3.2. Изучение мягких и твѐрдых согласных звуков
3. 2. Изучение мягких и твѐ рдых согласных звуков На уроках обучения чтению при знакомстве с очередной буквой согласного звука, в процессе чтения слогов и слов с этой буквой, учитель обращает внимание учеников на то, что одна и та же буква может обозначать два звука – мягкий и твѐ рдый (на – [на], ни – [н’и]). Букву, на которой удобно это показать, учитель выбирает самостоятельно, исходя из последовательности их изучения в букваре, по которому он работает. Не следует сразу вводить обозначение твѐ рдых и мягких согласных в схемах синим и зелѐ ным цветом. Необходимо предварительно создать и закрепить две новые цепочки ассо- циативных связи: «звук – преграда во рту – согласный звук – твѐ рдый согласный звук»; «звук – преграда во рту – согласный звук – мягкий согласный звук». Кроме того важно нау- чить детей правильно произносить мягкие согласные звуки, т. е. подкрепить слуховой образ артикуляционными ощущениями, иначе возникнет достаточно распространѐ нная среди младших школьников неточность, когда они при фонемном анализе не обозначают мяг- кость звука произношением, а говорят: «Это звук [н], он согласный, мягкий». Подобная не- точность чревата ошибками в обозначении мягкости согласного звука при письме. А чтобы не возникало неловкости при построении звуковых схем, на этом отрезке работы лучше ог- раничиться такими заданиями: 1. Послушайте слово. Назовите по порядку согласные звуки. (сани, кино, салют). 2. Послушайте слово. Начертите звуковую схему. Назовите второй согласный звук. Начертив схему, ученики найдут и обозначат красным цветом гласные звуки, затем на- зовут заданный согласный. 3. Назовите предмет (действие, признак) изображѐ нный на картинке. Рассмотрите дан- ную схему и скажите, соответствует она названному слову или нет. Назовите первый со- гласный звук.
4. Послушайте слово. Назовите мягкие согласные звуки. 5. Поиграем в игру «Скажи наоборот». Послушайте согласный звук. Если он твѐ рдый, произнесите его мягко. Если он мягкий, произнесите его твѐ рдо.
Когда ученики овладеют умением опознавать мягкие и твѐ рдые согласные звуки и про- износить их, перед учителем встанет задача удлинить предыдущие связи: «звук – преграда во рту – согласный звук – твѐ рдый согласный звук – синий цвет»; «звук – преграда во рту – согласный звук – мягкий согласный звук – зелѐ ный цвет». Эту задачу лучше решать по- этапно. Сначала ученикам предлагаются упражнения на закрепление первой связи. Дети чертят схемы слов, находят в них твѐ рдые согласные звуки и обозначают их синим цветом. Возможны упражнения в действиях обратного порядка: глядя на готовую схему, в которой звуки обозначены красным и синим цветом, ученики характеризуют каждый звук. Через непродолжительное время (возможно, на том же самом уроке или на следующем) такая ра- бота проделывается со второй связью. 3. 3. Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ѐ, ю, я, ь Ошибки в обозначении мягкости согласного звука в письменных работах детей группы академического риска встречаются достаточно часто и бывают обусловлены тремя факто- рами. Во-первых, ребѐ нок, допускающий подобные ошибки, может не различать на слух оп- позиционность согласных звуков по мягкости-твѐ рдости. Эта предпосылка легко диагно- стируется (см. § 3 в главе II). Если в классе имеются ученики с такой проблемой, учителю следует направить их к логопеду или подобрать из логопедической литературы специаль- ные упражнения для индивидуальной работы с ними.
Во-вторых, в основе подобных ошибок может лежать нечѐ ткость произношения. Если ребѐ нок не воспроизводит ясного артикуляционного уклада, а у него получается нечто среднее между твѐ рдым и мягким звуком, в кору головного мозга поступают нечѐ ткие им- пульсы, которые соотносятся с буквой согласного звука правильно, однако следующая бук- ва гласного звука определяется тем вариантом согласного, который был воспринят в ре- зультате «смазанного» произнесения. Дети с такой проблемой могут писать то кракает вместо крякает, или тубик вместо тюбик, то плявает вместо плавает, или криша вместо крыша. Для предупреждения или коррекции подобных ошибок следует совершенствовать произносительную сторону речи детей, использовать упражнения артикуляционной гимна- стики. В-третьих, ученики могут недостаточно ясно усвоить тот факт, что мягкость согласного звука обязательно надо обозначать при записи слова. Такая проблема, обычно, возникает у детей, которые не научили переключать сознание с информации, заключѐ нной в речи, на средства еѐ передачи, на знаковую систему языка. Они могут чѐ тко произносить мягкий со- гласный звук и, написав соответствующую букву, тут же оттормаживать его, переходя к обозначению буквой следующего гласного звука. Эти дети, как правило, составляют со- вершено правильные звуковые схемы, верно называют звуки в слове (например, говорят: «В слове коньки третий звук [н']»), но делают это только устно «для себя», забывая при письме показать мягкость звука «для других». Чтобы предупредить или исправить ошибки такого рода, учителю следует в работу с данной темой включать и блок коррекционных уп- ражнений (см. § 3 данной главы).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|