Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Включение в полотно художника, внесение рисуемой им картины в




Срисовываемую действительность - та-кое же соединение предельно

Реального изображения с подчеркиванием, что это именно изображение, то

есть условность, как и в "Восемь с половиной" или "Все на продажу".

Наконец, в глубине полотна мы видим стену, увешанную картинами,

Добавляющими к реаль-ному пространству комнаты, переданному средствами

Живописи, условное пространство живописи, передан-ное средствами

Живописи же. И, наконец, в глубине картины - зеркало, в котором

Отражается то, что ви-дит художник и что изображено на скрытой от нас

Поверхности его картины. Для нас, в данном случае, интересна не

Смелость, с которой Веласкес разрывает плоское пространство полотна, а

Стремление поменять субъект и объект местами, создав картину о картине.

(********)

Аналогичным примером в реалистической прозе мо-жет быть "Рассказ об

одном романе" М. Горького (1924 год) с демонстративным смешением "героев

из жизни" и "из романа" в едином условном сюжете. (80)

* С. Эйзенштейн. Избр. произведения в шести томах, т. 2, стр. 283.

** Там же, стр. 331-332.

*** Воззрения Базена изложены в широко известной четырехтомной работе:

Апdre Вагiп. Qu'est-ce que le cinema?, vol. I-IV. Русский перевод

статьи "Эволюция киноязыка", опубликовав в т. 1 (1958), напечатан в сб.

"Сюжет в кино", вып. 5, М" "Искусство", 1965, по которому мы цитируем

Его; см. стр. 312,

**** См.: I. Fonagy. Informationsgehalt von Wort und Laut in der

Dichtung. "Роеtics. Роеtуkа. Поэтика". Warszawa, 1961.

***** Об этом см. в кандидатской диссертации В. А. Зарецкого "Семантика

и структура словесного художественного образа", 1965.

****** Ср. известное положение теории информации: чем ограничен-нее

Алфавит системы и чем больше помех (шума) в канале связи, тем

Пространнее должен быть текст, передающий некоторую кон-стантную

Величину информации.

******* Ф. Скотт Фицджеральд. Ночь нежна. М., 1971, стр. 352-353.

******** См,: М. Foucault. Lеs mots et les choses. 1966, р. 318-319.

ГЛАВА ВОСЬМАЯ. СТРУКТУРА КИНОПОВЕСТВОВАНИЯ

Кинотекст может рассматриваться одновременно как дискретный,

Составленный из знаков, и недискрет-ный, в котором значение

Приписывается непосредст-венно тексту.

Киномонтаж также можно выделить двух родов: присоединение к кадру

Другого кадра и присоединение к кадру его же самого (с какими-либо

Модальными изменениями или без них: смену коротких динамиче-ских кадров

Сверхдлинным и неподвижным можно рассматривать как результат - во втором

Случае - мон-тажа, при котором к кадру присоединен он сам). Мон-таж

Разных кадров активизирует смысловой стык, делает его основным носителем

Значений, монтаж однородных кадров делает стык незаметным, а смыс-ловой

Переход - постепенным. Поэтому, хотя монтаж по своей природе

Предполагает дискретность, при де-монстрации ленты с имманентным

Переходом кадра в кадр для зрителя дискретность скрадывается так же, как

В живой речи скрадываются границы между струк-турными единицами.

Так возникает кинематограф, ориентированный на структуру

действительности (ее "язык" по терминологии Соссюра) или же на ее

непосредственно-эмпирическую данность ("речь", в той же терминологии).

Реально в тексте, конечно, присутствуют и "язык" и "речь" - дело идет

Лишь о некоторой режиссерской ориентации, при которой одна тенденция

подчеркивается и сознательно выделяется на первый план, а вторая

Скрадывается.

На этой основе возникают два типа повествования. Наш строй мысли, наши

Привычные представления, многие из которых нам кажутся присущими самой

(81) природе человека, сформированы словесной культурой, культурой, в

Которой человеческая речь играет роль ос-новополагающей коммуникативной

Системы. Агрессив-но вторгаясь во все сферы семиозиса, она

Переформиро-вывает их по своему образу и подобию. Она словесна и

Нацелена на коммуникацию с другим индивидуумом. Несловесные или

Направленные на коммуникацию с самой собой системы в той или иной мере

Подавлены господствующим типом коммуникации. Поэтому, даже моделируя

"рассказ при помощи картин", мы перено-сим на него схему словесного

Повествования. Тем бо-лее мы склонны забывать, что привычное

Повествова-ние с помощью языка и слов - лишь один из двух возможных

Типов рассказа.

Первый воспроизводит словесный рассказ: он строится на прибавлении к

Единице текста еще одной еди-ницы, затем следующей и получении, таким

Образом, повествовательной цепочки.

Соединение цепочки различных кадров в осмыслен-ную последовательность

Составляет рассказ.

Другой тип повествования - трансформация одного и того же кадра.

Вспомним строчку Фета: "Ряд вол-шебных изменений милого лица". Цепь

Изменении лица - конечно, повествование. Но при этом происхо-дит не

Объединение множества знаков в цепочках, а трансформация одного и того

Же знака. Напомним от-носящуюся к первым шагам кино ленту фотофона

Деммени: актер, произносящий слова "Я вас люблю".

Если на ленте изображение представлено как дис-кретная

Последовательность различных изображение то для зрителя это -

Недискретное изменение одного,

Если в первом случае повествовательность возникает за счет того, что

Рисунки используются как слова, то во втором возникает нарративность

Собственно изобразительного типа. Способность превращения иконического

Знака в повествовательный текст связана с на-личием в нем некоторых

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...