает, кидает, скачет, летит. Рядом с ними для сравнения можно ставить слова- предметы, но так, чтобы не получалось предложения: радость – прыгаем, ягоды – танце- вать и т. п. Через короткое время не связанные смыслом пары можно заменить на простые нераспространенные предложения: солнце поднимается, скачет кенгуру, грохочет гром. Ученики упражняются в классификации слов, «пишут» графические диктанты, используя графические обозначения имѐ н существительных и глаголов, ставят к словам вопросы. В ходе упражнений делается вывод: если слово называет действие предмета, то оно отвечает на вопросы что делает? что сделает? что делают? и др.

Учитель может обратить внимание детей на разнообразие глагольных вопросов как


языковой факт, не поясняя пока причину такого разнообразия. Первые представления о причине разнообразия вопросов ученики получат при знакомстве с формами единственного и множественного числа глаголов, когда увидят специфические окончания, указывающие на число: пауки (что дела ют? ) плет ут – паук (что дела ет? ) плет ѐ т, охотник след ит – охотники след ят . Для большего подчѐ ркивания информации, заложенной в окончании, можно предложить ученикам определить число незнакомых слов типа стопорит – стопо- рят, оверлочит – оверлочат и поставить к ним соответствующие вопросы.

Здесь же можно понаблюдать за грамматической связью слов при помощи окончаний.

Подробно об этом см. § 2 гл. V).

Примерные виды заданий и упражнений.

1. Задумайте слово, отвечающее на вопрос кто? Назовите действия, которые этот пред- мет может выполнять. Начертите схемы слов-действий.

Образец записи:  ____        ,           ,           ,........................ (соловей летает, поѐ т,

свистит, прячется, пьѐ т, ловит …)

2. Рассмотрите картинку. Назовите действие. Поставьте к слову-действию вопрос. Примерный набор картинок: девочка кружится, экскаватор копает, спортсмен бежит,

охотник целится, рыбак ловит (рыбу) и т. п.

3. Послушайте два слова. Повторите слово-действие. Поставьте к нему вопрос. Последовательно предъявляются пары слов, не связанные между собой по смыслу (пер-

вая группа), затем слова, объединѐ нные смыслом (вторая группа).

а) лопата – свистят, верчу – холодильник, ресницы – кидаем, стучать – лепесток;

б) лошадь – ржать, мчаться – поезд, Лена – читать, ворковать – голубь, рыть – крот.

4. Рассмотрите картинки. Подумайте, к каким из них подойдѐ т название в виде слова- действия, а к каким – в виде слова-предмета?

Примерный набор картинок: предметные – шляпа, ковѐ р, чайник, аквариум, ложка; предмет в действии – бегущий заяц, летящая птица, прыгающая девочка, смеющийся клоун.

5. Послушайте два слова. Подумайте и скажите, какие действия может выполнять один предмет и не может другой.

змея - кукушка            ворона - собака                лошадь - лиса

6. Послушайте два слова. Как вы думаете, какие одинаковые действия они могут вы- полнять?

птица – человек волк – гусеница     соловей – стол

2. 2. 2. Знакомство с термином глагол

На предыдущих этапах, наблюдая слова с явно выраженным значением движения, ставя к ним вопросы, ученики усваивали понятие «глагол» на чувственном уровне. Переход на осмысление формальных признаков понятия происходит так же, как это было ранее с име- нем существительным, – через формирование обратной связи: если слово отвечает на во- прос что делает?, то оно обозначает действие предмета . На уроке рассматриваются слова,


обозначающие не полностью или полностью скрытое действие. Сначала типа обедает, пи- шет, рисует (т. е. субъект выполняет видимое действие, оставаясь при этом на одном мес- те), затем – спит, думает, смотрит, грустит и т. п.

Для того чтобы облегчить детям осознание таких «неподвижных» действий, целесооб- разно сравнивать их названия со словами-предметами вещного значения типа доска, чашка: например, чашка - грустят. Понимая, что слово чашка уж точно обозначает предмет, уче- ники методом исключения приходят к выводу, что слово грустят относится к словам- действиям. А отнеся его к словам-действиям, необходимо подтвердить это формальным признаком – вопросом.

На этом этапе работы целесообразно давать ученикам небольшие предложения из двух- трѐ х слов: Мальчик думает. Дедушка скоро уснул. При выделении того или иного слова, по- становке к нему вопроса и т. п., учитель первое время требует от учеников ответа только одним словом. Например: «Повторите слово-действие, поставьте к нему вопрос». От уче- ников требуется ответ: – Уснул. – Что сделал? – уснул. Нельзя принимать ответы: дедушка уснул, дедушка что сделал? - уснул. Это важно для того, чтобы дети привыкали произволь- но оперировать словами, а не образами, заключѐ нными в сочетаниях слов.

Как только ученики после наблюдений и упражнений сделают означенный выше вывод, а учитель сообщит, что эти слова называются глаголами, термин «глагол» вводится в учеб- ный лексикон аналогично термину «имя существительное», т. е. постепенно. Но если опре- деление имени существительного ученикам предложил учитель или они прочли его в учеб- нике, то определение глагола дети могут сделать самостоятельно.

Для примера рассмотрим фрагмент урока (на котором дети впервые познакомились с термином «глагол», или же урока, следующего непосредственно за ним).

– Послушайте (прочитайте) предложения. Найдите и выпишите слова-действия (глаго- лы). Рядом в скобках напишите вопросы.

Раздался громкий стук. Ванятка оглянулся и увидел дымок.

Дети выполняют задание парами или малыми группами.

Если учитель называет предложения устно, то работа проходит следующим образом. Предъявляется первое предложение, ученики обсуждают его между собой, находят глагол. Затем представитель каждой пары (группы) называет выделенное слово и ставит к нему во- прос. Убедившись, что глагол найден верно, дети записывают его в тетрадь вместе с соот- ветствующим вопросом. Учитель при необходимости уточняет правописание этого слова.

Если работа ведѐ тся с карточками, на которых каждое предложение написано с новой строки, то ученики совместными усилиями находят глаголы сразу во всех предложениях, ставят к ним вопросы, после чего списывают в тетради выделенные слова.

– Вы написали глаголы, поставили к ним вопросы. Давайте попробуем дать определе- ние глаголу, сказать, какие слова можно называть глаголами. Нам поможет определение имени существительного. Вспомните его.

Для того, чтобы детям было легче работать, можно открыть учебник на той странице, где дано определение имени существительного. Заменяя в его тексте признаки существи-


тельного признаками глагола, ученики выполнят задание, например:


Глаголы

Имена существительные


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...