Технологический план усвоения модуля «Правописание безударных гласных в
Технологический план усвоения модуля «Правописание безударных гласных в корне слова»
Подготовительный этап Изучение подмодуля «Корень слова» 1. Наблюдение слов, имеющих общую часть 1. 1. Знакомство с корнем слова начинается уже в сентябре первого года обучения с ви- зуального выделения в словах, данных учителем, общей части. Ещѐ не пишущим и не читающим ученикам предлагается сравнивать два написанных один под другим однокоренных слова и зрительно находить в них одинаковые буквы (об- щую часть). Для этого необходимо подбирать такие слова, в которых нет повторяющихся букв, кроме тех, что входят в корень, например: коса лес вода пожар косит лесникводный пожарник Не подходят для сравнения слова типа рыба – рыбак, коза – козочка, потому что уче- ники нередко выделяют по одной букве, постепенно «собирая» из них общую часть слов (здесь К и в этом слове К, здесь О и здесь О, незнакомые буквы они могут просто указать – вот эта буква и эта одинаковые). При этом они неизбежно будут выделять все одинаковые буквы – и в корне и вне корня. Слова с повторяющимися буквами можно будет использо- вать для сравнения значительно позже, когда ученики изучат весь морфологический состав слова.
Эти упражнения, помимо подготовки к усвоению корня, позволяют решать ещѐ три очень важные задачи. 1) Развивают зрительное внимание и восприятие. Помимо недостаточно сформированного пространственного восприятия, у первокласс- ников нередко страдают устойчивость и произвольность зрительного восприятия, зритель- ный анализ, вследствие чего они не могут точно повторить образец, увидеть отличия одно- го объекта от другого и пр. Раннее введение упражнений в выделении общей части, когда дети формально ещѐ не изучали буквы, ставит их перед необходимостью рассматривать слова, как некий орнамент из знаков, пристально в него вглядываться, находить тождест- венные элементы. Здесь чтение является, скорее, нежелательным фактором. 2) Сравнение слов формирует умение рассматривать внешнюю сторону слова, абстра- гируясь от его смысла. В дошкольном детстве ребѐ нок, как уже говорилось, живѐ т в мире устной речи. Он принимает и передаѐ т информацию, не задумываясь над тем, как он это делает, какими средствами пользуется. Такое неосознание или неполное осознание внешней стороны сло- ва может долго сохраняться и у школьников, если учитель в своей работе будет опираться, в основном, только на лексические значения слов, уделяя мало внимания работе с их внеш- ней стороной. В результате может пострадать самоконтроль при письме. Например, напи- сав радга (вместо радуга), кроски (вместо краски), ребѐ нок может много раз прочитать сло- во правильно – радуга, краски. Он не замечает своей ошибки, потому что передаѐ т смысл, а сам буквенный комплекс слова не рассматривает. Чем раньше учитель научит ребѐ нка вглядываться в буквенный состав слов и видеть количество и последовательность букв, пе- реводя восприятие смысла на второй план сознания, тем лучше ребѐ нок будет запоминать
написание слов, тем раньше у него сформируется зрительный контроль. Для усиления этой работы коррекционно-развивающие технологии предполагают достаточно широкое вклю- чение незнакомых детям слов или моделей слов. В своѐ время академик Л. В. Щерба для наиболее чѐ ткого осмысления грамматических форм предложил использовать лингвистические модели грамматических связей в предло- жении. Широко известна его фраза о глокой куздре, бокре и бокрѐ нке, которая была созда- на с помощью искусственных слов. Этот приѐ м оказался весьма эффективным при обуче- нии младших школьников. Только место лингвистических моделей заняли малопонятные или вовсе непонятные ученикам слова, например, шуруп, бурундук, юрта, вигвам, плуг и т. д. Слова с незнакомым смыслом ставят детей перед необходимостью анализировать только буквенный состав, читать и откладывать в память буквы, их количество и их последова- тельность, сравнивать звуки и буквы, сопоставлять написания двух слов, искать похожие буквы или части слов и т. п. Использование незнакомых слов позволяет глубже постигать грамматику родной речи на знаковом информационном уровне. Так, начиная со II-го класса можно учить детей по- нимать информацию, содержащуюся в отдельных буквах (морфемах) слова. Например, в буквах –ая, -яя, -ое, -ее, -ой, -ый, -ий на конце имѐ н прилагательных заключена информация о роде и числе (квѐ лая, борзой, снулые). Сочетание букв -ѐ нок в слове указывает на то, что речь идѐ т о детѐ ныше животного (кулан – куланѐ нок, пардус – пардусѐ нок). Такие «откры- тия» развивают логическое мышление и способствуют повышению уровня обобщения. Работа с непонятными словами устраняет у детей страх перед необычными условиями задачи. Часто ученики отказываются решать ту или иную учебную задачу только потому, что она непривычна для них. Так, например, ученики, стоящие на пороге перехода в сред- нее звено, легко и свободно определяют род слов в словосочетании длинная дорога и отка- зываются делать это в сочетании репсовая понѐ ва именно потому, что им незнаком смысл слов. Однако они сделали бы это, если бы понимали формально-логическую сторону языка и умели осознанно пользоваться своим языковым чутьѐ м. Эти же ученики достаточно бы- стро определили, слова какого словосочетания стоят в форме женского рода, когда им предложили выбрать этот вариант из двух предложенных: репсовая понѐ ва – щербатый жѐ рнов.
