Изучение подмодуля «Ударение». 1. Осознание смыслоразличительной роли ударения
Изучение подмодуля «Ударение» 1. Осознание смыслоразличительной роли ударения
Традиционная методика предлагала знакомить детей с фонетическим ударением, от- хлопывая слово и выделяя ударный слог более сильным хлопком. Но чтобы выделить удар- ный слог, надо уже понимать, что такое ударение, и уметь его определять. В противном случае ученики отхлопывают все слоги с одинаковой силой, произнося слово скандирован- но, словно отрубая от него каждый слог – мó -лó -кó. Не более эффективен и методический приѐ м, который предлагает ребѐ нку «позвать»: – Эй, машииина! Но если ребѐ нок не знает о наличии в слове ударного звука, то он может звать машину так, как сделал бы это в практической жизни: – Эй, машиии-нааа! или: – Эй, мааа-шии-нааа!!! Возможно, он и протянет чуть дольше других звук [и], но вряд ли заметит
это. Низкая эффективность традиционных приѐ мов обусловлена тем, что они опираются лишь на формально-логический аспект ударения – более выраженное звучание одного из слогов (звуков). При этом сущностная сторона ударения – его смыслоразличительная роль – в работе участвует слабо. Психологические законы усвоения понятия требуют, чтобы это понятие сначала было рассмотрено с сущностной стороны, на образном или чувственном уровне, и лишь потом – с формально-логической. Если учитель хочет, чтобы понятие «ударение» было учениками осмыслено и усвоено, то надо начинать с его смыслоразличительной роли. На одном из уроков в начале первого года обучения ученики сталкиваются с явлением разрушения смысла слова. Это может произойти, например, при определении количества слов в группе, когда учитель продиктует их с неправильным ударением (см. с. 148), или при слиянии отдельных звуков в слова, если кто-то из детей произнесѐ т получившееся слово неправильно (см. с. 201). Возможен и другой вариант. Начиная урок, учитель произнесѐ т в несколько ускоренном темпе примерно такую фразу: Как хó рошо, что сé годня утрó м вы все прú шли в школý. Реакцией на такую фразу будут округлившиеся от удивления глаза учеников: «Что вы сказали? » Учитель повторит фразу с тем же неправильным ударением, но медленнее, слегка разделяя слова. Для кого-то из учеников смысл фразы прояснится, но недоумение останется, поскольку они не привыкли к восприятию такого произношения и не ожидали его. Теперь удивится учитель: она выразила удовольствие от того, что снова видит своих учеников, а те почему-то еѐ не понимают! – Как хорошо, что сегодня утром вы все пришли в школу!
Произнеся фразу уже с правильным ударением, она спросит, что думают дети по пово- ду продемонстрированного явления. Выслушав их ответы, учитель поможет детям увидеть, что слова произносятся практически одинаково, т. е. они состоят из одинаковых звуков, их последовательность и количество не меняются, а слово то понятно, то становится каким-то не таким. Почему? Объяснить этого ученики не смогут, потому что пока ещѐ не владеют соответствующими понятиями, они просто скажут, что слово «не так произносится» (- Вы не так говорите! ). Установлен новый факт языка, который дети оформляют в вид вывода: одно и то же слово можно произнести по-разному: правильно и неправильно. Для упражнений в переносе ударения сначала используются только двусложные слова типа рука, корка, книга, затем постепенно вводятся трѐ хсложные слова типа рукава, кирпи- чи. Привлекать к работе четырѐ хсложные слова нецелесообразно, так как это трудно для первоклассников. Учителю следует учитывать, что далеко не все дети группы риска способны произволь- но изменить ударение в слове. Это умение, как и любое другое, необходимо специально формировать. Происходит это в определѐ нной последовательности. Сначала учитель даѐ т образцы «неправильного» произношения слова, а ученики их лишь повторяют. Благодаря этому дети привыкают к необычному языковому явлению и начинают чувствовать его своеобразие. Когда учитель увидит, что дети уже более или менее привыкли к необычному произношению слов, она станет побуждать учеников к самостоятельному переносу ударе- ния, помогая им в случае явного затруднения и поощряя успехи. Упражнения в «правильном» и «неправильном» произнесении слов вкрапливаются в ход любого урока, причѐ м не обязательно только уроков письма или чтения, но и других. Время от времени учитель предлагает какое-нибудь слово, прозвучавшее в ходе урока, про- изнести «правильно» и «неправильно». Такие упражнения, во-первых, помогают ученикам уяснить смыслоразличительную роль ударения, во-вторых, учат обозначать голосом удар- ный звук «для других» и слышать его «для себя», в-третьих, побуждают обращать внима- ние на внешнюю, звуковую сторону слова.
Очень важно, чтобы при выполнении подобных упражнений и учитель, и ученики про- износили слова очень спокойно, в обычной разговорной манере, лишь чуть-чуть утрируя произнесение одного из гласных звуков, чтобы основное внимание было направлено на смысл слова и его разрушение. Чересчур утрированное выделение одного гласного звука приводит к тому, что внимание детей концентрируется на звуковой игре со словом, а не на его смысле. Термин «ударение» пока не используется. Помня о правиле самостоятельности, учитель постепенно и не спеша подводит детей к тому, чтобы они сами назвали это языковое явле- ние. Параллельно с этой работой происходит усвоение понятия «родственные (однокорен- ные) слова». Они рассматривают группы слов, которые даѐ т им учитель, и выделяют в них общую часть, обозначая еѐ скобкой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|