Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Омер-зительных форм нравственного падения, могло быть обусловлено лишь.




Одним - ссылкой на то, что ответ-ственность за поведение индивида падает

Не на него, а на социальные условия. Намек на такое решение имеется и в

Фильме: не случайно наиболее решительно осуждает Бертоне молодая сеньора

Фассио - благо-родная патриотка, чей муж становится жертвой гес-тапо, и

Одновременно - аристократка, никогда не знавшая забот о хлебе насущном,

для которой чашка "настоящего кофе", которую с такой гордостью

Пред-лагает ей Бертоне, - отвратительная бурда. При всей кощунственности

Самого сопоставления ее с Бер-тоне, - зрителю очевидно, что ее

Благородство нико-гда не подвергалось тем унизительным испытаниям,

Которые для него - основа каждодневного существо-вания.

И все же то, что авторы фильма не хотят таким об-разом оправдать своего

Героя, видно хотя бы из того, что именно такое объяснение он сам

Услужливо пред-лагает зрителю. Когда шеф гестапо полковник Мюллер

Предлагает попавшему в безвыходное поло-жение Бертоне разыграть роль

Героя Сопротивления генерала Делла Ровере и знакомит его с послужным

списком последнего, у Бертоне вырывается завистли-вое восклицание: "Еще

бы ему не сделать быструю карьеру! Женился на дочке пьемонтского

Генерала; его тетка, маркиза ди Баррино, умерла в двадцать восьмом году,

Сделав его своим единственным наслед-ником; он подозревается в

Причастности к масонам; дядя его - кардинал... Нет, мне просто смешно

... А я пробивался сам, дорогой полковник. Я всем обязан только себе".

Вложив это объяснение в уста такого героя, авторы фильма явно отвергают

Подобный упрощенный ход,. хотя как некоторая возможность объяснения он

оста-ется где-то на заднем плане. (70) Установив и неприглядность

Настоящего облика ге-роя, и его ответственность за собственное падение,

Ав-торы фильма вводят один - казалось бы, незначи-тельный в общем

Развитии действия -- эпизод Бер-тоне скрывается под ложным именем

Инженера Гри-мальди (или полковника Гримальди). Вместе с этим именем он,

Сам того не зная, присвоил себе важные преступления против немецких

Оккупационных влас-тей - Гримальди разыскивается за помощь партиза-нам.

В глубине души симпатизирующий герою полков-ник Мюллер не без иронии

Спрашивает его: кем он предпочитает предстать перед судом - Бертоне или

Гримальди? Герой не испытывает на этот счет ника-ких колебаний: как

мелкий жулик Бертоне он рис-кует лишь тюремным заключением, а

Приближающееся окончание войны сулит амнистию, в роли же Гри-мальди ему

Гарантирован расстрел. Герой - мелкий жулик и предпочитает им

Оставаться. И, хотя это ре-шение вполне естественно, оно даже

Разочаровывает шефа гестапо - он окончательно убеждается, что этому не

Лишенному обаяния ничтожеству чужды лю-бые возвышенные порывы.

Так определен характер героя, которому все тот же Мюллер предлагает для

Спасения себя оказать услугу гестапо - разыграть роль якобы захваченного

В плен (на самом деле - убитого) героя Сопротивления ге-нерала Делла

Ровере, войти в сношение с подпольщи-ками и выдать их немцам. Бертоне

Оказывается в тюрьме в роли аристократа, профессионального воен-ного,

Патриота и героя, которому даже враги вынуж-дены высказывать уважение.

Перед нами - подонок, играющий роль героя. Если бы этим дело и

Ограничилось, то оправдались бы пред-ставления в остальном полярно

Противоположных Мюллера и юной Фассио, которые убеждены, что по-нимают

Людей и имеют право их судить, а для зрите-лей вся вторая половина

Фильма стала бы излишней. Однако события развертываются вопреки всем,

Столь тщательно установленным, инерциям ожидания. Даль-нейшая судьба

Бертоне - борьба между его сущно-стью мелкого жулика (но и артиста, в

Какой-то мере--ребенка, сохранившего в душе искры наивности и та-ланта)

И принятой им на себя ролью. Пройдя все (71) круги ада, бомбежки,

Ожидание смерти, находясь под облагораживающим воздействием принятой им

На себя роли, он превращает маску в сущность, становится генералом Делла

Ровере. Эта удивительная трансфор-мация происходит на глазах у

Ошеломленного зрителя и совершается с бесспорной убедительностью. Герой

Добровольно идет на смерть, умирает, не выдав уже открывшихся ему

Подпольщиков, пишет предсмертную записку чужой жене и чужому сыну и -

Присвоив себе даже аристократические предрассудки своего alter ego - под

Дулами эсэсовских автоматов благослов-ляет Италию и короля.

Не будем сейчас останавливаться на глубоко гуман-ной и сложной

Художественной идее фильма. Нас сей-час интересует более частный аспект

- то чувство. правды, которое возникает в зрителе в связи с тем, что

Актер, подчиненный одновременно двум заданным нор-мам поведения, в одной

из них фатально вынужден "выходить из образа", чтобы "быть в образе" в

Другой. Эта осцилляция между двумя закономерностями соз-дает необходимую

Непредсказуемость (информатив-ность) в пределах каждой из них.

В качестве примера можно было бы сослаться еще на одно наблюдение:

Анализируя икону богоматери кисти Андрея Рублева, П. А. Флоренский

Заметил, что верхняя и нижняя части лица святой дают резко от-личающиеся

Черты ее живописной характеристики.

Приведенные примеры заимствованы из комического и трагического,

Условного и бытового искусства и, как кажется, позволяют сделать вывод,

Что установление норм и выпадение из них, автоматизация и

Деавтоматизация составляют одну из глубинных закономерно-стей

Художественного текста. С особенной силой это проявляется в

Кинематографе.

Соположение разнородных элементов - широко применяемое в искусстве

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...