Использование незнакомых слов для грамматического анализа развивает и раскрепоща- ет мышление учеников, формирует умение использовать полученные знания в нестандарт- ной ситуации, учит их понимать информацию, заключѐ нную в знаках. А это очень важно в современном информационном мире. 3) На примере слов дети учатся правильно выполнять собственно операцию сравнения. Умение находить сходство и различие – наиважнейшее умение для глубокого понима- ния сути вещей и явлений. Однако «…приѐ м сравнения не становится достоянием всех учеников. Только отдельные, наиболее развитые школьники сравнительно легко находят одинаковые и разные части слов (звуки или их сочетания). В большинстве же своѐ м учени- ки такую умственную операцию самостоятельно выполнить не могут». 1 Следовательно, важной задачей учителя становится, помимо прочего, формирование умения сравнивать и сопоставлять. Без этого умения невозможно выделить части слова, подобрать проверочное слово и т. д. Без него не сформируется умение переключать внимание со смысловой стороны слова на звуко-буквенную и наоборот. Выделяя общую часть или сравнивая слова по схеме (см. § 3 гл. I), ученики вынуждены очень внимательно их рассматривать, за счѐ т чего развивается и произвольность, и качество зрительного восприятия, а буквенный образ слов запечатлевается в их памяти. Слова для сравнения в 1-м полугодии 1 класса лучше писать печатными буквами, пото- му что они более привычны глазу ребѐ нка и разделены пробелами. В дальнейшем их сме- няют слова, написанные только письменными буквами. После выделения общей части еѐ следует сразу обозначать традиционной скобкой: лес – лесник. 1. 2. Наблюдая слова, имеющие общую часть, ученики осознают их смысловое единство. Изучая процесс усвоения детьми родственности слов по корню, Д. Н. Богоявленский установил, что они по-разному понимают это явление, и условно разделил учеников на «формалистов» и «наивных семантиков». «Формалисты» при опознавании родственных (однокоренных) слов опираются в основном на буквенный состав, мало задумываясь о се- мантическом родстве. Они могут отнести к группе однокоренных слова желтеть и жалко; полевой и полететь. «Наивные семантики» наоборот, основное внимание уделяют смыслу слова. Им трудно понять и, главное, принять, поверить, что слова моряк и заморские явля- ются родственными по корню, потому что «моряк – это такой дядя, он работает моряком», а «заморские страны – это где-то далеко-далеко, туда надо долго ехать».
Зная о такой особенности детского восприятия, учитель должен предусмотреть в своей работе два типа коррекционных упражнений, которые помогут соединить в сознании уче- ников оба эти признака – родственность по смыслу и общность по корню. Первый тип коррекционных упражнений – на классификацию слов по корню (для «формалистов») 1. На какие две группы по смыслу можно разделить слова? Спишите их в два столбика, выделите общую часть. а) Болеть, болтать, заболел, болтун, выболтать, больница, болезнь, болтушка. б) Желтеет лист, желтоватый огурец, загадать желание, крупный желток, желает играть. 2. Внимательно рассмотрите слова. Вдумайтесь в их смысл. Попробуйте в каждом слове увидеть, из какого слова оно «выросло»? Грушевый, блинный, разгрузить, верзила, слоновник, крабовые. (В четвѐ ртом слове это сделать невозможно. Оно введено для того, чтобы ученики уз- нали, что не каждое задание они могут выполнить, и в дальнейшем не пугались при встрече 1 Пути повышения качества усвоения знаний в начальных классах. – М., 1962. – С. 37. с ними). 3. Ответьте, пожалуйста, одним-двумя словами на вопросы. Чем пугает врагов жук-рогач? Когда поѐ т птица-зарянка? Что умеет делать белка-летяга? Какого цвета гриб-зеленушка? Чем питаются гусеницы бабочки-крапивницы и бабочки-капустницы? Второй тип коррекционных упражнений – на выделение общей части в группе слов (для «семантиков») 1. Рассмотрите две группы слов. В какой группе слова имеют общую часть? гора варить горка суп горец кастрюля 2. Прочитайте слова парами. Скажите, пожалуйста, все ли они близки по смыслу? У всех ли есть общая часть? Аист – аистята. Лошадь – жеребята. Ворона – воронята. Курица – цыплята. Свинья – поросята. Ласточка – птенцы. Кот – котята. 3. Сравните, пожалуйста, два слова, написанных слева. У которого из двух слов, напи- санных справа, есть такая же общая часть? коса косить трава, косец 4. Ученикам предлагается сюжетная картинка, на которой изображена часть кухни с ку- хонной утварью; около плиты повар что-то варит. На доске написаны два столбика слов.
