Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подвижных элементов. Так, на приведенном далее рисунке можно выделить




кон-стантные элементы, позволяющие сказать про все изо-бражения: "Одно

лицо", а при слитном их проецировании заставляющие воспринимать

Изображение как один кадр. Но есть и переменные (способные в преде-лах

Данного кадра меняться) элементы. (82) Для того, чтобы разные кадры

Могли быть соеди-нены в осмысленную цепочку, у них должен быть об-щий

Элемент какого-либо уровня: это может быть одно и то же изображение

другим планом или два раз-личных изображения с общим модусом. Совпадение

Может быть смысловым (свисток милиционера и сви-сток паровоза). Может

Повторяться деталь (шагаю-щие по обломкам стекла ноги Марка и ноги

Бориса по лужам в "Летят журавли" М. Калатозова), подчер-киваться

Единство направления действия (кадр вы-стрела сменяется кадром падения

Тела) и пр. Важно одно: при соединении различных кадров некоторый

Дифференцирующий элемент повторяется, а при транс-формации кадра он

Становится основой для различе-ния. В одном случае проявляется тенденция

К резким семантическим сближениям, а в другом - к смысло-вому

Микроанализу, расщеплению.

Первый тип характерен для подчеркнуто мрнтажного кинематографа. Он

Выдвигает вперед проблему структуры мира и строится как система

Скачкообраз-ных переходов от одного композиционного узла к другому.

Второй тип ориентирован на непрерывное повество-вание, имитирующее

Естественное течение жизни. В первом случае режиссер дает нам

"грамматику жи-зни", предоставляя самим находить жизненные текстеы,

Иллюстрирующие его модель. Во втором он дает нам тексты, предоставляя

самим извлекать из них "грамма-тическую структуру". Однако, если

Исключить чисто экспериментальные ленты, речь может идти лишь и

Доминировании той или иной тенденции, поскольку это враги, нуждающиеся

Друг в друге. (84)

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. СЮЖЕТ В КИНО

Все существующие в истории человеческой культуры тексты - художественные

И нехудожественные - делятся на две группы: одна как бы отвечает на

вопрос."что это такое?" (или "как это устроено?"), а вторая - "как это

случилось?" ("каким образом это произошло?"). Первые тексты мы будем

Называть бессюжетными, вторые сюжетными. С этой точки зрения,

Бес-сюжетные тексты утверждают некоторый порядок, регулярность,

Классификацию. Они будут вскрывать структуру жизни на каком-либо уровне

Ее организации - будь то учебник по квантовой механике, правила уличного

Движения, расписание поездов, описание иерархии богов античного Олимпа

Или атлас небесных светил. Эти тексты по своей природе статичны. Если же

Они описывают движения, то это движения регу-лярно и правильно

Повторяющиеся, всегда равные самим себе.

Сюжетные тексты всегда представляют собой "слу-чай", происшествие (не

случайно определение сюжет-ного текста "новелла" происходит от слова

"новость") - до, чего до сих пор не бывало или же не должно было быть.

Сюжетный текст - борьба между некоторым порядком, классификацией,

Моделью мира и их нарушением. Один пласт такой структуры строится на

Невозможности нарушения, а другой - на невозможности ненарушения

Установленной системы. Поэтому ясен революционизирующий смысл сюжетных

Повествова-ний и значение, которое построение этого типа приобретает для

Искусства.

Будучи по природе динамическим, диалектически (85) сложным началом,

Сюжет в искусстве еще более усложняет собой структурную сущность

Произведения.

Сюжет - последовательность значимых элементе) текста, динамически

Противопоставленных его классификационному строю.

Структура мира предстает перед героем как система запретов, иерархия

Границ, переход через которые невозможен. Это может быть черта,

отделяющая "дом" от "леса" в волшебной сказке, живых от мертвых- в мифе,

Мир Монтекки и мир Капулетти, знать и простонародье, богатство и нищету.

Герои, закрепленный за каким-либо из этих миров, в сюжетном отношена

Неподвижны. Им противостоит (чаще всего - один) динамический герой,

Обладающий способностью пре-одолевать границу, пересечение которой для

Остальных героев немыслимо: живой, он спускается в царство теней,

Простолюдин - влюбляется в дворянку, бедняк - добивается богатства.

Именно пересечений границы запрета составляет значимый элемент в

Поведении персонажа, то есть событие. Поскольку разделение сюжетного

Пространства на две части одной границей является лишь наиболее

Элементарным ви-дом членения (гораздо чаще мы имеем дело с иерархией

Запретов разной значимости и ценности), то и пересечение

Границ-запретов, как правило, будет реализовываться не как однократный

Акт - событие, а в виде цепочки событий - сюжета.

Однако художественный сюжет движется в поле не одной, а, минимум, двух

Так или иначе соотнесенных (часто антитетически) иерархий запретов. Это

Придает сюжетной структуре характер смыслового мерцания: одни и те же

Эпизоды оказываются композиционно не равными самим себе, то выступая в

Качестве сюжетных событий с определенным значением, то приобретая иную

Семантику, то, вообще, теряя качество события. Поэтому, если

Нехудожественный сюжет однолинеен и графически может быть изображен в

Виде траектории движущейся точки, то художественный - переплете-ние

Линий, получающих смысл лишь в сложном дина-мическом контексте. (86)

Сюжетный текст обязательно представляет собой повествование.

Повествование, рассказывание всегда, в отличие от системы, представляет

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...