Омер-зительных форм нравственного падения, могло быть обусловлено лишь.
Одним - ссылкой на то, что ответ-ственность за поведение индивида падает Не на него, а на социальные условия. Намек на такое решение имеется и в Фильме: не случайно наиболее решительно осуждает Бертоне молодая сеньора Фассио - благо-родная патриотка, чей муж становится жертвой гес-тапо, и Одновременно - аристократка, никогда не знавшая забот о хлебе насущном, для которой чашка "настоящего кофе", которую с такой гордостью Пред-лагает ей Бертоне, - отвратительная бурда. При всей кощунственности Самого сопоставления ее с Бер-тоне, - зрителю очевидно, что ее Благородство нико-гда не подвергалось тем унизительным испытаниям, Которые для него - основа каждодневного существо-вания. И все же то, что авторы фильма не хотят таким об-разом оправдать своего Героя, видно хотя бы из того, что именно такое объяснение он сам Услужливо пред-лагает зрителю. Когда шеф гестапо полковник Мюллер Предлагает попавшему в безвыходное поло-жение Бертоне разыграть роль Героя Сопротивления генерала Делла Ровере и знакомит его с послужным списком последнего, у Бертоне вырывается завистли-вое восклицание: "Еще бы ему не сделать быструю карьеру! Женился на дочке пьемонтского Генерала; его тетка, маркиза ди Баррино, умерла в двадцать восьмом году, Сделав его своим единственным наслед-ником; он подозревается в Причастности к масонам; дядя его - кардинал... Нет, мне просто смешно ... А я пробивался сам, дорогой полковник. Я всем обязан только себе". Вложив это объяснение в уста такого героя, авторы фильма явно отвергают Подобный упрощенный ход,. хотя как некоторая возможность объяснения он
оста-ется где-то на заднем плане. (70) Установив и неприглядность Настоящего облика ге-роя, и его ответственность за собственное падение, Ав-торы фильма вводят один - казалось бы, незначи-тельный в общем Развитии действия -- эпизод Бер-тоне скрывается под ложным именем Инженера Гри-мальди (или полковника Гримальди). Вместе с этим именем он, Сам того не зная, присвоил себе важные преступления против немецких Оккупационных влас-тей - Гримальди разыскивается за помощь партиза-нам. В глубине души симпатизирующий герою полков-ник Мюллер не без иронии Спрашивает его: кем он предпочитает предстать перед судом - Бертоне или Гримальди? Герой не испытывает на этот счет ника-ких колебаний: как мелкий жулик Бертоне он рис-кует лишь тюремным заключением, а Приближающееся окончание войны сулит амнистию, в роли же Гри-мальди ему Гарантирован расстрел. Герой - мелкий жулик и предпочитает им Оставаться. И, хотя это ре-шение вполне естественно, оно даже Разочаровывает шефа гестапо - он окончательно убеждается, что этому не Лишенному обаяния ничтожеству чужды лю-бые возвышенные порывы. Так определен характер героя, которому все тот же Мюллер предлагает для Спасения себя оказать услугу гестапо - разыграть роль якобы захваченного В плен (на самом деле - убитого) героя Сопротивления ге-нерала Делла Ровере, войти в сношение с подпольщи-ками и выдать их немцам. Бертоне Оказывается в тюрьме в роли аристократа, профессионального воен-ного, Патриота и героя, которому даже враги вынуж-дены высказывать уважение. Перед нами - подонок, играющий роль героя. Если бы этим дело и Ограничилось, то оправдались бы пред-ставления в остальном полярно
Противоположных Мюллера и юной Фассио, которые убеждены, что по-нимают Людей и имеют право их судить, а для зрите-лей вся вторая половина Фильма стала бы излишней. Однако события развертываются вопреки всем, Столь тщательно установленным, инерциям ожидания. Даль-нейшая судьба Бертоне - борьба между его сущно-стью мелкого жулика (но и артиста, в Какой-то мере--ребенка, сохранившего в душе искры наивности и та-ланта) И принятой им на себя ролью. Пройдя все (71) круги ада, бомбежки, Ожидание смерти, находясь под облагораживающим воздействием принятой им На себя роли, он превращает маску в сущность, становится генералом Делла Ровере. Эта удивительная трансфор-мация происходит на глазах у Ошеломленного зрителя и совершается с бесспорной убедительностью. Герой Добровольно идет на смерть, умирает, не выдав уже открывшихся ему Подпольщиков, пишет предсмертную записку чужой жене и чужому сыну и - Присвоив себе даже аристократические предрассудки своего alter ego - под Дулами эсэсовских автоматов благослов-ляет Италию и короля. Не будем сейчас останавливаться на глубоко гуман-ной и сложной Художественной идее фильма. Нас сей-час интересует более частный аспект - то чувство. правды, которое возникает в зрителе в связи с тем, что Актер, подчиненный одновременно двум заданным нор-мам поведения, в одной из них фатально вынужден "выходить из образа", чтобы "быть в образе" в Другой. Эта осцилляция между двумя закономерностями соз-дает необходимую Непредсказуемость (информатив-ность) в пределах каждой из них. В качестве примера можно было бы сослаться еще на одно наблюдение: Анализируя икону богоматери кисти Андрея Рублева, П. А. Флоренский Заметил, что верхняя и нижняя части лица святой дают резко от-личающиеся Черты ее живописной характеристики. Приведенные примеры заимствованы из комического и трагического, Условного и бытового искусства и, как кажется, позволяют сделать вывод, Что установление норм и выпадение из них, автоматизация и Деавтоматизация составляют одну из глубинных закономерно-стей
Художественного текста. С особенной силой это проявляется в Кинематографе. Соположение разнородных элементов - широко применяемое в искусстве
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|