2. Знакомство с терминами «корень слова», «однокоренные слова»
2. Знакомство с терминами «корень слова», «однокоренные слова» Проводя описанную выше работу, учитель внимательно наблюдает за развитием у де- тей умения выделять общую часть слова, и когда увидит, что все научились находить об- щую часть нескольких слов целиком, а не просто собирать еѐ по буквам, он вводит термин «корень слова». Это можно сделать при помощи известного сюжета «Чудо-дерево», причѐ м не обязательно использовать слова с приведѐ нным ниже корнем, учитель может выбрать любой другой, в частности, связав этот момент с изучением имени собственного, рассмот- реть в теме «Семья» корень -род-, образовать «родные» слова и написать имена всех родст- венников. Учитель рассказывает ученикам сказку, сопровождая еѐ демонстрацией. Жило-было маленькое слово рос. (Слово рос пишется в низу доски). Было оно коро- теньким, почти незаметным и очень одиноким. Не было у него ни братьев, ни сестѐ р, ни детей. Долгими вечерами сидело слово рос дома в полном одиночестве и скучало. Не то что поиграть, а даже поговорить не с кем. Тоскливо и обидно ему было, и пошло оно к царице Грамматике. Просит еѐ: «Помоги мне, царица Грамматика! Никого нет со мной рядом, одно я на всѐ м белом свете. Никто меня не любит, с днѐ м рождения не поздравляет. Пусто и одиноко в моѐ м доме». Задумалась царица Грамматика: чем горю помочь? - А хочешь, - вдруг говорит она, - я сделаю так, что из тебя самого целая куча твоих родственников вырастет? - Хочу, - отвечает слово рос, - если только это не больно! Хитро улыбнулась на это царица Грамматика и посадила слово рос в землю, как зѐ р- нышко. Водичкой его полила и тѐ плому солнышку хорошо светить наказала.
Прошло немного времени, и появился из земли росток. Очень быстро превратился росток в маленькое деревце. Оно росло, росло, становилось всѐ больше. И вот выросло большое дерево, проросли на нѐ м веточки и листочки. Разрослось чудо-дерево, стало пыш- ным, раскидистым, а вместо плодов на его ветках слова висят. По ходу сказки учитель рисует на доске большое дерево, на его ветвях вырастают слова (слово рос оказывается под деревом, там, где растут корни. Учитель заранее готовит таб- лички с однокоренными словами и размещает их на ветвях дерева. Слов может быть боль- ше, чем в сказке, можно добавить слова заросли, росточек, подросток. Таблички с ними после окончания сказки также помещаются на ветках нарисованного дерева. Затем в каждом слове ученики находят спрятавшееся слово рос. При этом учитель строит беседу так, чтобы дети предложили назвать общую часть корнем всех остальных слов, потому что именно из него «выросли» другие слова. После того, как дети познакомятся с термином «корень слова», начнѐ тся усвоение по- нятия «родственные (однокоренные) слова». Оно имеет два признака, которые отражены в названии. С обоими ученики уже познакомились: они наблюдали семантическое родство слов и учились отделять его от синонимии; они группировали слова, имеющие общую часть, и назвали эту часть корнем. Дети готовы к тому, чтобы обобщить разрозненные зна- ния об этом языковом явлении и создать систему ассоциативных связей «общий корень – общий смысл – термин «родственные слова». Важно, чтобы при определении понятия уче- ники не теряли один из признаков, что нередко с ними происходит. На следующих уроках они будут с помощью учителя подбирать гнѐ зда слов, сравнивая их и определяя общий смысл. Учитель постоянно подчѐ ркивает, что слова имеют одинако- вый корень и общий смысл. Для закрепления этого время от времени Незнайка будет пы- таться включать в гнѐ зда синонимы, например, луна, лунный, месяц, лунатик, прилуниться; веселье, весѐ лый, веселиться, радоваться.
Наблюдения закончатся выводом: если у слов одинаковый корень и похожий смысл, значит, этот смысл заключѐ н в корне, а слова с одинаковым корнем и похожим смыслом называются родственными или однокоренными. После такого вывода учитель предлагает детям подтвердить или опровергнуть утвер- ждение, что слова шипит и шипы, рисунок и рисовый, гора и горе – однокоренные. Лучше это сделать с помощью Незнайки. Зная, что он всегда делает ошибки, ученики вынуждены будут искать доказательства неправильности такого утверждения, хотя некоторым из них, может быть, и покажется, что Незнайка прав. Подбирая гнѐ зда родственных слов к каждому из слов этих пар, они убеждаются, что хотя слова и имеют похожий корень, но не являются родственными, потому что у них нет общего значения. Следовательно, они похожи по од- ному признаку, но не похожи по другому, поэтому их нельзя объединять. Следует обрат- ный вывод: родственными или однокоренными можно назвать только те слова, у которых и одинаковый корень и похожий смысл.
3. Наблюдение места ударения по отношению к корню В тот момент, когда ученики по линии изучения подмодуля «Ударение» уже познако- мились с этим понятием и упражняются в определении ударных гласных, учитель связыва- ет работу по выделению корня с позицией ударения в слове (см. технологический план). При выполнении очередного запланированного для данного урока задания, он просит детей подобрать к какому-либо слову три-четыре однокоренных и обозначить в них ударе- ние, а затем спрашивает: – Что вы можете сказать о корне слов и ударном гласном звуке? Выслушивая различные ответы учеников, не следует сразу давать им оценку или ком- ментировать их. Пусть дети выскажут то, что они действительно думают по этому поводу. Такие свободные высказывания могут о многом рассказать внимательному учителю: они раскрывают ход детских мыслей и одновременно подсказывают направление методической и коррекционной работы. Когда обсуждение закончится, учитель поможет детям увидеть, что в одних словах ударный гласный находится в корне слова, а в других – вне корня. И это явление дети будут наблюдать на протяжении последующих уроков до тех пор, пока оно не закрепится в их сознании.
Наблюдение места ударения по отношению к корню слова завершает знакомство с но- вым для учеников понятием «корень слова». Далее, до конца обучения в начальной школе, они будут упражняться в выделении корня, доводя это умение до уровня навыка. А по линии изучения модуля «Безударные гласные в корне слова» подмодуль «Корень слова» сливается с подмодулем «Ударение» (см. технологический план).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|