варить кастрюля варенье ложка варѐ ный сковорода повар поварѐ шка Учитель даѐ т задание: – Рассмотрите картинку. Выделите в словах левого столбика одинаковую часть. После выполнения первой части задания следует вторая: – Прочитайте (послушайте) слова правого столбика. Рассмотрите их. Как вы думаете, какое слово из него можно перенести в левый столбик? Покажите стрелкой. 5. Рассмотрите слова. Послушайте (прочитайте) их. Похожи ли по смыслу слова в каж- дом столбике? Выделите, пожалуйста, общую часть. Есть ли в столбиках лишние слова? светят зима свет зимняя светильник мороз лампа зимовать 6. Рассмотрите (прочитайте) слова. Догадайтесь, из какого слова они выросли. Выдели- те его скобкой. рядышком рядом подряд рядовой ***** Помимо выделения общей части в словах, данных учителем, следует предусмотреть се- рию упражнений на подбор групп тематических слов. Эти упражнения послужат активиза- ции словаря учеников, а также углубят осознание семантического родства слов по корню и подготовят к усвоению понятия «проверочное слово». Через 5-6 уроков после начала выделения общей части в группе слов, когда дети уже осмыслят факт присутствия в нескольких словах общей части, в работу вводятся упражне- ния на подбор «светлых» слов (с корнем свет-), «зимних», «белых», «больных» и т. п. Ближе к концу учебного года можно будет предъявлять ученикам только корень, слова с которым они должны будут подбирать (например: — Сегодня подбираем слова с корнем - воз-). Учитель пишет корень на доске печатными буквами, а затем, по ходу работы, записы- вает (или это делают ученики, выходя по очереди к доске) однокоренные слова, выделяет общую часть дугой и постоянно предлагает проверить его соответствие: -ВОЗ- — возить, возница, перевоз, привоз, завозить и т. д. В подборе слов может принять участие Незнайка и предложить слово с похожей ча- стью, но не подходящее по смыслу, например, возможно. Регулярное включение в группу родственных одного-двух таких слов (желтизна, желтеть, желать; верблюд, верблюжий, верба) позволяет глубже понять семантическое родство слов и усвоить на чувственной ос- нове понятие «родственные (однокоренные) слова». Конечно, подбор родственных слов – это непростая для детей работа, поэтому им нуж- но как можно больше помогать, но прямых подсказок при этом быть не должно. Способы помощи ученикам при подборе групп однокоренных слов. 1. Толкование слова учителем: – Вспомните, как называют человека, который работает в саду, ухаживает за ним. (Садовник). 2. Выделение нужного слова из предложения: Путники остановились на ночлег у боль- шого стога сена. (Ночлег). 3. Подбор заданной части речи с опорой на вопрос: – Вспомните слово (имя прилага- тельное) с этим корнем, отвечающее на вопрос какая? 4. Подбор слова с опорой на вопрос и смысл словосочетания или предложения: – Ве- тер, который гуляет на воле, это ветер (какой? )… (вольный) 5. Отгадывание загадок, в которых слово-отгадка является искомым однокоренным словом. 6. Добавление слова в рифму.
7. Решение ребусов. Каждая морфема слова даѐ тся в виде шифрованного рисунка. 8. Конструирование слова из заданных частей: – Перед корнем, с которым мы работаем, добавьте по-, а сразу после корня -к-. Сами догадайтесь, каким звуком новое слово будет оканчиваться. (Белый – побелка). 9. Конструирование слова из частей, выделенных из других слов: – Возьмите первый слог у слова разведу, присоедините к нему корень, с которым мы работаем (-нос-), затем возьмите последний слог у слова ключик. (Разносчик). Вариант для учеников 2-4 классов, уже знакомых с морфемами: – Возьмите приставку в слове покачал, корень в слове купил, суффикс в слове ножка, окончание в слове мальчики. (Покупки).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|